Военно-морской флот России


Подводная лодка “Минога” 

Описание Фотографии

Доп. материал

     
Опыт использования подводных лодок в русско-японской войне показал, что подводные лодки небольшого водоизмещения могут быть использованы только в прибрежных районах. Поэтому Главный морской штаб пришел к выводу, что в составе флота нужно иметь подводные лодки двух типов - прибрежные, водоизмещением 100-150 тонн и крейсерские для действия в открытом море водоизмещением 350-400 тонн.

В 1905 году И.Г. Бубновым были разработаны два проекта подводных лодок, водоизмещением 117 и 400 тонн. Подводные лодки, построенные по этим проектам, получили впоследствии названия "Минога" (малая) и "Акула" (большая). Обе лодки Морской технический комитет (МТК) положил считать "опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства".

Проект подводной лодки "Минога" был одобрен МТК 20 сентября 1905 года, а наряд на строительство подводной лодки Балтийскому заводу был выдан 9 февраля 1906 года. В том же месяце была заказана сталь для корпуса и была начата разработка рабочих чертежей.

Цистерны главного балласта (две) размещались в оконечностях, заполнялись центробежными помпами; внутри прочного корпуса находились две средние цистерны по 2 тонны, заполнявшиеся через отдельные кингстоны; имелись также две палубные цистерны, заполнявшиеся самотеком через шпигаты. При незаполненных палубных цистернах подводная лодка плавала в позиционном (тогда оно называлось полуподводным) положении, когда на поверхности оставалась только рубка. Средние и дифферентные цистерны продувались сжатым воздухом.

Два трехцилиндровых четырехтактных двигателя Дизеля и гребной электромотор составляли с помощью фрикционных муфт одну линию вала с винтом регулируемого шага, лопасти которого устанавливались в соответствии с мощностью работающих двигателей. Для наблюдения в подводном положении были установлены перископ Герца и клептоскоп (панорамный перископ, позволяющий наблюдателю при осмотре горизонта оставаться на месте).

Во второй половине сентября 1906 года состоялась закладка подводной лодки. Фирме "Л. Нобель" в Санкт-Петербурге был выдан заказ на изготовление двух двигателей Дизеля морского типа, мощностью по 120 л.с. каждый. Главный электромотор был заказан заводу "Вольта" в Ревеле, аккумуляторная батарея - заводу "Травайль Электрик де Мэто" в Париже. Первый двигатель Дизеля был изготовлен в июле 1908 года, второй - в октябре того же года. Завод "Вольта" справился с изготовлением электромотора лишь в июне 1908 года. В ночь на 21 марта 1908 года пожаром была уничтожена готовая к установке аккумуляторная батарея. Спуск подводной лодки на воду состоялся 11 октября 1908 года. Во время испытаний выяснилась необходимость установки свинцового киля, т.к. необходимое количество балласта не удалось разместить в трюме подводной лодки. После установки киля в конце апреля 1909 года "Минога" выходила на предварительные пробеги в Морской канал под двигателями Дизеля. В начале июля лодка ушла в Бьерке на заводские испытания, которые продолжались около двух месяцев. По окончании испытаний был сменен гребной винт и в конце сентября лодка ушла на торпедные стрельбы. В октябре были произведены приемные испытания и 31 октября Морской технический комитет рекомендовал принять "Миногу" в казну. Корабль отличали: плохая мореходность, малая автономность и сложность управления в подводном положении.

Длина - 32,61 м
Ширина - 2,79 м
Осадка - 2,74 м
Водоизмещение - надводное - 123 тонны, подводное - 144 тонны
Силовая установка - 2 дизеля завода Л. Нобеля - по 120 л.с., электродвигатель - 70 л.с.
Скорость - наибольшая надводная - 11 узлов, подводная - 5,5 узлов, экономичная надводная - 8 узлов, подводная - 3,5 узла
Запас топлива - 2,8 т (солярка), аккумуляторные батареи 2 группы по 33 элемента - 2200 А. ч.
Дальность плавания - в надводном положении - 630 миль при 10,5 узлах, - 960 миль при 8 узлах ; в подводном положении - 38,5 миль при 5,5 узлах, - 90 миль при 4,5 узлах
Вооружение - 2 носовых торпедных аппарата 457мм ; клептоскоп и перископ Герца ; прожектор - 45 см. 
Экипаж - 2 офицера  / 2  кондуктора / 18 нижних чинов.

Время погружения - 2,5 минуты

Запас плавучести - 24 %

Глубина погружения - рабочая 30 метров

 

Характеристика двигателя для подводной лодки "Минога"

Двигатель - 3-х цилиндровый 4-х тактный, реверсивный, с воздушным распыливанием топлива
Мощность эффективная - 120 л.с.
Число оборотов в минуту - нормальное 400 ; максимальное 450
Диаметр цилиндра - 300 мм
Ход поршня - 270 мм
Давление в цилиндре - при сжатии 33 атм, пульверизации топлива 60 атм
Расход топлива на 1 л. с. в час - при полной нагрузке 220 г ; половинной нагрузке 280 г
Расход масла на 1 л. с. в час - 10 г
Вес двигателя на 1 л. с. - 40 кг
Скорость перехода с полного переднего на полный задний ход без нагрузки - 8 сек

Зачислена 14 июня 1907 в списки кораблей БФ, заложена 6 сентября 1906, спущена 11 октября 1908, а в октябре 1909 вступила в строй.

ПЛ "Минога" явилась первой в мире подводной лодкой с дизельной установкой. 23 октября 1907 г. на лодке были проведены гидравлические испытания прочного корпуса. 23 октября 1908 г. "Минога" совершила первый выход в Морской канал под одним из двигателей Дизеля (второй еще не был доставлен). 26 октября 1908 г. лодка была готова приступить к началу испытаний, но, выйдя из дамб Морского канала, встретила сплошной лед и вынуждена была вернуться на завод;

7 ноября 1908 г. несмотря на сильные морозы, удалось произвести пробное погружение у причальной стенки. В апреле 1909 г. лодка выходила на предварительные пробеги в Морской канал под двигателями Дизеля. В июле 1909 г. ушла в Бьерке на заводские испытания, которые продолжались около двух месяцев. По окончании испытаний был сменен гребной винт и в конце сентября лодка ушла на торпедные стрельбы, а в октябре 1909 г. были произведены приемные испытания.

23 марта 1913 г. "Минога" вышла из Либавы в практическое плавание. При отходе от пирса задним ходом подводная лодка ударилась об угольную баржу и потеряла укрепленный на ахтерштевне золоченый орел. Около 4-х часов дня командир приказал боцману Гордееву передать конвоирующему судну по семафору о своем намерении погрузиться. Боцман, передав сигнал, свернул семафорные флажки и засунул их под настил мостика рубки, причем флажки попали в открытый клапан шахты судовой вентиляции. При подготовке лодки к погружению не обратили внимания на то, что клапан вентиляции не закрылся (мешали флажки), вода начала поступать по трубе вентиляции в машинное отделение и лодка затонула. Она легла на грунт на глубине 30 метров. Продуть главный балласт командир запоздал. Он приказал отдать спасательный буй. Буй всплыл, к нему подошла шлюпка с конвоира, но никто не знал, как пользоваться телефоном, и связь установили только после изучения инструкции. После получения известия, что лодка всплыть не может, конвоир отправился с тревожными гудками в гавань. Трубу вентиляции разрубили, после чего попытались забить ее - пошел в ход китель командира, одежда и белье команды, но полностью прекратить поступление воды не удалось. Командир принял решение продуть кормовую балластную цистерну, что и было выполнено. Облегченная корма поднялась, на поверхности моря стал виден кормовой флаг. Вода залила аккумуляторы, размещенные в носовой части лодки и выделение хлора из аккумуляторов уменьшилось. На место аварии прибыли подъемный кран, килектор, буксиры с водолазами. Особо отличился при спасательных работах мичман К.Ф. Терлецкий. Водолазы завели стропы под корму лодки; около часу ночи корма лодки была поднята и на поверхности воды оказался кормовой входной люк. Через открытый мичманом Терлецким люк люди были эвакуированы из лодки и отправлены в госпиталь. Боцман Гордеев оказался в рубке и вышел оттуда около 5 часов утра, когда лодка была поднята выше и можно было открыть рубочный люк - его состояние оказалось лучше, чем у остальной команды. После откачки воды "Минога" была отбуксирована в порт и восстановлена.

В сентябре 1914 г. лодка в шторм возвращалась из похода и должна была определиться по Люзерорту. Однако открывшийся маяк не походил на нужный. Командир решил подойти поближе, чтобы уточнить свое место. Неожиданно с хода лодка выползла на мель и легла почти на бок. Винт повис в воздухе. Оказалось, субмарина вышла к маяку Фильзанд у о. Эзель. В том районе плавание запрещалось, поэтому с острова срочно вылетел аэроплан, чтобы разобраться в обстановке. Гидросамолет долго кружил, пытаясь рассмотреть флаг на корме. Наконец, пилот разглядел андреевский крест и сел на воду, но так неудачно, что сломал самолет. Летчик рассказал подводникам, куда они попали, и лодка подняла нужный сигнал, по нему с Эзеля пришел катер и увел самолет на буксире. Командир лодки дал радио о происшествии и попросил прислать на помощь миноносец. Однако погода начала свежеть и, наполнив кормовую цистерну, команда добилась того, что винт ушел в воду. После этого, дав реверс дизелям, лодка сползла на глубокую воду, затем потихоньку вернулась в базу и встала в ремонт, который прошла в 1915 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, оборона Виндавы (Вентспилс) в июне 1915 г. и Рижского залива в августе 1915 г., прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, совершила 14 боевых походов, несколько раз пыталась атаковать неприятельские корабли). Участвовала в Февральской революции.

25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ. 31 января 1918 г. выведена из боевого состава законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение. 10 ноября 1918 г. отправлена по железной дороге в Саратов, а оттуда на буксире по Волге до Астрахани.

18 ноября 1918 г перечислена в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии. С 31 июля 1919 г входила в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и с 5 июля 1920 г - в состав Морских сил Каспийского моря. Участвовала в гражданской войне: бой в Тюб-Караганском заливе в мае 1919 г, после которой находилась в порту на долговременном хранении.

21 ноября 1925 г. исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и реализации и впоследствии разделана в Бакинском военном порту на металл.

Командиры: лейтенант А.В. Бровцын (1909), лейтенант А.Н. Гарсоев (1912).