Подводная лодка "Святой Георгий"
(с 7 мая 1920 года – "Коммунар")Заказана Морским ведомством в 1915 году
с целью экстренного пополнения флотилии Северного Ледовитого океана и выбора
наиболее оптимального типа корабля для условий Северного театра военных
действий. 6-отсечная подводная лодка с двойным корпусом. Проект был разработан
специалистами фирмы "Фиат". По конструкции и размерам повторяла итальянские
подводные лодки класса "F". По требованию Морского Генерального штаба двойной
корпус продлили в корму до фундаментов электродвигателей, в целях повышения
дальности плавания часть цистерн главного балласта приспособили для приема
топлива и установили более мощные дизели. По конструктивным особенностям не
могла быть использована при отрицательных температурах воздуха, так как
обмерзали заглушки шпигатов надстройки и погружение становилось невозможным.
Обладала хорошей скоростью надводного хода, но небольшой автономностью.
Длина - 41,15 м |
Ширина - 4,3 м |
Осадка - 3,1 м |
Водоизмещение - надводное - 260 тонн, подводное - 305 тонн |
Силовая установка - 2 дизельных двигателя (2 Т. ; 6 Ц.) по 350
л.с. фирмы "Фиат", 4 электродвигателя в 2 блоках - по 125 л.с. |
Скорость - наибольшая надводная - 16,0 узлов, подводная - 9 узлов ;
экономичная надводная - 8,5 узлов, подводная - 4 узла |
Запас топлива - 11,5 т (солярка) |
Дальность плавания - в надводном положении - 720 миль при 16 узлах, -
1200 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 22,5 мили при 9 узлах, - 80
миль при 4 узлах |
Вооружение - 2 носовых торпедных аппарата ; 1 - 75мм / 50 ; 2 - 7,62мм
пулемета ; перископ ; 1 прожектор - 35 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт |
Экипаж - 3 офицера / 2 кондуктора / 22 нижних чина. |
Время погружения - 2,5 минуты |
Глубина погружения - предельная - 60 метров |
Зачислена 25 мая 1916 в состав флотилии СЛО. Заложена в октябре 1916 на судоверфи фирмы "Фиат-Сан-Джорджио"
в Специи (Италия). Спущена 8 апреля 1917, вступила в строй 7 мая 1917. 25 октября 1916 г. оформлен заказ на приобретение новой лодки
(планируемое название «Ф-1»). 7 мая 1917 г. на лодке поднят российский флаг,
гюйс и вымпел. До июня 1917 г. проводились испытания лодки и обучение экипажа.
13 июня 1917 г. в сопровождении парохода перешла в Геную для окончательного
приготовления к переходу в Архангельск. 18 июня - 9 сетября 1917 г. начало
легендарного перехода подводной лодки в Архангельск. Первые дни похода едва не
оказались трагическими. Подводную лодку по ошибке атаковал испанский крейсер, но
лодка успела погрузиться под воду. За Гибралтаром лодка попала в сильный шторм.
Волны захлестывали рубочный люк, помпы едва успевали откачивать поступающую
воду. Пришлось сделать остановку в Лиссабоне. Переход до Плимута прошел
сравнительно спокойно, и 22 июля лодка ошвартовалась в Плимуте. Стоянка
продолжалась до 20 августа. В Северном море на траверзе мыса Уред лодка была
атакована немецкой подводной лодкой, торпеда прошла по корме. 4 сентября лодка
достигла мыса Нордкап, а 6 сентября в сопровождении английского тральщика "Iceland"
прибыла в Иоканьгу. Переждав сильный шторм, 9 сентября ошвартовалась у Соборной
пристани Архангельска. В октябре 1917 г. в конце октября лодку поставили в док,
специальная комиссия Морского генерального штаба единодушно признала лодку
недееспособной в местных условиях и предложила отправить ее на Балтику или
Черное море для использования в летнее время.
17 февраля 1918 г. вошла в состав Красной флотилии СЛО. Весной 1918 г. лодку
начали готовить для перевода по внутренним водным путям на Балтику. В августе
1918 г. был завершен ремонт лодки, отремонтированы все механизмы, кроме левого
дизеля. Захват Архангельска интервентами изменил все планы. Чтобы лодка не
досталась в качестве трофея и не была уведена в Англию, экипаж увел лодку вверх
по Северной Двине, привел ее в негодное состояние и выбросил на мель. 2 августа
1918 г. была захвачена в Архангельске белогвардейцами и английскими интервентами
и включена в состав их флотилии СЛО. Зимой 1918 - 1919 гг. ПЛ вновь ввели
в строй. В ноябре 1919 г. лодку перевели в Мурманск, где она оставалась до
прихода частей Красной Армии. 21 февраля 1920 г. отбита у белогвардейцев частями
РККА при освобождении Архангельска. 15 апреля 1920 г. зачислена в состав БВФ. 24
апреля 1920 г. вошла в состав МССМ.
7 мая 1920 г. переименовали, присвоив ей наименование "Коммунар", и включили в
состав Морских сил Северного флота. Летом 1920 г. перешла в Архангельск, где
прошла докование и была довооружена двумя пулеметами. С август по сентябрь 1920
г. вместе с плавбазой "Соколица" дважды выходила в южную часть Белого моря. На
зиму лодка перешла в Мурманск. Летом 1921 г. вновь возник план перевода лодки на
Балтику.
13 июля 1921 г. выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к
Архангельскому военному порту на долговременное хранение. В 1923 г. обследование
показало, что находившаяся на плаву лодка получила ряд повреждений, часть
механизмов пропала.
5 июня 1924 г. списана и передана в фондовую комиссию для разборки на металл.
Однако лодку не разрезали, она попала в ЭПРОН и еще несколько лет использовалась
в качестве судоподъемного понтона. Затем разделана на металл в Архангельском
военном порту.
Командиры: ст.л-т И.И. Ризнич (1917), л-т П.И. Лазаревич (1919). |