Подводная лодка “Минога”
Опыт использования подводных лодок в русско-японской войне показал, что
подводные лодки небольшого водоизмещения могут быть использованы только в
прибрежных районах. Поэтому Главный морской штаб пришел к выводу, что в составе
флота нужно иметь подводные лодки двух типов - прибрежные, водоизмещением
100-150 тонн и крейсерские для действия в открытом море водоизмещением 350-400
тонн.
В 1905 году И.Г. Бубновым были разработаны два проекта подводных лодок,
водоизмещением 117 и 400 тонн. Подводные лодки, построенные по этим проектам,
получили впоследствии названия "Минога" (малая) и "Акула" (большая). Обе лодки
Морской технический комитет (МТК) положил считать "опытными, постройка которых
должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного
строительства".
Проект подводной лодки "Минога" был одобрен МТК 20 сентября 1905 года, а наряд
на строительство подводной лодки Балтийскому заводу был выдан 9 февраля 1906
года. В том же месяце была заказана сталь для корпуса и была начата разработка
рабочих чертежей.
Цистерны главного балласта (две) размещались в оконечностях, заполнялись
центробежными помпами; внутри прочного корпуса находились две средние цистерны
по 2 тонны, заполнявшиеся через отдельные кингстоны; имелись также две палубные
цистерны, заполнявшиеся самотеком через шпигаты. При незаполненных палубных
цистернах подводная лодка плавала в позиционном (тогда оно называлось
полуподводным) положении, когда на поверхности оставалась только рубка. Средние
и дифферентные цистерны продувались сжатым воздухом.
Два трехцилиндровых четырехтактных двигателя Дизеля и гребной электромотор
составляли с помощью фрикционных муфт одну линию вала с винтом регулируемого
шага, лопасти которого устанавливались в соответствии с мощностью работающих
двигателей. Для наблюдения в подводном положении были установлены перископ Герца
и клептоскоп (панорамный перископ, позволяющий наблюдателю при осмотре горизонта
оставаться на месте).
Во второй половине сентября 1906 года состоялась закладка подводной лодки. Фирме
"Л. Нобель" в Санкт-Петербурге был выдан заказ на изготовление двух двигателей
Дизеля морского типа, мощностью по 120 л.с. каждый. Главный электромотор был
заказан заводу "Вольта" в Ревеле, аккумуляторная батарея - заводу "Травайль
Электрик де Мэто" в Париже. Первый двигатель Дизеля был изготовлен в июле 1908
года, второй - в октябре того же года. Завод "Вольта" справился с изготовлением
электромотора лишь в июне 1908 года. В ночь на 21 марта 1908 года пожаром была
уничтожена готовая к установке аккумуляторная батарея. Спуск подводной лодки на
воду состоялся 11 октября 1908 года. Во время испытаний выяснилась необходимость
установки свинцового киля, т.к. необходимое количество балласта не удалось
разместить в трюме подводной лодки. После установки киля в конце апреля 1909
года "Минога" выходила на предварительные пробеги в Морской канал под
двигателями Дизеля. В начале июля лодка ушла в Бьерке на заводские испытания,
которые продолжались около двух месяцев. По окончании испытаний был сменен
гребной винт и в конце сентября лодка ушла на торпедные стрельбы. В октябре были
произведены приемные испытания и 31 октября Морской технический комитет
рекомендовал принять "Миногу" в казну. Корабль отличали: плохая мореходность,
малая автономность и сложность управления в подводном положении.
Длина - 32,61 м |
Ширина - 2,79 м |
Осадка - 2,74 м |
Водоизмещение - надводное - 123 тонны, подводное - 144 тонны |
Силовая установка - 2 дизеля завода Л. Нобеля - по 120 л.с.,
электродвигатель - 70 л.с. |
Скорость - наибольшая надводная - 11 узлов, подводная - 5,5 узлов,
экономичная надводная - 8 узлов, подводная - 3,5 узла |
Запас топлива - 2,8 т (солярка), аккумуляторные батареи 2 группы по
33 элемента - 2200 А. ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - 630 миль при 10,5 узлах,
- 960 миль при 8 узлах ; в подводном положении - 38,5 миль при 5,5 узлах, - 90
миль при 4,5 узлах |
Вооружение - 2 носовых торпедных аппарата 457мм ; клептоскоп и перископ Герца
; прожектор - 45 см. |
Экипаж - 2 офицера / 2 кондуктора / 18 нижних чинов. |
Время погружения - 2,5 минуты
|
Запас плавучести - 24 %
|
Глубина погружения - рабочая 30 метров
|
Характеристика двигателя для подводной лодки "Минога" |
Двигатель - 3-х цилиндровый 4-х тактный, реверсивный,
с воздушным распыливанием топлива |
Мощность эффективная - 120 л.с. |
Число оборотов в минуту - нормальное 400 ; максимальное 450 |
Диаметр цилиндра - 300 мм |
Ход поршня - 270 мм |
Давление в цилиндре - при сжатии 33 атм, пульверизации топлива 60 атм |
Расход топлива на 1 л. с. в час - при полной нагрузке 220 г ;
половинной нагрузке 280 г |
Расход масла на 1 л. с. в час - 10 г |
Вес двигателя на 1 л. с. - 40 кг |
Скорость перехода с полного переднего на полный задний ход без нагрузки -
8 сек |
Зачислена 14 июня 1907 в списки кораблей БФ, заложена 6 сентября 1906, спущена 11 октября 1908, а в октябре 1909 вступила в строй.
ПЛ "Минога" явилась первой в мире подводной лодкой с дизельной установкой. 23
октября 1907 г. на лодке были проведены гидравлические испытания прочного
корпуса. 23 октября 1908 г. "Минога" совершила первый выход в Морской канал под
одним из двигателей Дизеля (второй еще не был доставлен). 26 октября 1908 г.
лодка была готова приступить к началу испытаний, но, выйдя из дамб Морского
канала, встретила сплошной лед и вынуждена была вернуться на завод;
7 ноября 1908 г. несмотря на сильные морозы, удалось произвести пробное
погружение у причальной стенки. В апреле 1909 г. лодка выходила на
предварительные пробеги в Морской канал под двигателями Дизеля. В июле 1909 г.
ушла в Бьерке на заводские испытания, которые продолжались около двух месяцев.
По окончании испытаний был сменен гребной винт и в конце сентября лодка ушла на
торпедные стрельбы, а в октябре 1909 г. были произведены приемные испытания.
23 марта 1913 г. "Минога" вышла из Либавы в практическое плавание. При отходе от
пирса задним ходом подводная лодка ударилась об угольную баржу и потеряла
укрепленный на ахтерштевне золоченый орел. Около 4-х часов дня командир приказал
боцману Гордееву передать конвоирующему судну по семафору о своем намерении
погрузиться. Боцман, передав сигнал, свернул семафорные флажки и засунул их под
настил мостика рубки, причем флажки попали в открытый клапан шахты судовой
вентиляции. При подготовке лодки к погружению не обратили внимания на то, что
клапан вентиляции не закрылся (мешали флажки), вода начала поступать по трубе
вентиляции в машинное отделение и лодка затонула. Она легла на грунт на глубине
30 метров. Продуть главный балласт командир запоздал. Он приказал отдать
спасательный буй. Буй всплыл, к нему подошла шлюпка с конвоира, но никто не
знал, как пользоваться телефоном, и связь установили только после изучения
инструкции. После получения известия, что лодка всплыть не может, конвоир
отправился с тревожными гудками в гавань. Трубу вентиляции разрубили, после чего
попытались забить ее - пошел в ход китель командира, одежда и белье команды, но
полностью прекратить поступление воды не удалось. Командир принял решение
продуть кормовую балластную цистерну, что и было выполнено. Облегченная корма
поднялась, на поверхности моря стал виден кормовой флаг. Вода залила
аккумуляторы, размещенные в носовой части лодки и выделение хлора из
аккумуляторов уменьшилось. На место аварии прибыли подъемный кран, килектор,
буксиры с водолазами. Особо отличился при спасательных работах мичман К.Ф.
Терлецкий. Водолазы завели стропы под корму лодки; около часу ночи корма лодки
была поднята и на поверхности воды оказался кормовой входной люк. Через открытый
мичманом Терлецким люк люди были эвакуированы из лодки и отправлены в госпиталь.
Боцман Гордеев оказался в рубке и вышел оттуда около 5 часов утра, когда лодка
была поднята выше и можно было открыть рубочный люк - его состояние оказалось
лучше, чем у остальной команды. После откачки воды "Минога" была отбуксирована в
порт и восстановлена.
В сентябре 1914 г. лодка в шторм возвращалась из похода и должна была
определиться по Люзерорту. Однако открывшийся маяк не походил на нужный.
Командир решил подойти поближе, чтобы уточнить свое место. Неожиданно с хода
лодка выползла на мель и легла почти на бок. Винт повис в воздухе. Оказалось,
субмарина вышла к маяку Фильзанд у о. Эзель. В том районе плавание запрещалось,
поэтому с острова срочно вылетел аэроплан, чтобы разобраться в обстановке.
Гидросамолет долго кружил, пытаясь рассмотреть флаг на корме. Наконец, пилот
разглядел андреевский крест и сел на воду, но так неудачно, что сломал самолет.
Летчик рассказал подводникам, куда они попали, и лодка подняла нужный сигнал, по
нему с Эзеля пришел катер и увел самолет на буксире. Командир лодки дал радио о
происшествии и попросил прислать на помощь миноносец. Однако погода начала
свежеть и, наполнив кормовую цистерну, команда добилась того, что винт ушел в
воду. После этого, дав реверс дизелям, лодка сползла на глубокую воду, затем
потихоньку вернулась в базу и встала в ремонт, который прошла в 1915 г.
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на
подходах к портам и базам, оборона Виндавы (Вентспилс) в июне 1915 г. и Рижского
залива в августе 1915 г., прикрытие набеговых и минно-заградительных действий
легких сил флота, совершила 14 боевых походов, несколько раз пыталась атаковать
неприятельские корабли). Участвовала в Февральской революции.
25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ. 31 января 1918 г. выведена из
боевого состава законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на
хранение. 10 ноября 1918 г. отправлена по железной дороге в Саратов, а оттуда на
буксире по Волге до Астрахани.
18 ноября 1918 г перечислена в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии. С
31 июля 1919 г входила в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и с 5 июля
1920 г - в состав Морских сил Каспийского моря. Участвовала в гражданской войне:
бой в Тюб-Караганском заливе в мае 1919 г, после которой находилась в порту на
долговременном хранении.
21 ноября 1925 г. исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для
демонтажа и реализации и впоследствии разделана в Бакинском военном порту на
металл.
Командиры: лейтенант А.В. Бровцын (1909), лейтенант А.Н. Гарсоев (1912). |