Военно-морской флот России


Проект эскадренной подводной лодки Инженера Ч.А. Дель-Пропосто (1916г)

Описание    
 
Водоизмещение - надводное 2300 т ; подводное - 2500 т
Длина наибольшая - 91 м
Ширина корпуса наибольшая - ок. 7,8 м
Осадка средняя - 8,4 м
Запас плавучести - 9,0 м
Глубина погружения - 30 м
Энергетическая установка - тип паротурбинная с тепловым аккумулятором ; мощность главной ПТУ - 14000 л. с. ; мощность ПТУ ЭД, - 400 л. с.
Скорость хода - наибольшая надводная - 25 уз ; наибольшая подводная - 25 уз
Дальность плавания - надводная 7300 миль при скорости хода 15 уз ; подводная 200 миль при скорости хода 7,5 уз.
Вооружение - 6 450мм носовых торпедных аппарата ; 1 450мм кормовой торпедных аппарат ; 10 450 мм гравер. торпедных аппарата ; 2 152мм АУ ; 4 102мм АУ ; 150 мин заграждения

В 1916 г. итальянский инженер на русской службе Ч.А. Дель-Пропосто (работавший на верфи общества "Ноблесснер" в г. Ревель) представил на обсуждение ГУК проект подлодки с паровыми турбинами, где подводный ход обеспечивал тепловой аккумулятор. Техническая идея проекта, согласно описания его автора, заключалась в следующем: "Подводное судно очень уязвимо, когда оно находится на поверхности. Во избежание этого дефекта в нашем судне мы уменьшили в нем запас плавучести, доведя последний... до 9% от водоизмещения и для того, чтобы при этом судно имело хорошие морские качества, мы придали надстройке узкую и удлиненную форму и достаточную высоту (по оценкам - до 2 м). Машины же, минные аппараты, экипаж и все существенные части судна установлены в главном корпусе его, который всегда покрыт слоем воды не менее двух метров толщины, делающим судно неуязвимым для неприятельских пушек".

Надстройка частично бронировалась, в ней размещались орудия на подъемных станках, офицерские каюты и часть постов. Предусматривалась водоотливная система, способная осушить помещения надстройки при известном числе пробоин от артиллерийских снарядов. Из семнадцати минных аппаратов подлодки шесть располагались в носу, один - в корме, остальные траверзные - в выгородках средней части корпуса.
В качестве движителя лодки предполагался особый "пропеллер", установленный в кормовой части корпуса, хотя автор проекта допускал и применение гребных винтов обычного типа. Глубина погружения корабля не указывалась, но, судя по замыслу проекта, таблице нагрузки и форме корпуса, она вряд ли могла превышать 20-30 м.

В августе 1916 г. на обсуждении ГУК А.Н. Крылов высказал, пожалуй, общее мнение: "Проект представляется пока только в виде... ряда идей, как бы научной фантазией в духе Жюль Верна, а известно, что в практических делах идея составляет не более 5%, остальные же 95% - в деталях ее осуществления. Но из-за этих 5% не следует сразу проекта бросать...". К деталям, заслуживающим первоочередного внимания, отнесли тепловой аккумулятор. В отличие от аппарата Норденфельда, работающего на пресной воде, Дель-Пропосто в качестве рабочего тела принял забортную воду, что позволяло отказаться от громоздких и капризных в эксплуатации опреснителей.

Вкратце принцип действия теплового аккумулятора сводился к следующему. При надводном ходе лодки турбина получает пар из котла по магистрали и по ней же часть пара поступает для нагрева морской воды, заключенной в нескольких резервуарах аккумулятора. Резервуары залиты в цементный блок, причем предусмотрена их теплоизоляция посредством вакуумирования через холодильник турбины. При подводном ходе паровая магистраль от котла отсекается, а из аккумулятора производится отбор пара, отдаваемого перегретой водой (до 250° С при давлении до 40 кгс/см2). Конденсат из холодильника подается насосом в резервуар и забирается оттуда в котел. По расчету автора проекта даже после 200 миль хода в подводном положении можно разряженный (остывший) аккумулятор привести в исходное состояние за 40 мин работы котлов.

В конце декабря 1916 г. Балтийский завод получил на разработку документации и создание действующего теплового аккумулятора, однако весной 1917 г. ГУК аннулировал этот заказ.