Проект малой подводной лодки для Балтийского моря
Адмиралтейского Ижорского завода
Проект разработан в соответствии с заданием "Элементы малой
ПЛ для Балтийского моря", подготовленным Морским Генеральным Штабом и
утвержденным 1 декабря 1908 г.
Заводом представлено два варианта, несколько отличавшиеся размерением,
вооружением и экономическими характеристиками.
На конкурсе 7 марта 1909 г. проект ПЛ Ижорского завода наряду с проектом
Балтийского завода был признал лучшим.
Для ПЛ по варианту 1 заявлены продолжительность постройки и цена ПЛ -
18 месяцев и 300 тыс. руб. Цена за 1 т надводного водоизмещения - 3300
руб, подводного - 2340 руб. Метацентрическая высота в надводном положении 0,15 м
и 0,20 м в подводном. Предусмотрено 10 коек для команды.
ПЛ по варианту 2 должна была иметь водоизмещение 93,5/121 т, главные размерения
28,04 х 2,9 х 2,44 м, запас плавучести 30%, ЭУ - керосиновый ДВС надводного хода
(150 л.с.) и электромотор (100 л.с.) для подводного хода, скорость полного хода
10,25 узла (надводного) и 8,25 (подводного), дальности плавания 700 миль (10,25
узла) и 35 миль (8,25 узла), метацентрическая высота в надводном положении 0,15
м и 0,20 м в подводном , время погружения 1,25 мин., 10 коек для личного
состава.
На первом этапе конкурса на лучший проект малой (прибрежной) ПЛ для Балтийского
моря, проходившего 3 октября 1908 г. Адмиралтейский Ижорский завод представил
проект ПЛ, подписанный М. Воскресенским, отличавшийся оригинальностью
архитектуры и мощным вооружением. Лодка отличалась новой формой корпуса,
состоящего из двух прочных корпусов сигарообразной формы, соединенных в средней
части. По мнению Отдела подводного плавания Морского Технического Комитета, это
решение обеспечивало дополнительные объемы, позволявшие удобно разместить
механизмы, системы, вооружение, команду, но за счет большей ширины требовало и
большей мощности ЭУ. ПЛ была вооружена траверзными ТА. Запас плавучести - 65 %,
цена за тонну водоизмещения 1510 руб., меньше чем в других конкурсных проектах
(см. проекты заводов "Новое Адмиралтейство", Балтийского, Путиловского).
Проектант Ижорский завод. Время разработки проекта - 1908-1909гг.
ТТХ ПЛ 1-го варианта |
Водоизмещение, т - надводное 91
; - подводное 128 |
Длина, м. - 28 |
Ширина корпуса, м. - 2,9 |
Осадка, м. - 2,3 |
Запас плавучести, % - 41 |
Глубина погружения - предельная - 91,5 м |
Автономность, сут. - 4 |
Время непрерывного пребывания под водой, час. - 16 |
Силовая установка - тип ДВС-электрическая ; - тип
двигателей надводного хода - керосиновые моторы ; - число х мощность
двигателей надводного хода, л.с. 1 х 150 ; - тип двигателей подводного хода
- электромоторы ; - число х мощность двигателей подводного хода, л.с. 1 х
100 ; - число гребных валов - 1 |
Скорость хода, уз. - наибольшая подводная 8,25 ; -
наибольшая надводная 10,25 |
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) -
подводная 35 (8,25) ; - надводная 700 (10,25) |
Вооружение - торпедное: - калибр ТА, мм. 450 ; - число
носовых трубчатых ТА 2 ; - число кормовых трубчатых ТА 1 ; - общее число
торпед 3 |
Средства наблюдения - 2 перископа |
|