Проект большой подводной лодки Балтийского завода
Проект разработан на конкурс ПЛ для Балтийского моря,
проводившийся в июле 1909 г. "Элементы ПЛ" (задание) были разработаны Морским
Генеральным Штабом и утверждены 10 апреля 1909 г. Технические условия,
разработанные Отделом подводного плавания Морского Технического Комитета на
основе указанных "элементов", были разосланы фирмам 3 июня 1909 г.
Время погружения ПЛ - 3 мин., заявленные продолжительность постройки и цена -
20-24 месяца и 1 млн. 59 тыс. руб. Проект ПЛ являлся развитием проекта ПЛ
"Акула". Кроме указанного, Балтийским заводом на конкурс были представлены еще
три варианта (дополнительный, 2-й и 3-й) одного архитектурно-конструкторского
типа, но отличавшиеся размерами, вооружением, типом ЭУ и ценой. Для всех
вариантов, по заявлению завода, район плавания экономическим ходом мог быть
увеличен по желанию заказчика.
Дополнительный вариант - водоизмещение 450/562 т, запас плавучести 25%, осадка
3,66 м, ЭУ - дизель-электрическая, глубина погружения - 46/92 м, вооружение 2
носовых и 2 кормовых ТА, 8 ТА системы Джевецкого, общее количество торпед - 14
ед., время погружения 3 мин., скорость полного хода (надводная/подводная) -
16/10 узлов. Дальность плавания в надводном положении 1000(8) миль, в подводном
положении -120(5) миль и 40( 10) миль. Заявленные срок постройки и цена: 20-24
месяца и 1 млн. 280 тыс. руб. Этот вариант, наряду с проектом Невского завода
(Дж. Голланда), был признан лучшим по итогам конкурса. Он явился прототипом ПЛ
типов "Морж" и "Барс".
Вариант №2 - водоизмещение 280/328 т, запас плавучести 17%, осадка 3,2 м, ЭУ -
дизель-электрическая, глубина погружения 46/92 м, вооружение 2 носовых и 2
кормовых ТА и 4 ТА системы Джевецкого, общее количество торпед - 10 , время
погружения 2,5 мин., скорость полного хода (надводная/подводная) - 12/10 узлов,
дальность плавания (при скорости хода, уз.) надводная - 1000(8) миль, подводная
- 120(5) миль и 40(10) миль. Заявленные продолжительность постройки и цена ПЛ:
20-24 месяца и 878 тыс. руб.
Вариант №3 - водоизмещение 360/450 т, запас плавучести 25%, осадка 3,36 м. ЭУ -
единый двигатель - дизель, работающий по системе Дель Пропосто, с использованием
сжатого воздуха, хранящегося в специальных баллонах "воздухо-хранителях".
Скорость полного хода (надводная/подводная), уз. - 17/16; дальность плавания
(при скорости хода в уз.): надводная - 3000(8) миль, подводная - 150(5) миль и
50(16) миль. Глубина погружения (рабочая/предельная) - 46/92 м. Время погружения
- 3 мин. Вооружение 2 носовых и 2 кормовых ТА, 6 ТА системы Джевецкого. Общее
число торпед - 12. Заявленные продолжительность постройки и цена ПЛ: 30 месяцев
и 1 млн. 160 тыс. руб.
По результатам конкурса 11 августа 1909 г. Морской Технический Комитет сделал
доклад товарищу Морского министра, где, в частности, указал, что замена
электрической энергии сжатым воздухом дает возможность повышать как скорость,
так и район действия, сохраняя размеры ПЛ в следующей пропорции:
Характеристики |
Аккумулятор электрический |
Аккумулятор возд. с тепл. двигателем |
Водоизмещение, т |
360 |
360 |
Надводная скорость, уз/ |
12 |
17 |
Район плавания при 8 уз., мили |
1000 |
3000 |
Подводная скорость наибольшая, уз. |
10 |
16 |
Район плавания при 10 уз., мили |
40 |
50 |
Район плавания при 5 уз., мили |
120 |
150 |
остальное - одинаково. |
В докладе было указано, что Балтийский завод готов принять на себя постройку
ПЛ с двигателем по системе Дель Пропосто с ручательством за исполнение, но без
гарантии результатов. По проекту контракта завод гарантировал полный подводный
ход 12 узлов. Проектант - И.Г. Бубнов и отдел подводного плавания Балтийского
завода. Время разработки проекта – 1909г. Завод-строитель (предположительно) –
Балтийский Завод (С. Петербург).
ТТХ ПЛ 1-го
варианта |
Водоизмещение, т - надводное 360
; - подводное 450 |
Длина, м. - ок.
56,5 |
Ширина корпуса , м.
- ок. 3,8 |
Осадка средняя, м.
- 3,36 |
Запас плавучести,
% - 25 |
Архитектурно-конструктивный
тип - однокорпусной,
с ЦГБ в оконечностях |
Глубина погружения
- рабочая - 46 м ;
предельная - 92 м |
Материал (толщина, мм)
- корпуса никелевая сталь (12)
; - рубки маломагнитная сталь |
Время непрерывного
пребывания под водой, час - 24 |
Автономность, сут.
- 6 |
Силовая
установка - тип
дизель-электрическая ; - тип
двигателей надводного хода -
дизель ; - тип двигателей
подводного хода - электромотор
; - число гребных валов -
2 |
Скорость хода, уз.
- наибольшая подводная 10 ;
- наибольшая надводная 12 ;
- экономическая надводная 8 |
Дальность плавания,
мили (при скорости хода, уз.)
- подводная 120 (5)
; - надводная 1000 (8) |
Вооружение
- торпедное: -
калибр ТА, мм. 450 ; -
число трубчатых носовых ТА 2 ;
- число трубчатых кормовых ТА 2
; - число поворотных ТА 6 ;
- общее число торпед 12 |
Средства наблюдения
- 2 перископа |
|