Проект эскадренной подводной лодки Инженера Ч.А.
Дель-Пропосто (1916г)
Водоизмещение -
надводное 2300 т ;
подводное - 2500 т |
Длина
наибольшая - 91 м |
Ширина корпуса наибольшая
- ок. 7,8 м |
Осадка средняя
- 8,4 м |
Запас плавучести
- 9,0 м |
Глубина погружения
- 30 м |
Энергетическая установка -
тип паротурбинная с тепловым аккумулятором ;
мощность главной ПТУ - 14000 л. с. ;
мощность ПТУ ЭД, - 400 л. с. |
Скорость
хода -
наибольшая надводная - 25 уз ;
наибольшая подводная - 25 уз |
Дальность
плавания -
надводная 7300 миль при скорости хода 15 уз ;
подводная 200 миль при скорости хода 7,5 уз. |
Вооружение
- 6 450мм носовых торпедных аппарата ; 1 450мм кормовой торпедных
аппарат ; 10 450 мм гравер. торпедных аппарата ; 2 152мм АУ ; 4 102мм
АУ ; 150 мин заграждения |
В 1916 г. итальянский инженер на русской службе Ч.А. Дель-Пропосто (работавший на верфи общества "Ноблесснер" в г. Ревель)
представил на обсуждение ГУК проект подлодки с паровыми турбинами, где
подводный ход обеспечивал тепловой аккумулятор. Техническая идея проекта,
согласно описания его автора, заключалась в следующем: "Подводное судно
очень уязвимо, когда оно находится на поверхности. Во избежание этого
дефекта в нашем судне мы уменьшили в нем запас плавучести, доведя
последний... до 9% от водоизмещения и для того, чтобы при этом судно имело
хорошие морские качества, мы придали надстройке узкую и удлиненную форму и
достаточную высоту (по оценкам - до 2 м). Машины же, минные аппараты,
экипаж и все существенные части судна установлены в главном корпусе его,
который всегда покрыт слоем воды не менее двух метров толщины, делающим
судно неуязвимым для неприятельских пушек". Надстройка
частично бронировалась, в ней размещались орудия на подъемных станках,
офицерские каюты и часть постов. Предусматривалась водоотливная система,
способная осушить помещения надстройки при известном числе пробоин от
артиллерийских снарядов. Из семнадцати минных аппаратов подлодки шесть
располагались в носу, один - в корме, остальные траверзные - в выгородках
средней части корпуса.
В качестве движителя лодки предполагался особый "пропеллер", установленный
в кормовой части корпуса, хотя автор проекта допускал и применение гребных
винтов обычного типа. Глубина погружения корабля не указывалась, но, судя
по замыслу проекта, таблице нагрузки и форме корпуса, она вряд ли могла
превышать 20-30 м. В августе 1916 г. на обсуждении ГУК
А.Н. Крылов высказал, пожалуй, общее мнение: "Проект представляется пока
только в виде... ряда идей, как бы научной фантазией в духе Жюль Верна, а
известно, что в практических делах идея составляет не более 5%, остальные
же 95% - в деталях ее осуществления. Но из-за этих 5% не следует сразу
проекта бросать...". К деталям, заслуживающим первоочередного внимания,
отнесли тепловой аккумулятор. В отличие от аппарата Норденфельда,
работающего на пресной воде, Дель-Пропосто в качестве рабочего тела принял
забортную воду, что позволяло отказаться от громоздких и капризных в
эксплуатации опреснителей. Вкратце принцип действия
теплового аккумулятора сводился к следующему. При надводном ходе лодки
турбина получает пар из котла по магистрали и по ней же часть пара
поступает для нагрева морской воды, заключенной в нескольких резервуарах
аккумулятора. Резервуары залиты в цементный блок, причем предусмотрена их
теплоизоляция посредством вакуумирования через холодильник турбины. При
подводном ходе паровая магистраль от котла отсекается, а из аккумулятора
производится отбор пара, отдаваемого перегретой водой (до 250° С при
давлении до 40 кгс/см2). Конденсат из холодильника подается насосом в
резервуар и забирается оттуда в котел. По расчету автора проекта даже
после 200 миль хода в подводном положении можно разряженный (остывший)
аккумулятор привести в исходное состояние за 40 мин работы котлов.
В конце декабря 1916 г. Балтийский завод получил на разработку
документации и создание действующего теплового аккумулятора, однако весной
1917 г. ГУК аннулировал этот заказ. |