Проект подводной лодки А. Подолецкого
В 1831 г. петербургский титулярный советник Алексей Подолецкий представил в
Кораблестроительный комитет Морского Министерства проект (описание и рисунок) изобретенной им подводной лодки, которая
могла бы «плавать под водою и опускаться в глубину оной на столько футов или сажен, сколько потребует надобность».
В своем описании Подолецкий указывал:
«Шлюпка сия должна 6ыть о двух бортах длиною в 18, а в поперечнике
6 1/2 футов, средина же оной должна составлять 3 1/2 ф., а оба 6орта из 3 ф , которая должна быть с прочными палубами и
мачтою, соответственно сему судну. Боковые борты с главною шлюпкою должны простираться от самого верху руля вплоть до киля и
покрыты также твердыми палубами горизонтально с средним основанием. Внутри же приделанных боков сделать по одному насосу и
по одному на дне отверстию для впуска воды»
Проект Подолецкого, как видно из описания, предусматривал постройку двухкорпусной
подводной лодки длиной 5,5 и шириной 2 м. Обшивка должна была крепиться к 21 шпангоуту (как у внутреннего, так и у
наружного корпусов). Отметим, что идея двухкорпусной подводной лодки была выдвинута впервые.
Погружение лодки должно было осуществляться путем приема воды в междубортное
пространство. Для всплытия лодки на поверхность воду откачивали из междубортного пространства с помощью поршневых
насосов.
Для удержания лодки в случае быстрого ухода ее в воду при погружении изобретатель предусмотрел в своем
проекте устройство на бортах специальных крыльев. О них в описании сказано: «для поддержания груза
(т. е. плавучести) и свободного плавания под водою открываются приделанные крылья к боковым бортам, дабы
остановить судно в равновесии и дать ему свободный ход посредством обращения колес». Из описания можно заключить, что
эти крылья для торможения лодки в случае быстрого ухода ее на глубину служили и горизонтальными рулями для управления лодкой в вертикальной
плоскости при подводном ходе
Изобретатель указывал, что в том случае, когда поддержания лодки в равновесии под водой при
помощи крыльев недостаточно. следует откачивать воду из бортовых цистерн за борт посредством насосов, «через чего и само судно
приводится в большое облегчение».
Для движения лодки Подолецкий предполагал применить гребные колеса, вращаемые изнутри лодки
вручную. Гребные колеса располагались по бортам: «От киля на 6 футов утвердить в середине шлюпки небольшой вал, коего концы
выходили бы по обе стороны на два с половиною фута для укрепления оных колес, которые посредством механизма будут приводить в
действие, и судно может плыть даже против течения воды».
Изобретатель предусматривал запас воздуха для дыхания людей в подводном положении. Хранить воздух (очевидно,
сжатый) предполагалось в медном шаре (баллоне), из которого можно было травить воздух в лодку по мере надобности, причем указывалось, что воздух «есть возможность возобновить». К сожалению, в описании ничего не сказано о том, как
предполагалось возобновлять воздух.
Рассмотрев проект Подолецкого, Кораблестроительный комитет принял его к сведению и сообщил
изобретателю, что постройка подводной лодки по его предложению не рациональна.
|