Подводная лодка "Нарвал"
В 1907 г. была утверждена "малая кораблестроительная программа",
предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для Черноморского
флота. Морской генеральный штаб разработал требования к основным
тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года г. разослал их
заинтересованным отечественным заводам. На конкурсе было рассмотрено 16
проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного плавания, отдала
предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийским заводами. Невский
завод предлагал строить лодки по проекту фирмы "Голланд", Балтийский завод
представил проект полковника И.Г. Бубнова. На предложение представить более
подробный проект с учетом дополнительных требований (в частности, увеличение
скорости хода) Невский завод уведомил, что это возможно для ПЛ водоизмещением
750/950 т при цене 2 млн. 250 тыс. руб. Будучи заинтересованным в постройке ПЛ,
отличных от "русского типа" для выбора "лучшей в дальнейшем строительстве" ПЛ,
Морской Технический Комитет (МТК) настоял на передаче заказа на 3 ПЛ Невскому
заводу. Правление Товарищества Невского судостроительного механического завода
в Петербурге 1 марта 1911 г. представило два проекта ПЛ Голланда: типа 10С
водоизмещением 455/613 т со скоростью 15/11,5 узлов и проект, составленный по
заказу МТК, водоизмещением ок. 850 т со скоростью хода 18/12 узлов, без
чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям МТК. 4 июня 1911 г. Невский
завод представил новый проект ПЛ типа 31А с приложением чертежей, который и
послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа 3 ПЛ типа "Голланд-31А" в
рамках программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911г. МТК рассмотрел
проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов при
увеличении дальности плавания под водой в течение 2 часов при скорости 11 уз.
и еще 40 мин. со скоростью 4-5 уз. Цена за 1 ПЛ установлена в 1 млн. 600 тыс.
руб. Продолжительность постройки - 28 месяца (окончательно - 24 месяца). 9
июля 1911 г. выдан заказ Невскому заводу на постройку 3 ПЛ со сроком начала
испытаний - 9 июля 1913 г.
В ноябре 1911 г. на Невском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на
стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 т. В качестве
главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по
проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были
заказаны заводу "Сименс и Гальске", электрооборудование поставляло Русское
общество "Всеобщая компания электричества" и "Шуккерт и Ко", аккумуляторные
батареи поставляла фирма "Мэто", компрессоры, воздухохранители и помпы
изготавливались в США, перископы - в Италии. Строительство велось на Невском
заводе в С.-Петербурге, а сборка осуществлялась в г. Николаеве отделением
Невского завода. Лодки получили названия "Нарвал", "Кит" и "Кашалот".
Изготовление дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила
первую пару двигателей только в мае 1914 г., двигатели эти в Россию так и не
были доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 г. ГУКиС заключил контракт с
американской фирмой "New-London" на поставку 12 дизелей мощностью по 160 л.с.
из расчета по 4 на каждую лодку, которые в январе 1915 г. были доставлены на
пароходе Добровольного флота "Тамбов" во Владивосток и затем перевезены в
Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательно два дизеля.
Кормовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые дизели
соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерен и
могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками
на семь отсеков, что существенно повышало живучесть. Снаружи прочный корпус
закрывался легким корпусом, т.е. лодки этого типа были двухкорпусными (на
протяжении 44% длины в средней части ПЛ). ПК был разделен 6 прочными
водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на 1 атм. Все управление ПЛ было
сосредоточено в 3 отсеке, 6 и 7 отсеки занимали двигатели надводного и
подводного хода. Верхнюю часть ПК прикрывала проницаемая надстройка. Прочная
рубка с ограждением и 2 люками служила также для выхода экипажа. Все
балластные цистерны (в оконечностях и в средней части) заполнялись самотеком.
Цистерны в ПК продувались сжатым воздухом, из остальных балласт откачивался
помпами через коробчатый киль, служивший главной осушительной магистралью. Но
уже во время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через
общий киль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. В ЦП находился
автоматический клапан продувания ЦГБ, если глубина погружения превосходила 50
м. От автоматического клапана имелся привод в рубку, что позволяло командиру
самостоятельно продувать цистерны на любой глубине. Запас воздуха был в 3,2
раза больше чем на ПЛ "Морж". Время заполнения ЦГБ - 1 мин. Время перехода из
позиционного в подводное - 40-50 сек., т.е. ПЛ типа "Нарвал" – первые
быстропогружающиеся ПЛ русского флота. Лодки типа "Нарвал" хорошо управлялись
в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала легкая
надстройка, улучшавшая мореходные качества. Форма корпуса лодки обеспечивала
хорошие ходовые качества. Лодки были снабжены одним надводным и двумя
подводными якорями.
Предусматривались два спасательных буйка, спасательные люки и (по
спецификации) спасательные костюмы.
Первоначально вооружение предусматривало по два носовых и кормовых ТА с
запасным комплектом торпед и два спаренных поворотных ТА (в нос и в корму от
рубки). Поскольку такие аппараты в России не производились, на ПЛ "Нарвал" и
"Кит" поставили по 8 ТА системы Джевецкого (но без запасных торпед), а на ПЛ
"Кашалот" - 4 ТА системы Джевецкого-Подгорного, но с запасными торпедами.
Установлено артвооружение.
Самым ненадежным элементом лодок типа "Нарвал" были нештатные двигатели фирмы
"New-London", которые оказались слишком "малосильными и легкими, со слабым
коленчатым валом", что приводило к частым поломкам. Во избежание поломок
двигателей или их резкого сокращения было принято решение о запрещении на
подводных лодках "Кит" и "Кашалот" пользоваться одновременно носовыми и
кормовыми двигателями. На подлодке "Нарвал", где механическая передача была
заменена на электрическую, на практике также пользовались при больших
переходах только одной парой двигателей. Это привело к снижению скорости хода
до 6,5 узлов, хотя при этом дальность плавания на подлодках "Нарвал" и "Кит"
возросла до 3500 миль, а на подводной лодке "Кашалот", где был предусмотрен
запас смазочного масла, до 4800 миль. Время зарядки АБ - 20 часов вместо 12 по
проекту.
В целом постройка подводных лодок типа "Нарвал" стала важной вехой в развитии
подводного кораблестроения в России.
Водоизмещение - надводное - 621 тонна,
подводное - 994 тонны |
Длина - 70,2 метра |
Ширина - 6,5 метра |
Осадка - 3,6 метра |
Архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусный |
Материал - наружного корпуса - сталь ;
рубки - немагнитная сталь |
Силовая установка - 4 дизеля суммарной мощностью 640 л.с. (в проекте
2х850), 2 электродвигателя суммарной мощностью 490 л.с. ; 2 группы
аккумуляторных батарей по 60 батарей в группе ; 2 гребных винта. |
Скорость - наибольшая надводная - 13 узлов (по проекту 16),
подводная - 9,8-11,3 узла ( по проекту 11,5-12,0 уз.) : экономическая надводная
- 10 узлов ; экономическая подводная - 4,15 уз. (по проекту 4,5-5 уз) |
Дальность плавания - в надводном положении
- 850 миль при 13 узлов ; , в подводном положении - 19.5 мили при 11.5 узлах |
Вооружение - 1 - 75/50 мм ; 1 - 57-мм
; 4 - 457-мм торпедных
аппарата (2 носовых, 2 кормовых) ; 4
торпедных аппарата Джевецкого ; 2 перископа системы Герца ф. "Оффигеоне
Галлилео" (Италия) ; радиостанция с дальностью действия около 100 миль ;
переносной прожектор. ; артиллерийское (с 1915 г.) : 2х76 ("Кашалот"), 2х75
("Нарвал" и "Кит") ; 2х7,62 (на всех ПЛ). |
Глубина погружения - рабочая - 45 метров,
предельная - 100 метров |
Время непрерывного пребывания под водой -
24 часа |
Запас плавучести - 60 % |
Экипаж - 41 человек |
"Нарвал"
Зачислена в состав Черноморского флота 11 октября 1911.
Заложена в декабре 1911 на судоверфи Отделения Невского судомеханического завода
в Николаеве. Спущена 11 апреля 1915. Вступила в строй 23 августа 1915.
10 октября 1913 г. на стапелях отделения Невского завода в Николаеве
состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки ПЛ. 11 апреля
1915 г. спущена на воду. 20 июня 1915 г. - начало сдаточных испытаний в
Николаеве. В виду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки
в строй испытания проводились по сокращенной программе. 29 июня при испытаниях
двигателей надводного хода на полный ход выявились дефекты в конструкциях
фрикционных муфт, служащих для передачи работы кормового дизеля на передний
ход. После неоднократных испытаний муфт комиссия пришла к выводу, что "муфты
ненадежны и даже опасны". 18-19 июля 1915 г. перешла из Николаева в
Севастополь, где испытания были продолжены. 23 августа 1915 г. вступила в
строй.
В октябре 1915 г. при переходе морем на ПЛ сломался коленчатый вал правого
кормового двигателя, лопнули кронштейны опорных подшипников. Лодку пришлось
отправить в Николаев на ремонт. Причиной аварии послужили трещины и раковины
коленчатых валов, фундаментов и станин двигателей. По рекомендации комиссии на
ПЛ носовые двигатели соединили с динамо-машинами, доставленными из США для
подводных лодок типа "АГ". После окончания ремонта ПЛ принимала активное
участие в боевых действиях Черноморского флота.
16 октября 1916 г. во время блокадного дозора у Босфора в районе маяка Кефкен
встретила турецкий вооруженный транспорт водоизмещением около 4000 т,
заставила его выброситься на берег, а затем взорвала его четырьмя торпедами.
17 октября 1916 г. взорвала торпедой турецкий пароход "Ирминград",
подорвавшийся 4 октября на русских минах и выбросившийся на берег в районе
мыса Кара-Бурна Азиатского. 19 января 1917 г. захватила буксирный пароход
водоизмещением 300 т и восемь парусных шхун. Потопив пароход и 7 шхун, лодка
пыталась довести одну шхуну до Севастополя, но при подходе к Херсонесскому
маяку в свежую погоду буксиры лопнули и шхуна, отнесенная в море, затонула. 12
июня 1917 г. захватила турецкую моторную шхуну, но ввиду невозможности отвести
приз в Севастополь, сняла мотор и часть груза, а шхуну потопила. 16 декабря
1917 г. вошла в состав Красного Черноморского Флота.
01 мая 1918 г. захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 г.
захвачена англо-французскими войсками. 22-24 апреля 1919 г. при уходе
англо-французских войск из Крыма была затоплена ими в районе Севастополя.
"Кит"
Зачислена в состав Черноморского флота 11 октября 1911.
Заложена в декабре 1911 на судоверфи Отделения Невского судомеханического
завода в Николаеве. Спущена в апреле-мае 1915 г. Вступила в строй 14 октября 1915.
10 октября 1913 г. на стапелях отделения Невского завода в Николаеве
состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки. В августе 1915
г. - начало сдаточных испытаний в Николаеве. Ввиду военного времени и
необходимости скорейшего вступления в строй испытания проводились по
сокращенной программе. 12-14 сентября 1915 г. ПЛ перешла из Николаева в
Севастополь для окончания сдаточных испытаний, которые закончила 14 октября и
была принята в состав флота. 15 октября 1915 г. на ПЛ был поднят
военно-морской флаг.
04 октября 1915 г. при переходе к Босфору для несения дозорной службы на ПЛ в
штормовую погоду сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, вышли из
строя компрессоры, лопнули кронштейны опорных подшипников Лодка была
отправлена вместе с ПЛ "Нарвал" на ремонт в Николаев. При разработке
механизмов выяснилось, что причиной аварии стало наличие трещин и раковин
коленчатого вала, фундамента и станин двигателей. По рекомендации комиссии
передаточное устройство носовых двигателей было демонтировано и двигатели
соединены с валом посредством фрикционных муфт. На ПЛ было запрещено
пользоваться кормовыми и носовыми двигателями одновременно предписано ходить в
основном под кормовыми, носовыми же только "в случае действительной
надобности". 28 июня 1916 г. во время боевого дежурства у Босфора потопила
турецкий парусник, шедший из Констанцы в Самсун с грузом керосина (участвуя в
1-й мировой войне уничтожила буксир и 12 парусников).
23 октября 1916 г. ПЛ участвовала в охранении тральщика "№ 234",
осуществлявшего поставку минного заграждения из 220 мин у Босфора. 10-13
ноября 1916 г. выполняла роль маячного судна при проведении разведочного
траления у Варны отрядом в составе эскадренного миноносца "Громкий",
заградителей "Ксения" и "Алексей", тральщика "Витязь" под прикрытием крейсера
"Память Меркурия". Определившись по ПЛ, эсминец "Громкий" подводил тральщик к
назначенному месту.
16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного Черноморского Флота. 01 мая 1918 г.
захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 г. захвачена
англо-французскими войсками. 22-24 апреля 1919 г. при уходе англо-французских
войск из Крыма была затоплена ими в районе Севастополя.
В 1934-1935 гг. лодка была обнаружена водолазами ЭПРОНа на глубине 59 м.
Работы по подъему лодки велись в течение 1934—1935 гг. При подъеме ПЛ
использовались 200-тонные стальные понтоны, принятые на снабжение ЭПРОНа в
1933 г. После подъема лодка была разобрана на металлолом.
"Кашалот"
Зачислена в состав Черноморского флота 11 октября 1911. Заложена в декабре 1911 на судоверфи Отделения Невского судомеханического
завода в Николаеве. Спущена 22 августа 1915 г. Вступила в строй 13 мая 1916.
10 октября 1913 г. на стапелях отделения Невского завода в Николаеве
состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки ПЛ.
В октябре 1915 г. начаты сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду военного
времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй испытания
проводились по сокращенной программе.
03 ноября 1915 г. ПЛ переведена из Николаева в Севастополь для окончания
сдаточных испытаний. Из-за обнаружения дефектов в передаче от двигателей на
гребные валы на ПЛ "Нарвал" и "Кит" было принято решение на ПЛ "Кашалот"
передаточное устройство носовых двигателей демонтировать, двигатели соединить
с валом посредством фрикционных муфт и запретить одновременно пользоваться
кормовыми и носовыми Двигателями, как это было сделано на ПЛ "Кит". Из-за
необходимости выполнения указанных работ лодка окончила испытания и вступила в
строй только 13 мая 1916 г.
26 января 1917 г. в районе Босфора захватила две шхуны с углем (одна из них
водоизмещением в 500 т) и взорвала их подрывными патронами. 01 марта 1917 г.
вблизи устья реки Сакария захватила пять больших парусных шхун, следовавших с
углем из Зунгулдака в Константинополь, и взорвала их подрывными патронами. 07
марта 1917 г. встретила и потопила три турецких парохода (один из них колесный
компании "Шеркерт" и два буксира) и 2 шхуны, шедшие из Константинополя в
Зунгулдак за углем. 15-26 июня 1917 г. находясь в дозоре у Босфора, уничтожила
артиллерийским огнем четыре турецких шхуны с грузом угля и две большие
турецкие шхуны, направлявшиеся за углем.
16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного Черноморского Флота. 01 мая 1918 г.
захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 г. захвачена
англо-французскими войсками. 22-24 апреля 1919 г. при уходе англо-французских
войск из Крыма была затоплена ими в районе Севастополя. |