Военно-морской флот России


Подводная лодка проекты 604 (МЗ-XII)

Описание    

Как показал опыт войны, оказалось недостаточным количество подводных минных заградителей. Один из путей решения проблемы Наркомат ВМФ видел в создании мин, которые можно было бы принимать вместо торпед и ставить через торпедные аппараты (ПЛТ-3). На этом пути встретился ряд препятствий технического характера, в том числе и связанных с конструкцией систем торпедного вооружения, которые не позволили быстро решить проблему. Другой путь состоял в оборудовании обычных торпедных лодок горизонтальными минными трубами, как на "ленинцах".

Впервые такое переоборудование было проведено в 1942 г. заводом 202 на подводной лодке Щ-101 Тихоокеанского флота, где в бортовых наделках - булях - легкого корпуса разместили 40 мин типа ПЛТ — по 20 с каждого борта. В том же году ЦКБ-18 выступило с инициативой вооружить минами "малютки" XII серии. Технический пр. 604 (M3-XII) разрабатывался в ЦКБ под руководством С. А. Егорова и был осуществлен в 1944 г. на лодке М-171, перестроенной заводом 402 в Молотовске с участием завода 340, поставившего детали минного устройства. По примеру Щ-101 конструкторы разместили 18 мин в булях, в этом случае заново устроенных вдоль бортов прочного корпуса лодки.

Надводное водоизмещение М-171 увеличилось до 235 т (ширина — до 4,7 м), при этом максимальные скорости хода уменьшились незначительно (до 13,5/7,5 уз), а начальная метацентрическая высота в надводном положении с минами оказалась вполне достаточной (0,48 м).

Испытания лодки летом 1944 г. прошли успешно, а проект переоборудования позднее был отмечен Сталинской премией, как и многие проекты лодок 30-х гг.

Водоизмещение - надводное - 221 (235-236 с минами) т ; подводное - 274 (288 с минами) т.

Размерения - 44,5х4,7х2,58 м

Силовая установка -  дизель - 800 л.с. ; электромотор - 400 л.с.

Скорость в надводном положении - 14,5 узлов ; в подводном положении - 7,5 узлов

Дальность плавания в надводном положении - 1700 (7,5) миль ; в подводном положении - 100 (2,5) миль

Глубина погружения - до 60 м

Автономность - 10-15 суток.

Вооружение - 533мм НТА - 2 шт. ; орудие 21-К 45мм - 1 шт.

Экипаж - 20 (22) человека.

М-171
(Заводской номер 88)

Заложена 10 сентября 1936 на заводе «Новое Адмиралтейство» (№196), Ленинград. Спущена 10 июля 1937, вступила в строй 11 декабря 1937.

До 16 июня 1939 – М-87. В 1944 г. - модифицирована по проекту 604 (МЗ-XII).