Подводная лодка проекты 604 (МЗ-XII)
Как показал опыт войны, оказалось недостаточным
количество подводных минных заградителей. Один из путей решения проблемы
Наркомат ВМФ видел в создании мин, которые можно было бы принимать вместо торпед
и ставить через торпедные аппараты (ПЛТ-3). На этом пути встретился ряд
препятствий технического характера, в том числе и связанных с конструкцией
систем торпедного вооружения, которые не позволили быстро решить проблему.
Другой путь состоял в оборудовании обычных торпедных лодок горизонтальными
минными трубами, как на "ленинцах".
Впервые такое переоборудование было проведено в 1942 г. заводом 202 на подводной
лодке Щ-101 Тихоокеанского флота, где в бортовых наделках - булях - легкого
корпуса разместили 40 мин типа ПЛТ — по 20 с каждого борта. В том же году ЦКБ-18
выступило с инициативой вооружить минами "малютки" XII серии. Технический пр.
604 (M3-XII) разрабатывался в ЦКБ под руководством С. А. Егорова и был
осуществлен в 1944 г. на лодке М-171, перестроенной заводом 402 в Молотовске с
участием завода 340, поставившего детали минного устройства. По примеру Щ-101
конструкторы разместили 18 мин в булях, в этом случае заново устроенных вдоль
бортов прочного корпуса лодки.
Надводное водоизмещение М-171 увеличилось до 235 т (ширина — до 4,7 м), при этом
максимальные скорости хода уменьшились незначительно (до 13,5/7,5 уз), а
начальная метацентрическая высота в надводном положении с минами оказалась
вполне достаточной (0,48 м).
Испытания лодки летом 1944 г. прошли успешно, а проект переоборудования позднее
был отмечен Сталинской премией, как и многие проекты лодок 30-х гг.
Водоизмещение - надводное - 221 (235-236 с минами) т ;
подводное - 274 (288 с минами) т. |
Размерения -
44,5х4,7х2,58 м |
Силовая установка - дизель - 800 л.с. ;
электромотор - 400 л.с. |
Скорость в надводном положении - 14,5 узлов ; в подводном
положении - 7,5 узлов |
Дальность плавания в надводном положении - 1700 (7,5)
миль ; в подводном положении - 100 (2,5) миль |
Глубина погружения -
до 60 м |
Автономность -
10-15 суток. |
Вооружение -
533мм НТА - 2 шт. ; орудие 21-К 45мм - 1 шт.
|
Экипаж - 20 (22) человека. |
М-171
(Заводской номер 88)
Заложена 10 сентября 1936 на заводе «Новое Адмиралтейство»
(№196), Ленинград. Спущена 10 июля 1937, вступила в строй 11 декабря 1937.
До 16 июня 1939 – М-87. В 1944 г. - модифицирована по проекту 604 (МЗ-XII). |