Военно-морской флот России


Подводный минный заградитель “Краб”  

Описание Фотографии  
     
В 1906 году М.П. Налетов представил Морскому техническому комитету проект подводного минного заградителя водоизмещением около 300 тонн. Проект имел ряд недоработок и не был принят. После рассмотрения замечаний Налетовым были разработаны второй вариант подводного заградителя водоизмещением 450 тонн и третий - водоизмещением 470 тонн.

Четвертый, последний вариант заградителя был разработан Налетовым в 1907 году. 2 октября 1907 года спецификация с чертежами и проект контракта были представлены Николаевским заводом "Наваль" на утверждение Морского министерства. В 1908 г. Морское министерство выдало заводу "Наваль" заказ на строительство подводного минного заградителя.

Летом 1909 года, после испытания моделей подводной лодки в опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налетов был назначен консультантом при постройке подводной лодки.

Параллельно с постройкой подводного заградителя велись изготовление и испытания мин, сконструированных М.П. Налетовым, которые должны были обладать нулевой плавучестью, при этом возник спор между Налетовым и минным отделом Морского технического комитета о приоритете в изобретении мин подобного типа.

В проекте подводной лодки обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании.

Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых "вытеснителей") для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в июле 1915 г.

Длина - 52,73 м
Ширина - 4,33 м
Осадка - 3,96 м
Водоизмещение - надводное - 512 тонн, подводное - 722,1 тонны
Силовая установка - 2 блока по 2 керосиновых двигателя (4 Ц; 4 Т) в 330 л.с каждый,  2 электродвигателя - по 330 л.с.
Скорость - наибольшая надводная - 11,8 узлов, подводная - 7,5 узлов, экономичная надводная - 8,6 узлов, подводная - 4,2 узла.
Запас топлива - 38,1 т (керосин), аккумуляторные батареи 236 элементов - 7000 А.ч.
Дальность плавания - в надводном положении - 1200 миль при 11,8 узлах, - 1700 миль при8,6 узлах ; в подводном положении - 19,6 миль при7,1 узлах, - 82 мили при4,13 узлах
Вооружение - 2 минных трубы с устройствами для постановки на 60 мин заграждения ; 2  торпедных аппарата 457 мм (2 носовых) ; 4 торпедных аппарата Джевецкого ; 1 - 47мм ; 1 - 37мм ; 1 - 7,62мм пулемет ; 2 перископа Герца ; 1 прожектор - 45 см (с 1916 добавлено 1-75мм/50 орудие и 1-7,62мм пулемет)
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0.5 кВт
Экипаж - 4 офицера / 4 кондуктора / 45 нижних чинов.
Время погружения - 4 минуты
Запас плавучести - 41 %
Глубина погружения - рабочая - 50 метров

Зачислена 9 августа 1912 в списки кораблей ЧФ. Заложена в сентябре 1909 на заводе "Наваль", Николаев. Спущена 12 августа 1912, вступила в строй 25 июня 1915.

В июне 1913 г. для минного заградителя начались заводские испытания и 22 июня 1913 г. "Краб"  сделал свое первое пробное погружение. Осенью 1914 г. закончились переделки и доводки проекта, а в июле 1915 г. испытания.

25 июня 1915 г. "Краб" выполнил первый боевой поход. С 58 минами и 4 торпедами он вышел в сопровождении подводных лодок "Морж", "Нерпа" и "Тюлень" к Босфору. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-Фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление; однако на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка "Иса-Рейс". 18 июля 1916 г. вторая постановка мин (произведена в том же районе). 1 сентября 1916 г. третья постановка мин (произведена в том же районе). 19 сентября 1916 г. минный заградитель поставлен на ремонт в мастерские Севастопольского порта. С 16 декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ. 1 мая 1918 г. попал в руки германского морского командования. 24 ноября 1918 г. захвачена англо-французского морского командования. 26 апреля 1919 г. "Краб", в левом борту которого была сделана пробоина размером около 0,5 кв. м, был затоплен на внешнем рейде Севастопольской бухты. В 1934 г. "Краб" обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки "Кит". "Краб" лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт, и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт. В мае 1935 г. начались судоподъемные работы. Планировалось поднять подводный минный заградитель в несколько этапов. Задача первого этапа заключалась в извлечении лодки из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под корму и опустить лодку на грунт. На втором этапе над лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность. Этот проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма лодки еще больше погрузилась в грунт, и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним. В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Неоднократно его стенки обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала. После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц "Краб" был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, эпроновцы передали минный заградитель Черноморскому флоту. Узнав о подъеме "Краба", М.П. Налетов выступил с проектом восстановления и модернизации "Краба". Проект был отклонен, "Краб" не восстанавливался и был сдан на металлолом «Рудметаллторгу».

Командиры: ст. л-т А.А. Андреев (1913).