Подводная лодка проект 606, 606 бис и 610
|
606 |
610 |
Водоизмещение надводное |
34 т |
около 40 т |
Скорость в надводном положении |
8 уз |
11,3 уз |
Скорость в подводном положении |
3,6 уз |
6 уз |
Дальность плавания в
надводном положении |
700 миль |
3000 миль |
Дальность плавания в
подводном положении |
20 миль |
40 миль |
Глубина погружения |
35 м |
50 м |
Вооружение |
450 мм ТА |
2 шт. |
? |
Торпед |
? |
2 шт. |
Пулемет 7,62 мм |
2 |
0 |
12,7 мм |
0 |
1 |
В 1941-1945гг. проектированию сверхмалых подводных лодок уделялось
ничтожное внимание. Однако в инициативном порядке были разработаны несколько
проектов сверхмалых подводных лодок.
Первый вариант сверхмалой подводной лодки типа СМ-30 (проект 606),
предназначенной для самостоятельных действий на коммуникациях противника в
прибрежных водах, был разработан в ЦКБ-18 (главный конструктор С.А. Егоров) с
одобрения руководства Наркомсудпрома в 1942 году. Согласно техническому проекту,
СМ-30 должна была иметь надводное водоизмещение 34т, два 450-мм торпедных
аппарата решетчатого типа, предельную глубину погружения 35м и скорость хода 8
уз в надводном и 1,8 уз в подводном положениях. Запасы были рассчитаны на
автономность 5 суток (экипаж – 4 человека). Строительство лодки намечалось на
заводе №345 в Ярославле, однако до этого дело не дошло. Элементы лодки (особенно
подводная скорость) не удовлетворяли даже судостроителей.
В 1943г. конструкторы проекта 606 предложили улучшить качества сверхмалой
подводной лодки путем увеличения ее скорости: надводной до 11,5 уз, подводной до
6,5 уз. Для этого они заменили одновальную установку на двухвальную с танковыми
дизелями В-3 и увеличили емкость аккумуляторной батареи. При этом водоизмещение
лодки возросло до 36,5т. Улучшенный проект получил наименование 606бис.
Между тем танковые дизели В-3 промышленность еще не выпускала. Поэтому
руководство 5-го Главного управления предложило ЦКБ-18 проработать вариант
установки на лодке импортных дизелей марки «Камингс», что вызвало дальнейшее
увеличение водоизмещения. Так появился новый вариант 40-тонной подводной лодки
проекта 610, главным конструктором стал С.А. Егоров.
При тех же, что и у лодки проекта 606бис скоростных качествах и вооружении, эта
сверхмалая лодка имела увеличенную до 50м предельную глубину погружения и
дальность плавания экономическим надводным ходом до 1800 миль. Время
непрерывного пребывания под водой должно было составлять 60ч (экипаж 6 человек).
Достоинством нового проекта явилось применение существовавших в те годы дизелей
и аккумуляторов. Был намечен и завод-строитель, которым должен был стать завод
342 в Навашино. Но в постройку проект 610 также не пошел, так как в августе
1943г. Наркомат ВМФ признал нецелесообразным строительство сверхмалой подводной
лодки специального типа, имевшей сравнительно низкие «оперативно-тактические
качества».
|