Подводная лодка
"Нерпа"
После окончания испытаний подводной лодки "Акула" в 1911 году Морской главный
штаб предполагал построить 25 подводных лодок водоизмещением 600-650 тонн. О
предстоящем строительстве были извещены Балтийский и Невский заводы. Балтийский
завод представил два проекта подводных лодок водоизмещением 630 т ("Морж") и 650
т ("Барс"). Невский завод предложил строить подводные лодки по проекту Голланда
("Нарвал" - проект Голланда № 31А).
Приняв решение о строительстве шести подводных лодок для Черного моря, Морское
министерство выдало заказ Балтийскому заводу, открывшему свое отделение в
Николаеве, на постройку трех подводных лодок водоизмещением 630 тонн. Эти
подводные лодки получили наименования "Морж", "Тюлень" и "Нерпа".
Проект подводных лодок типа "Морж" водоизмещением 600 тонн был разработан в 1909
году и получил одобрение Морского технического комитета и Морского генерального
штаба (МГШ). В декабре 1909 года было принято решение о заказе Балтийскому
заводу двух лодок типа "Морж", но средств на постройку не было выделено. Только
весной 1911 года была утверждена программа усиления Черноморского флота, к этому
же времени первоначальный проект был доработан с учетом замечаний Морского
технического комитета, при этом водоизмещение подводной лодки возросло до 630 т.
Прототипом подводной лодки типа "Морж" была подводная лодка "Акула". Цистерны
главного балласта размещались в оконечностях, имелись внутренние балластные
средние и топливные цистерны, а также палубные балластные цистерны. В носу и
корме прочный корпус оканчивался сферическими переборками. Двигатели Дизеля,
заказанные заводу Круппа, так и не были поставлены, поэтому для подводных лодок
типа "Морж" пришлось использовать 250-сильные двигатели Дизеля с канонерских
лодок на Амуре.
В марте 1911 года начались поиски места для организации отделения Балтийского
завода на Черном море. После обсуждения различных вариантов остановились на
Николаевском адмиралтействе, территория которого полностью не использовалась.
Для выбора места в Николаев ездил заведующий отделом подводного плавания
Балтийского завода Г.Г. Бубнов (брат И.Г. Бубнова). Николаевское отделение
Балтийского завода разместили на берегу реки Ингул, недалеко от Земского моста.
На этом участке находились старые деревянные стапели, которые и приспособили для
постройки лодок. Рядом разместилось отделение Невского завода.
Строительство всех подводных лодок типа "Морж" началось 25 июня 1911 года, часть
деталей корпуса и оборудования изготавливалась на Балтийском заводе в Петербурге
и высылалась в Николаев для окончательной сборки.
Крупным недостатком этих подводных лодок являлись: длительность заполнения концевых ЦГБ (около 3 мин): неудачная система вентиляции (при заполнении ЦГБ поднимались
фонтаны воды до 10 метров), низкое расположение решетчатых торпедных аппаратов (в процессе эксплуатации
переделаны) и отсутствие водонепроницаемых переборок внутри прочного корпуса.
ТТХ подводных лодок "Морж" и "Тюлень" |
Длина - 68,43 м |
Ширина - 4,48 м |
Осадка - 3,9 м |
Водоизмещение - надводное - 630 тонн, подводное - 790 тонн |
Силовая установка - 2 дизеля (4 Ц ; 4 Т) - по 250 л.с. завода Л. Нобеля
; 2 электродвигателя - по 450 л.с. |
Скорость - наибольшая надводная - 11 узлов, подводная - 8,5 узлов ;
экономичная надводная - 6 узлов, подводная - 5 узлов. |
Запас топлива - 54,4 т (солярка) |
Дальность плавания - в надводном положении - 1600 миль при 6 узлах ;
в подводном положении - 95 миль при 4 узлах, - 30 миль при 8,5 узлах. |
Вооружение - 4 торпедных аппарата 457 мм (2 носовых и 2 кормовых)
; 8 торпедных аппаратов Джевецкого ; 2 - 75мм/50 ; 1 - 37мм ; 2 перископа Герца ; прожектор - 30 см. |
Экипаж - 4 офицера / 4 кондуктора / 31 нижних чинов |
Время погружения - 3 минуты |
Запас плавучести - 20 % |
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная -
100 метров |
“Морж” Зачислена 11 октября 1911. Заложена 25 июня 1911 на судоверфи Отделения Балтийских Заводов, Николаев.
Спущена 15 сентября 1913. Вступила в строй 8 апреля 1915.
В марте 1915 г. на лодку были установлены двигатели Дизеля.
30 апреля 1915 г. окончились испытания. В 1915 г. на "Морже" проводились
испытания подводной сигнализации, предложенной инженером Р. Ниренбергом. В период первой мировой войны вела поисковые действия на коммуникациях
противника у берегов Турции, несла позиционную и разведывательную службы
на подходах к проливу Босфор, наводила и прикрывала главные силы флота.
Уничтожила 4 турецких парусника, 16 апреля 1916 года потопила пароход "Дубровник".
7 июня 1916 года захватила в качестве трофея бриг "Belgusar" с грузом керосина и по призовому
праву привела его в Севастополь. В период с 24 по 28 мая 1917 года погибла
по неизвестной причине на позиции в районе Эрегли у берегов Турции.
“Тюлень” Зачислена 11 октября 1911. Заложена 25 июня 1911 на судоверфи Отделения Балтийских Заводов, Николаев.
Спущена 19 октября 1913. Вступила в строй 26 февраля 1915. В период первой мировой войны вела поисковые действия на коммуникациях
противника у берегов Турции, несла позиционную и разведывательную службы
на подходах к проливу Босфор, наводила и прикрывала главные силы флота.
Уничтожила 25 турецких парусников и 5 пароходов (в т.ч. в мае 1915 года
барк "Tahiw" и 8 ноября 1916 года – пароход "Tursen"). Захватила в качестве
трофеев 3 судна и 11 октября 1916 года вооруженный пароход "Rodosto". 1
апреля 1916 года повредила пароход "Дубровник". 29 декабря 1917 года вошла
в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года была захвачена в
Севастополе германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами и передана их командованием белогвардейцам. С 3 мая 1919 года
входила в состав Морских сил Юга России, 14 ноября 1920 года была уведена
врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул, а затем в Бизерту
(Тунис), где 9 декабря 1920 года была интернирована французскими властями.
29 октября 1924 года признана правительством Франции собственностью СССР,
но из-за сложности международной обстановки возвращена не была. В конце
20-х гг. продана "Рудметаллторгом" Франции как металлолом и в 30-х гг.
разобрана на металл. “Нерпа”
(с 31 декабря 1922 г. - “Политрук” (№11))
Длина - 67,4 м |
Ширина - 4,42 м |
Осадка - 3,96 м |
Водоизмещение - надводное - 642 тонны, подводное - 773 тонны |
Силовая установка - 2 дизеля (4 Ц ; 4 Т) - по 250 л.с.
завода Л. Нобеля ; 2 электродвигателя - по 450 л.с. |
Скорость - наибольшая надводная - 11 узлов, подводная - 8,5 узлов ;
экономичная надводная - 6 узлов, подводная - 5 узлов. |
Запас топлива - 54,4 т (солярка) |
Дальность плавания - в надводном положении - 1600 миль при 6 узлах ;
в подводном положении - 95 миль при 4 узлах, - 30 миль при 8,5 узлах. |
Вооружение - 4 торпедных аппарата 457 мм (2 носовых и 2 кормовых) ; 8
торпедных аппаратов Джевецкого ; 2 - 75мм/50 ; 1 - 37мм ; 2 перископа Герца ; прожектор - 30 см. |
Экипаж - 4 офицера / 4 кондуктора / 31 нижних
чинов |
Время погружения - 3 минуты |
Запас плавучести - 20 % |
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная - 100 метров |
Зачислена 11 октября 1911. Заложена 25 июня 1911 на судоверфи Отделения Балтийских Заводов, Николаев.
Спущена 19 октября 1913. Вступила в строй 26 февраля 1915.
В период первой мировой войны вела поисковые действия на коммуникациях
противника у берегов Турции, несла позиционную и разведывательную службы
на подходах к проливу Босфор, наводила и прикрывала главные силы флота,
осуществляла навигационное обеспечение минно-заградительных операций легких
сил флота. Уничтожила 2 парохода и 6 парусников. С лета 1917 года находилась
в капитальном ремонте в Николаеве. 27 января 1918 года вошла в состав Красного
Черноморского флота. 17 марта 1918 года была захвачена австро-германскими
войсками, а 9 декабря 1918 года – англо-французскими интервентами. 14 марта
1919 года была освобождена частями советского Украинского фронта, но 17
августа 1919 года захвачена белогвардейцами. 31 января 1920 года, при освобождении
Николаева, была отбита частями РККА и 3 июня 1923 года, по окончании капитального
ремонта, введена в состав Морских сил Черного моря. 25 января 1923 года
Почетным моряком в списки экипажа подводной лодки был зачислен командующий
Вооруженными Силами Украины и Крыма М.В. Фрунзе. Прошла капитальный ремонт
в 1925-1926 гг. 3 ноября 1929 года выведена из боевого состава флота, разоружена
и передана Главному военному порту Морских сил Черного моря на хранение,
а 3 ноября 1930 года исключена из списков РККФ и сдана в Севастопольский
военный порт для реализации. Корпус подводной лодки до начала Великой Отечественной
войны находился в распоряжении черноморской партии ЭПРОН и использовался
в качестве учебной болванки при тренировочных спусках водолазов. |