Военно-морской флот России


Подводная лодка "Почтовый"

Описание Фотографии  
     
В 1903 году инженер С.К. Джевецкий предложил построить подводную лодку с "единым" двигателем для надводного и подводного хода.

В качестве единого двигателя предполагались два четырехтактных бензиновых двигателя фирмы "Панар и Левассор" мощностью по 130 л.с. каждый, которые с помощью зубчатых передач работали на гребной вал с четырехлопастным винтом.

В надводном положении бензиномоторы работали по обычной схеме - выхлопные газы через глушитель и невозвратный клапан выбрасывались в атмосферу; в подводном положении воздух, хранившийся в 45 воздухохранителях при давлении 200 атмосфер, подавался в машинное отделение для обеспечения работы бензиномоторов. Общий запас воздуха составлял около 11 куб.м и должен был обеспечивать работу бензиномоторов в течение 4-х часов.

Давление воздуха с 200 атмосфер до 18 снижалось в редукционном клапане (детандере), после чего воздух поступал в поршневой пневматический двигатель, приводивший в действие газовый насос, откачивавший выхлопные газы через надстройку, служившую своеобразным глушителем, в отводную трубу, расположенную под килем и имевшую большое количество мелких отверстий. Выходя мелкими струйками из многочисленных отверстий отводной трубы, выхлопные газы (в основном углекислый газ) должны были растворяться в воде.

В пневматическом двигателе давление воздуха снижалось с 18 до 1,2 атм. и при этом, безопасном для личного состава давлении, воздух и поступал в машинное отделение.

Гребных электродвигателей и аккумуляторной батареи на этой лодке не было.

Для освещения внутренних помещений использовалась динамо-машина, приводимая в действие бензиномотором той же фирмы мощностью 5 л.с., такой же бензиномотор приводил в действие рулевую машину.

Подводная лодка, предложенная С.К. Джевецким, получила высокую оценку А.Н. Крылова, бывшего в то время и.о. председателя Морского технического комитета и была заказана "Компании С.-Петербургский металлический завод" на средства "Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования".

Проект был разработан Металлическим заводом под руководством Джевецкого и представлен на утверждение в 1905 году.

Несмотря на то, что эксплуатация подводной лодки "Почтовый" подтвердила возможность подводного плавания с двигателями внутреннего сгорания, работающими в подводном положении, подводная лодка этого типа так и осталась единственной.

Не удалось достичь бесследности движения лодки под водой - на легкой ряби были заметны пузырьки отработавших газов, за лодкой тянулся на протяжении 2-3 кабельтов масляный след. Мощность газового насоса оказалась недостаточной для откачки выхлопных газов от обоих бензиномоторов, поэтому в подводном положении работал только один левый мотор. Сложность и малая конструктивная надежность механизмов требовала исключительно высокой квалификации личного состава, обслуживавшего лодку. Большие нарекания вызывала большая шумность бензиномоторов; на зарядку воздухохранителей требовалось от 2 до 3 дней.

Длина - 34,4 м
Ширина - 3,0 м
Осадка - 2,8 м
Водоизмещение - надводное - 134 тонны, подводное - 146 тонн
Силовая установка - мощность двигателей 2x130 л.с.;
Скорость хода - максимальная надводная - 10,5 узлов, подводная - 6,2 узлов
Дальность плавания - экономическим ходом над водой - 350 миль, под водой - 28 миль
Глубина погружения - до 30 метров.
Вооружение - 2 (по другим данным 4) 457-мм торпедных аппарата Джевецкого
Экипаж - 24 человека.

Заложена в 1906 г. на Металлическом за воде в Санкт-Петербурге на добровольные пожертвования и 30 августа 1908 г. зачислена в списки кораблей Балтийского флота, спущена на воду в 1908 г., вступила в строй в 1909 г.: явилась первой в мире подводной лодкой с единой двигательной установкой.

29 ноября 1906г. была переведена в Кронштадт, где и начались ее предварительные испытания. В 1907-1908 гг. заводом устранялись замечания приемной комиссии и выполнялись необходимые переделки. В марте 1909 г. зачислена в состав Отряда подводного плавания. 4 июня 1909 г. перечислена в Учебный отряд.

27 июля 1913 г. была выведена из боевого состава, разоружена, сдана к Санкт-Петербургскому военному порту на хранение. 5 августа 1913 г. исключена из состава БФ.

В сентябре 1913 г. по предложению начальника бригады подводных лодок и начальника учебного отряда контр-адмирала Левицкого передана Балтийскому заводу, на котором предполагалось произвести опыты по использованию кислородного двигателя, предложенного мичманом М. Никольским. В октябре 1914 г. использовалась вблизи Кронштадта с целью определения воздействия на конструкции подводных лодок подводных взрывов. 16 сентября 1924 г. передана Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 г. исключена из списков кораблей РККФ.