Проект малой прибрежной подводной лодки для Балтийского моря
(проект Балтийского завода).
Проект разработан в соответствии с заданием "Элементы
малой ПЛ для Балтийского моря", подготовленным Морским Генеральным Штабом и
утвержденным 1 декабря 1908 г.
Заводом были представлены два варианта ПЛ, отличающиеся размерениями,
вооружением и ЭУ.
Для ПЛ по варианту 1 заявлены срок и цена постройки 14 месяцев и 3920 руб. за
1 тонну надводного водоизмещения и 2710 руб. за 1 тонну подводного
водоизмещения.
На конкурсе 7 марта 1909 г. проект Балтийского завода (вариант 2) наряду с
проектом Ижорского завода был признан лучшим.
Подводная лодка по варианту 2 должна была иметь следующие характеристики:
водоизмещение 98/125 т, запас плавучести 27,5%, главные размерения: 27,4 х 2,7 х
2,44 м.
ЭУ "единый двигатель" дизель, работающий по так называемой "системе инженера Дель Пропосто", сходной с системой С.К. Джевецкого, внедренной в это время на ПЛ
"Почтовый" . Наибольшая скорость хода: подводная 9 узлов, надводная 10
узлов. Дальность плавания под водой 40 миль при скорости 8 узлов и 30 миль
при 9 узлах. Вооружение 3 ТА системы Джевецкого. Время погружения 3 мин.
Заявленная продолжительность постройки 20 месяцев. Цена за 1 т надводного
водоизмещения 3680 руб, подводного (включая плату по патенту на систему Дель
Пропосто) 2890 руб.
По системе Дель Пропосто работа двигателя под водой должна была обеспечиваться
запасом сжатого воздуха, хранимого в специальных "воздухохранителях". За счет
тепла отработавших газов и специальной горелки воздух перед подачей в специально
выделенные цилиндры дизеля сначала подогревался и увлажнялся, затем
использовался в "воздушном" двигателе и выпускался внутрь лодки, повышая в ней
давление до уровня безопасного для личного состава. Причем, для постоянной
вентиляции выпуск воздуха проводился из одной оконечности, а всасывание в
"теплый" двигатель из другой оконечности. Для этого предполагалось использовать
часть цилиндров главных двигателей (на ПЛ "Почтовый" по системе С.К. Джевецкого
для этого использовался специальный "воздушный двигатель"). Отработанные в
"теплом" двигателе газы выпускались в специальный резервуар, а затем через
невозвратный клапан в воду, когда давление в резервуаре становилось равным
забортному. При этом давление выпускаемых газов и давление всасываемого воздуха
должно было быть равным. Проектант И.Г. Бубнов.
ТТХ ПЛ 1го
варианта |
Водоизмещение, т -
надводное 125 ; подводное 170 |
Длина, м.
- 32,89 |
Ширина наибольшая, м.
-
2,79 |
Осадка, м.
- 2,44 |
Запас плавучести, %
- 36 |
Архитектурноконструктивный
тип - однокорпусной, с
ЦГБ в оконечностях |
Глубина погружения
- предельная - 91,5
м |
Автономность, сут.
- 4 |
Время непрерывного
пребывания под водой - 16
часов |
Силовая
установка - тип дизельэлектрическая
; число гребных валов 1 |
Скорость хода, уз. - наибольшая подводная 8 ; наибольшая
надводная 10 ; экономическая надводная 7 |
Дальность плавания, мили
- подводная 35 (8) ;
надводная 500 (7) |
Вооружение
- торпедное: калибр, мм. 450
; число носовых трубчатых ТА 2 ; число
кормовых трубчатых ТА 1 |
Средства наблюдения
- 2 перископа |
|