Подводная лодка "Почтовый"
В 1903 году инженер С.К. Джевецкий предложил построить
подводную лодку с "единым" двигателем для надводного и подводного хода.
В качестве единого двигателя предполагались два четырехтактных бензиновых
двигателя фирмы "Панар и Левассор" мощностью по 130 л.с. каждый, которые с
помощью зубчатых передач работали на гребной вал с четырехлопастным винтом.
В надводном положении бензиномоторы работали по обычной схеме - выхлопные газы
через глушитель и невозвратный клапан выбрасывались в атмосферу; в подводном
положении воздух, хранившийся в 45 воздухохранителях при давлении 200 атмосфер,
подавался в машинное отделение для обеспечения работы бензиномоторов. Общий
запас воздуха составлял около 11 куб.м и должен был обеспечивать работу
бензиномоторов в течение 4-х часов.
Давление воздуха с 200 атмосфер до 18 снижалось в редукционном клапане
(детандере), после чего воздух поступал в поршневой пневматический двигатель,
приводивший в действие газовый насос, откачивавший выхлопные газы через
надстройку, служившую своеобразным глушителем, в отводную трубу, расположенную
под килем и имевшую большое количество мелких отверстий. Выходя мелкими
струйками из многочисленных отверстий отводной трубы, выхлопные газы (в основном
углекислый газ) должны были растворяться в воде.
В пневматическом двигателе давление воздуха снижалось с 18 до 1,2 атм. и при
этом, безопасном для личного состава давлении, воздух и поступал в машинное
отделение.
Гребных электродвигателей и аккумуляторной батареи на этой лодке не было.
Для освещения внутренних помещений использовалась динамо-машина, приводимая в
действие бензиномотором той же фирмы мощностью 5 л.с., такой же бензиномотор
приводил в действие рулевую машину.
Подводная лодка, предложенная С.К. Джевецким, получила высокую оценку А.Н.
Крылова, бывшего в то время и.о. председателя Морского технического комитета и
была заказана "Компании С.-Петербургский металлический завод" на средства
"Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования".
Проект был разработан Металлическим заводом под руководством Джевецкого и
представлен на утверждение в 1905 году.
Несмотря на то, что эксплуатация подводной лодки "Почтовый" подтвердила
возможность подводного плавания с двигателями внутреннего сгорания, работающими
в подводном положении, подводная лодка этого типа так и осталась единственной.
Не удалось достичь бесследности движения лодки под водой - на легкой ряби были
заметны пузырьки отработавших газов, за лодкой тянулся на протяжении 2-3
кабельтов масляный след. Мощность газового насоса оказалась недостаточной для
откачки выхлопных газов от обоих бензиномоторов, поэтому в подводном положении
работал только один левый мотор. Сложность и малая конструктивная надежность
механизмов требовала исключительно высокой квалификации личного состава,
обслуживавшего лодку. Большие нарекания вызывала большая шумность бензиномоторов;
на зарядку воздухохранителей требовалось от 2 до 3 дней.
Длина - 34,4 м |
Ширина - 3,0 м |
Осадка - 2,8 м |
Водоизмещение - надводное - 134 тонны, подводное - 146
тонн |
Силовая установка - мощность двигателей 2x130 л.с.; |
Скорость хода - максимальная надводная - 10,5 узлов,
подводная - 6,2 узлов |
Дальность плавания - экономическим ходом над водой - 350
миль, под водой - 28 миль |
Глубина погружения - до 30 метров. |
Вооружение - 2 (по другим данным 4) 457-мм торпедных
аппарата Джевецкого |
Экипаж - 24 человека. |
Заложена в 1906 г. на Металлическом за воде в Санкт-Петербурге
на добровольные пожертвования и 30 августа 1908 г. зачислена в списки кораблей Балтийского флота, спущена на воду в 1908 г., вступила в строй в 1909 г.: явилась первой
в мире подводной лодкой с единой двигательной установкой. 29 ноября 1906г. была переведена в Кронштадт, где и начались
ее предварительные испытания. В 1907-1908 гг. заводом устранялись замечания
приемной комиссии и выполнялись необходимые переделки. В марте 1909 г. зачислена
в состав Отряда подводного плавания. 4 июня 1909 г. перечислена в Учебный отряд.
27 июля 1913 г. была выведена из боевого состава, разоружена, сдана к
Санкт-Петербургскому военному порту на хранение. 5 августа 1913 г. исключена из
состава БФ.
В сентябре 1913 г. по предложению начальника бригады подводных лодок и
начальника учебного отряда контр-адмирала Левицкого передана Балтийскому заводу,
на котором предполагалось произвести опыты по использованию кислородного
двигателя, предложенного мичманом М. Никольским. В октябре 1914 г.
использовалась вблизи Кронштадта с целью определения воздействия на конструкции
подводных лодок подводных взрывов. 16 сентября 1924 г. передана Комгосфондов для
демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 г. исключена из списков кораблей
РККФ. |