Военно-морской флот России


Подводная лодка «Осетр»

Описание Фотографии  
     
Начавшаяся 26 января 1904 г. русско-японская война и последовавшие за этим потери русской эскадры потребовали от правительства России срочного усиления флота. Наряду с развитием строительства отечественных подводных лодок были приняты меры по приобретению подводных лодок иностранных фирм.

В апреле 1904 года в нью-йоркском особняке некоего Р. Флинта, промышлявшего международным посредничеством в торговле оружием, произошла встреча изобретателя Лэка и русского военно-морского атташе. Не торгуясь, атташе выписал Лэку чек на 125 тыс. долларов и предоставил самому ломать голову над тем, как тайно вывезти из Америки "Protector", купленный Россией. Хитроумный план, разработанный Лэком, удался как нельзя лучше. Зафрахтованный им пароход "Фортуна" и плавучий кран встретились в открытом море "Protector", вышедший якобы на испытания, и проливной дождь скрыл от возможных случайных свидетелей завершение операции. Кран поднял лодку на борт "Фортуны", и только тут Лэк объявил своей команде: "Мы отправляемся в Россию...". Так у фирмы С. Лэка была приобретена подводная лодка "Protector", переименованная в "Осетр", и заключен контракт на поставку еще пяти однотипных лодок, первую из которых фирма обязалась поставить в течение 5 месяцев, а остальные 4 - через 7 месяцев.

По сравнению с подводной лодкой "Осетр" серийные лодки несколько отличались от прототипа - прочный корпус был увеличен в длину на 1,02 м и в диаметре на 0,08 м, что привело к увеличению водоизмещения на 25,0 куб. м, увеличен объем надстройки и выполнены некоторые другие усовершенствования.

Лодки строились в США на одной из лучших верфей "Newport News Shipbuilding & Dry Dock Company" и в разобранном виде доставлялись в Либаву, где по рекомендации Морского министерства на территории военного порта фирма построила временные мастерские для сборки и монтажа лодок. Детали первой лодки были доставлены в Либаву к 8 ноября 1904 г., а последней - в марте 1905 г. Из-за низкого качества доставляемых частей корпусов подводных лодок, по словам заведующего командой подводных лодок типа "Осетр" лейтенанта П.К. Панютина, в Либаве лодки приходилось не собирать, а строить.

Собранные в Либаве лодки получили названия "Кефаль", "Палтус", "Бычок", "Плотва" и "Сиг". При заключении контракта не были оговорены штрафные санкции за нарушение сроков сдачи лодок. Используя это обстоятельство, фирма С. Лэка затянула постройку лодок и первую из них "Кефаль" сдала только через год - 22 апреля, а остальные в июне-июле 1905 г.

Все лодки С. Лэка, кроме подводной лодки "Сиг", были перевезены во Владивосток, где производилась их окончательная сборка и достройка. Учитывая отсутствие во Владивостоке хорошей заводской базы для подводного кораблестроения, обученных специалистов, а также факт ведения в тот период боевых действий в войне с Японией, окончательная сборка лодок велась спешно и некачественно, что явилось одной из причин разочарования специалистов флота в подводных лодках. В связи с окончанием 5 сентября 1905 г. русско-японской войны участия в боевых действиях лодки типа "Осетр" практически не принимали.

Подводные лодки типа "Осетр" относятся к однокорпусным подводным лодкам. Прочный корпус разбит на три отсека, каждый из которых снабжен входным люком. В первом отсеке размещены устройства для выхода водолаза, что, по мнению С. Лэка, давало возможность перерезать телеграфные кабели, уничтожать минные заграждения, а в случае необходимости производить спасение экипажа. В Учебном отряде подводного плавания в Либаве была организована подготовка водолазов для подводных лодок типа "Осетр". Однако уже при рассмотрении проекта лодки комиссией Морского министерства и при последующих испытаниях ПЛ "Осетр" был дан отрицательный отзыв о возможностях использования водолазов из лодки.

Над вторым (жилым отсеком) была установлена достаточно большая по размерам боевая рубка, в которой размещались все средства управления подводной лодкой. В кормовой части боевой рубки была установлена стрела для погрузки торпеды через люк машинного отделения. Машинный люк и труба для выпуска отработанных газов с глушителем размещались в общем кожухе, по высоте равном высоте боевой рубки. В прочном корпусе размещалась часть балластных цистерн, заполняемых через общую магистраль, что значительно увеличивало время погружения лодки в подводное положение. Снаружи прочного корпуса, в верхней его части, по всей длине лодки была установлена плоская надстройка, выполненная из деревянных брусьев, в плане повторявшая обводы прочного корпуса. В надстройке также размещались балластные цистерны, внутри которых в особых трубах размещался бензин для моторов и баллоны со сжатым воздухом. В районе миделя на уровне палубы надстройки были установлены дополнительные парные горизонтальные рули - "гидропланы", считавшиеся в то время технической новинкой. "Гидропланы" погашали остаточную плавучесть, обеспечивая погружение лодки "на ровный киль" и достаточно точное удержание глубины хода. В нижней части прочного корпуса были сделаны специальные ниши для выдвигавшихся чугунных колес, предназначенных для передвижения по грунту.

При испытаниях подводной лодки "Осетр" колеса были признаны "весьма полезными" в качестве средства, предохраняющего от ударов лодки о грунт при движении на мелководье. Лодки были также оборудованы подводными якорями и сбрасываемым килем. По ходовым, мореходным и тактическим характеристикам лодки типа "Осетр" уступали подводным лодкам, находящимся в составе Российского флота. Это были малоавтономные, тихоходные лодки с бензиновыми двигателями и с очень большим временем погружения под воду. Низкое качество сборки лодок приводило к необходимости частых ремонтов. Однако, лодки эти эксплуатировались и в итоге сыграли определенную роль в деле подготовки подводников для русского флота и в разработке рекомендаций по совершенствованию тактико-технических характеристик отечественных подводных лодок.

ОСЕТР

Водоизмещение - надводное - 137 т ; подводное - 174,4 т
Длина - 19,81 м
Ширина - 3,35 м
Осадка - 3,81 м
Силовая установка - 2 мотора х 120 л.с. ; 2 электромотора х 65 л.с.
Скорость хода - максимальная надводная - 7,5 узлов ; подводная - 4,5 узла
Дальность плавания - экономическим ходом над водой - 300 миль ; под водой - 35 миль
Глубина погружения - до 35 м
Вооружение - 3 457-мм торпедных аппарата
Экипаж - 24 человека

Бывшая американская ПЛ Protector, заложенная в 1901 г. на судоверфи «Lake Torpedo Boat Со» в Бриджпорте (США) и спущенная на воду1 ноября 1902 г. 24 апреля 1904 г. приобретена у фирмы Морведом России, в период с 23 марта по 13 июня 1904 г. доставлена на борту парохода «Fortuna» из США на завод Г.А.Лесснера в Санкт-Петербурге для достройки и 5 июня 1904 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии а в период с 15 марта по 18 апреля 1905 г. перевезена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток и 12 мая 1905 г. спущена там на воду.

До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. 21 сентября 1905 г. выполнила первую учебную стрельбу торпедами. Участвовала в русско-японской войне, несение позиционной и дозорной службы на подходах, к заливу Петра Великого. 27 июля 1913 г. выведена из боевого состава, разоружена, сдана к Владивостокскому военному порту для демонтажа и реализации и 5 августа 1913 г. исключена из списков кораблей Сибирской флотилии.

КЕФАЛЬ

Построена в 1904 г. на судоверфи «Newport News Sb & Dry Dock Co» в Ньюпорт Ньюсе (США) по заказу Морведа России и8 ноября 1904 г. в разобранном виде доставлена морским путем в мастерские Либавского (Лиепайского) военного порта для достройки,6 февраля 1905 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и7 июля 1905 г. перевезена по железной дороге из Либавы во Владивосток, спущена на воду 5 августа 1905 г., вступила в строй в октябре 1905 г.

На зимовку 1905-1906 гг. самостоятельно перешла в бухту Новик на Русском острове. В 1906 г. прошла 382 мили в надводном положении, погружалась 37 раз, удачно провела стрельбы. До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. В феврале 1907 г. на лодке произошел взрыв аккумуляторных газов и возник пожар. 19 декабря 1908 г. совершила первое подледное плавание продолжительностью 1 час 35 минут – пройдено 4 мили

Участвовала в русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого. В 1912 г. прошла во Владивостоке капитальный ремонт. 13 апреля 1916 г. выведена из боевого состава, разоружена и сдана к Владивостокскому военному порту для демонтажа и реализации.

СИГ

Водоизмещение - надводное - 153,6 т; подводное - 190 т
Длина - 20,22 м
Ширина - 3,51 м
Осадка - 3,48 м
Силовая установка - 2 мотора х 120 л.с. ; 2 электромотора х 65 л.с.
Скорость хода - максимальная надводная - 8,5 узлов ; подводная - 4,5 узла
Дальность плавания - экономическим ходом над водой - 240 миль ; под водой - 35 миль
Глубина погружения - до 30 м
Вооружение - 3 457-мм торпедных аппарата
Экипаж - 24 человека

Построена в 1904 г. на судоверфи «Newport News Sb & Dry Dock Co» в Ньюпорт Ньюсе (США) по заказу Морведа России и 24 января 1905 г. в разобранном виде доставлена морским путем в мастерские Либавского (Лиепайского) военного порта для достройки,6 февраля 1905 г. зачислена в списки кораблей БФ и летом 1905 г. спущена на воду, вступила в строй 25 ноября 1905 г.

18-24 июля 1905 г. проводились приемно-сдаточные испытания. Достигла максимальной скорости хода в надводном положении 8,3 узла, погружалась на глубину до 35 метров, ходила по грунту на колесах, выполнила торпедные стрельбы на 5-узловом ходу;

15 августа 1905 г. в сопровождении парохода "Работник" вышла из Либавы в Кронштадт, куда прибыла через 13 дней, пройдя в очень свежую погоду 558 миль. В Кронштадте во время докованния на лодке увеличили ниши торпедных аппаратов, сделали рельсовый путь для подачи торпеды к кормовому торпедному аппарату, устранили неисправность рулевого устройства. На обратном пути из Кронштадта в Либаву, погрузившись у маяка Грохара на глубину 7,3 м, прошла узкий извилистый проход Густавсверт, вошла на рейд, всплыла и ошвартовалась у портовой пристани Гельсингфорса;

1 ноября 1905 г. войдя на либавский рейд, поразила тремя торпедами учебную цель. В 1906 г. успешно завершила большой переход почти по всему Балтийскому морю. До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. С 1 марта 1907 г. находилась в вооруженном резерве. 24 июля 1907 г. при переходе в Котку, находясь вблизи транспорта "Хабаровск", ударилась на ходу о винт транспорта, получила пробоину в водолазном отсеке. Пробоину заделали силами отряда подводного плавания, но затем перевели в Гельсингфорс, где ПЛ была поставлена в док;

В 1908 г. принимала участие в больших маневрах флота, однако войти в соприкосновение с наступающим отрядом не смогла. Летом 1910 г. находилась в доке;

8 февраля 1911 г. перечислена в разряд судов 2-го резерва. В 1912 г. прошла капитальный ремонт. До 1913 г. без ограничений использовалась в учебных целях.

13 ноября 1913г. из-за технического состояния запрещено выходить за пределы аванпорта и погружаться на глубину свыше 10,5 м. 18 июня 1914г. выведена из боевого состава, разоружена, сдана к порту для демонтажа и реализации. 26 июня 1915 г. исключена из списков кораблей БФ.

Командир: л-т Дмитриев 7-ой (1908).

БЫЧОК

Построена в 1904 г. на судоверфи «Newport News Sb & Dry Dock Co» в Ньюпорт Ньюсе (США) по заказу Морведа России и в ноябре 1904 г. в разобранном виде доставлена морским путем в мастерские Либавского (Лиепайского) военного порта для достройки,6 февраля 1905 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и 8 сентября 1905 г. перевезена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток, спущена на воду 9 ноября 1905 г., вступила в строй в конце 1905 г.

До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. 7 ноября 1913 г. выведена из боевого состава, разоружена, сдана к Владивостокскому военному порту для демонтажа и реализации и 16 ноября 1913 г. исключена из списков кораблей Сибирской флотилии.

ПАЛТУС

Построена в 1904 г. на судоверфи «Newport News Sb & Dry Dock Co» в Ньюпорт Ньюсе (США) по заказу Морведа России и в марте 1905 г. в разобранном виде доставлена морским путем в мастерские Либавского (Лиепайского) военного порта для достройки,6 февраля 1905 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и 24 сентября 1905 г. перевезена по железной дороге из Либавы во Владивосток, спущена на воду 29 ноября 1905 г., вступила в строй в 1906 г.

До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. В июле 1907 г. из-за незамеченной вовремя неисправности произошел взрыв аккумуляторных газов, в результате чего погибла вся аккумуляторная батарея лодки. 7 ноября 1913 г. выведена из боевого состава, разоружена, сдана к Владивостокскому военному порту для демонтажа и реализации и 16 ноября 1913 г. исключена из списков кораблей Сибирской флотилии.

ПЛОТВА

Водоизмещение - надводное - 135 т ; подводное - 175 т
Длина - 21,34 м
Ширина - 3,66 м
Осадка - 3,51 м
Силовая установка - 2 мотора х 125 л.с. ; 2 электромотора х 60 л.с.
Скорость хода - максимальная надводная - 8,5 узлов ; подводная - 4,5 узла
Дальность плавания - экономическим ходом над водой - 240 миль ; под водой - 35 миль
Глубина погружения - до 30 м
Вооружение - 3 457-мм торпедных аппарата
Экипаж - 24 человека

Построена в 1904 г. на судоверфи «Newport News Sb & Dry Dock Co» в Ньюпорт Ньюсе (США) по заказу Морведа России и в феврале 1905 г. в разобранном виде доставлена морским путем в мастерские Либавского (Лиепайского) военного порта для достройки,6 февраля 1905 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и9 октября 1905 г. перевезена по железной дороге из Либавы во Владивосток, спущена на воду9 ноября 1905 г., вступила в строй в 1906 г.

До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. 7 ноября 1913 г. выведена из боевого состава, разоружена, сдана к Владивостокскому военному порту для демонтажа и реализации и 16 ноября 1913 г. исключена из списков кораблей Сибирской флотилии.

 
Use the accounting equation to avoid errors and understand your company.