Подводная лодка
«Осетр»
Начавшаяся 26 января 1904 г. русско-японская война и
последовавшие за этим потери русской эскадры потребовали от правительства России
срочного усиления флота. Наряду с развитием строительства отечественных
подводных лодок были приняты меры по приобретению подводных лодок иностранных
фирм.
В апреле 1904 года в нью-йоркском особняке некоего Р. Флинта, промышлявшего
международным посредничеством в торговле оружием, произошла встреча изобретателя
Лэка и русского военно-морского атташе. Не торгуясь, атташе выписал Лэку чек на
125 тыс. долларов и предоставил самому ломать голову над тем, как тайно вывезти
из Америки "Protector", купленный Россией. Хитроумный план, разработанный Лэком,
удался как нельзя лучше. Зафрахтованный им пароход "Фортуна" и плавучий кран
встретились в открытом море "Protector", вышедший якобы на испытания, и
проливной дождь скрыл от возможных случайных свидетелей завершение операции.
Кран поднял лодку на борт "Фортуны", и только тут Лэк объявил своей команде: "Мы
отправляемся в Россию...". Так у фирмы С. Лэка была приобретена подводная лодка
"Protector", переименованная в "Осетр", и заключен контракт на поставку еще пяти
однотипных лодок, первую из которых фирма обязалась поставить в течение 5
месяцев, а остальные 4 - через 7 месяцев.
По сравнению с подводной лодкой "Осетр" серийные лодки несколько отличались от
прототипа - прочный корпус был увеличен в длину на 1,02 м и в диаметре на 0,08
м, что привело к увеличению водоизмещения на 25,0 куб. м, увеличен объем
надстройки и выполнены некоторые другие усовершенствования.
Лодки строились в США на одной из лучших верфей "Newport News Shipbuilding & Dry
Dock Company" и в разобранном виде доставлялись в Либаву, где по рекомендации
Морского министерства на территории военного порта фирма построила временные
мастерские для сборки и монтажа лодок. Детали первой лодки были доставлены в
Либаву к 8 ноября 1904 г., а последней - в марте 1905 г. Из-за низкого качества
доставляемых частей корпусов подводных лодок, по словам заведующего командой
подводных лодок типа "Осетр" лейтенанта П.К. Панютина, в Либаве лодки
приходилось не собирать, а строить.
Собранные в Либаве лодки получили названия "Кефаль", "Палтус", "Бычок", "Плотва"
и "Сиг". При заключении контракта не были оговорены штрафные санкции за
нарушение сроков сдачи лодок. Используя это обстоятельство, фирма С. Лэка
затянула постройку лодок и первую из них "Кефаль" сдала только через год - 22
апреля, а остальные в июне-июле 1905 г.
Все лодки С. Лэка, кроме подводной лодки "Сиг", были перевезены во Владивосток,
где производилась их окончательная сборка и достройка. Учитывая отсутствие во
Владивостоке хорошей заводской базы для подводного кораблестроения, обученных
специалистов, а также факт ведения в тот период боевых действий в войне с
Японией, окончательная сборка лодок велась спешно и некачественно, что явилось
одной из причин разочарования специалистов флота в подводных лодках. В связи с
окончанием 5 сентября 1905 г. русско-японской войны участия в боевых действиях
лодки типа "Осетр" практически не принимали.
Подводные лодки типа "Осетр" относятся к однокорпусным подводным лодкам. Прочный
корпус разбит на три отсека, каждый из которых снабжен входным люком. В первом
отсеке размещены устройства для выхода водолаза, что, по мнению С. Лэка, давало
возможность перерезать телеграфные кабели, уничтожать минные заграждения, а в
случае необходимости производить спасение экипажа. В Учебном отряде подводного
плавания в Либаве была организована подготовка водолазов для подводных лодок
типа "Осетр". Однако уже при рассмотрении проекта лодки комиссией Морского
министерства и при последующих испытаниях ПЛ "Осетр" был дан отрицательный отзыв
о возможностях использования водолазов из лодки.
Над вторым (жилым отсеком) была установлена достаточно большая по размерам
боевая рубка, в которой размещались все средства управления подводной лодкой. В
кормовой части боевой рубки была установлена стрела для погрузки торпеды через
люк машинного отделения. Машинный люк и труба для выпуска отработанных газов с
глушителем размещались в общем кожухе, по высоте равном высоте боевой рубки. В
прочном корпусе размещалась часть балластных цистерн, заполняемых через общую
магистраль, что значительно увеличивало время погружения лодки в подводное
положение. Снаружи прочного корпуса, в верхней его части, по всей длине лодки
была установлена плоская надстройка, выполненная из деревянных брусьев, в плане
повторявшая обводы прочного корпуса. В надстройке также размещались балластные
цистерны, внутри которых в особых трубах размещался бензин для моторов и баллоны
со сжатым воздухом. В районе миделя на уровне палубы надстройки были установлены
дополнительные парные горизонтальные рули - "гидропланы", считавшиеся в то время
технической новинкой. "Гидропланы" погашали остаточную плавучесть, обеспечивая
погружение лодки "на ровный киль" и достаточно точное удержание глубины хода. В
нижней части прочного корпуса были сделаны специальные ниши для выдвигавшихся
чугунных колес, предназначенных для передвижения по грунту.
При испытаниях подводной лодки "Осетр" колеса были признаны "весьма полезными" в
качестве средства, предохраняющего от ударов лодки о грунт при движении на
мелководье. Лодки были также оборудованы подводными якорями и сбрасываемым
килем. По ходовым, мореходным и тактическим характеристикам лодки типа "Осетр"
уступали подводным лодкам, находящимся в составе Российского флота. Это были
малоавтономные, тихоходные лодки с бензиновыми двигателями и с очень большим
временем погружения под воду. Низкое качество сборки лодок приводило к
необходимости частых ремонтов. Однако, лодки эти эксплуатировались и в итоге
сыграли определенную роль в деле подготовки подводников для русского флота и в
разработке рекомендаций по совершенствованию тактико-технических характеристик
отечественных подводных лодок.
ОСЕТР
Водоизмещение - надводное - 137 т ; подводное - 174,4 т |
Длина - 19,81 м |
Ширина - 3,35 м |
Осадка - 3,81 м |
Силовая установка
- 2 мотора х 120 л.с. ; 2 электромотора х 65 л.с. |
Скорость хода - максимальная надводная - 7,5 узлов ; подводная - 4,5
узла |
Дальность плавания - экономическим ходом над водой - 300 миль ; под
водой - 35 миль |
Глубина погружения - до 35 м |
Вооружение - 3 457-мм торпедных аппарата |
Экипаж - 24 человека |
Бывшая американская ПЛ Protector, заложенная в 1901 г. на судоверфи «Lake Torpedo
Boat Со» в Бриджпорте (США) и спущенная на воду1 ноября 1902 г. 24 апреля 1904
г. приобретена у фирмы Морведом России, в период с 23 марта по 13 июня 1904 г. доставлена на борту парохода «Fortuna» из США на завод Г.А.Лесснера
в Санкт-Петербурге для достройки и 5 июня 1904 г. зачислена в списки кораблей
Сибирской флотилии а в период с 15 марта по 18 апреля 1905 г. перевезена по
железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток и 12 мая 1905 г. спущена там
на воду.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. 21
сентября 1905 г. выполнила первую учебную стрельбу торпедами. Участвовала в
русско-японской войне, несение позиционной и дозорной службы на подходах, к
заливу Петра Великого. 27 июля 1913 г. выведена из боевого состава, разоружена,
сдана к Владивостокскому военному порту для демонтажа и реализации и 5 августа
1913 г. исключена из списков кораблей Сибирской флотилии.
КЕФАЛЬ
Построена в 1904 г.
на судоверфи «Newport News Sb & Dry Dock Co» в Ньюпорт Ньюсе (США)
по заказу Морведа России и8 ноября 1904 г. в разобранном виде доставлена
морским путем в мастерские Либавского (Лиепайского) военного порта для
достройки,6 февраля 1905 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии
и7 июля 1905 г. перевезена по железной дороге из Либавы во Владивосток, спущена
на воду 5 августа 1905 г., вступила в строй в октябре 1905 г.
На зимовку 1905-1906 гг. самостоятельно перешла в бухту Новик
на Русском острове. В 1906 г. прошла 382 мили в надводном положении, погружалась
37 раз, удачно провела стрельбы. До 11 марта 1906 г. относилась к классу
миноносцев. В феврале 1907 г. на лодке произошел взрыв аккумуляторных газов и
возник пожар. 19 декабря 1908 г. совершила первое подледное плавание
продолжительностью 1 час 35 минут – пройдено 4 мили
Участвовала в русско-японской войне: несение позиционной и
дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого. В 1912 г. прошла во
Владивостоке капитальный ремонт. 13 апреля 1916 г. выведена из боевого состава,
разоружена и сдана к Владивостокскому военному порту для демонтажа и реализации.
СИГ
Водоизмещение - надводное - 153,6 т; подводное - 190 т |
Длина - 20,22 м |
Ширина - 3,51 м |
Осадка - 3,48 м |
Силовая установка - 2 мотора х
120 л.с. ; 2 электромотора х 65 л.с. |
Скорость хода - максимальная надводная - 8,5 узлов ; подводная - 4,5
узла |
Дальность плавания - экономическим ходом над водой - 240 миль ; под
водой - 35 миль |
Глубина погружения - до 30 м |
Вооружение - 3 457-мм торпедных аппарата |
Экипаж - 24 человека |
Построена в 1904 г. на судоверфи
«Newport News Sb & Dry Dock Co» в Ньюпорт Ньюсе (США) по заказу Морведа
России и 24 января 1905 г. в разобранном виде доставлена морским путем в мастерские Либавского (Лиепайского) военного порта для достройки,6
февраля 1905 г. зачислена
в списки кораблей БФ и летом 1905 г. спущена на воду, вступила в строй
25 ноября 1905 г.
18-24 июля 1905 г. проводились приемно-сдаточные испытания.
Достигла максимальной скорости хода в надводном положении 8,3 узла, погружалась
на глубину до 35 метров, ходила по грунту на колесах, выполнила торпедные
стрельбы на 5-узловом ходу;
15 августа 1905 г. в сопровождении парохода "Работник" вышла из Либавы в
Кронштадт, куда прибыла через 13 дней, пройдя в очень свежую погоду 558 миль. В
Кронштадте во время докованния на лодке увеличили ниши торпедных аппаратов,
сделали рельсовый путь для подачи торпеды к кормовому торпедному аппарату,
устранили неисправность рулевого устройства. На обратном пути из Кронштадта в
Либаву, погрузившись у маяка Грохара на глубину 7,3 м, прошла узкий извилистый
проход Густавсверт, вошла на рейд, всплыла и ошвартовалась у портовой пристани
Гельсингфорса;
1 ноября 1905 г. войдя на либавский рейд, поразила тремя торпедами учебную цель.
В 1906 г. успешно завершила большой переход почти по всему Балтийскому морю. До
11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. С 1 марта 1907 г. находилась в
вооруженном резерве. 24 июля 1907 г. при переходе в Котку, находясь вблизи
транспорта "Хабаровск", ударилась на ходу о винт транспорта, получила пробоину в
водолазном отсеке. Пробоину заделали силами отряда подводного плавания, но затем
перевели в Гельсингфорс, где ПЛ была поставлена в док;
В 1908 г. принимала участие в больших маневрах флота, однако войти в
соприкосновение с наступающим отрядом не смогла. Летом 1910 г. находилась в
доке;
8 февраля 1911 г. перечислена в разряд судов 2-го резерва. В 1912 г. прошла
капитальный ремонт. До 1913 г. без ограничений использовалась в учебных целях.
13 ноября 1913г. из-за технического состояния запрещено выходить за пределы
аванпорта и погружаться на глубину свыше 10,5 м. 18 июня 1914г. выведена из
боевого состава, разоружена, сдана к порту для демонтажа и реализации. 26 июня
1915 г. исключена из списков кораблей БФ.
Командир: л-т Дмитриев 7-ой (1908). БЫЧОК Построена в 1904 г. на судоверфи
«Newport News Sb & Dry Dock Co» в Ньюпорт Ньюсе (США) по заказу Морведа
России и в ноябре 1904 г. в разобранном виде доставлена морским путем в
мастерские Либавского (Лиепайского) военного порта для достройки,6 февраля 1905
г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и 8 сентября 1905 г. перевезена
по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток, спущена на воду 9 ноября
1905 г., вступила в строй в конце 1905 г.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. 7 ноября
1913 г. выведена из боевого состава, разоружена, сдана к Владивостокскому
военному порту для демонтажа и реализации и 16 ноября 1913 г. исключена из
списков кораблей Сибирской флотилии. ПАЛТУС Построена в 1904 г. на судоверфи
«Newport News Sb & Dry Dock Co» в Ньюпорт Ньюсе (США) по заказу Морведа
России и в марте 1905 г. в разобранном виде доставлена морским путем в
мастерские Либавского (Лиепайского) военного порта для достройки,6 февраля 1905
г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и 24 сентября 1905 г. перевезена
по железной дороге из Либавы во Владивосток, спущена на воду 29 ноября 1905 г.,
вступила в строй в 1906 г.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. В июле
1907 г. из-за незамеченной вовремя неисправности произошел взрыв аккумуляторных
газов, в результате чего погибла вся аккумуляторная батарея лодки. 7 ноября 1913
г. выведена из боевого состава, разоружена, сдана к Владивостокскому военному
порту для демонтажа и реализации и 16 ноября 1913 г. исключена из списков
кораблей Сибирской флотилии. ПЛОТВА
Водоизмещение - надводное - 135 т ; подводное - 175 т |
Длина - 21,34 м |
Ширина - 3,66 м |
Осадка - 3,51 м |
Силовая установка - 2 мотора х 125 л.с. ;
2 электромотора х 60 л.с. |
Скорость хода - максимальная надводная - 8,5 узлов ; подводная - 4,5
узла |
Дальность плавания - экономическим ходом над водой - 240 миль ; под
водой - 35 миль |
Глубина погружения - до 30 м |
Вооружение - 3 457-мм торпедных аппарата |
Экипаж - 24 человека |
Построена в 1904 г. на судоверфи
«Newport News Sb & Dry Dock Co» в Ньюпорт Ньюсе (США) по заказу Морведа
России и в феврале 1905 г. в разобранном виде доставлена морским путем
в мастерские Либавского (Лиепайского) военного порта для достройки,6 февраля 1905
г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и9 октября 1905 г. перевезена
по железной дороге из Либавы во Владивосток, спущена на воду9 ноября 1905 г.,
вступила в строй в 1906 г.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. 7 ноября
1913 г. выведена из боевого состава, разоружена, сдана к Владивостокскому
военному порту для демонтажа и реализации и 16 ноября 1913 г. исключена из
списков кораблей Сибирской флотилии. |