Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 606, 606 бис и 610

Описание    

  606 610
Водоизмещение надводное 34 т около 40 т
Скорость в надводном положении 8 уз 11,3 уз
Скорость в подводном положении 3,6 уз 6 уз
Дальность плавания в надводном положении 700 миль 3000 миль
Дальность плавания в подводном положении 20 миль 40 миль
Глубина погружения 35 м 50 м

Вооружение

450 мм ТА 2 шт. ?
Торпед ? 2 шт.
Пулемет 7,62 мм 2 0
12,7 мм 0 1


 В 1941-1945гг. проектированию сверхмалых подводных лодок уделялось ничтожное внимание. Однако в инициативном порядке были разработаны несколько проектов сверхмалых подводных лодок.

Первый вариант сверхмалой подводной лодки типа СМ-30 (проект 606), предназначенной для самостоятельных действий на коммуникациях противника в прибрежных водах, был разработан в ЦКБ-18 (главный конструктор С.А. Егоров) с одобрения руководства Наркомсудпрома в 1942 году. Согласно техническому проекту, СМ-30 должна была иметь надводное водоизмещение 34т, два 450-мм торпедных аппарата решетчатого типа, предельную глубину погружения 35м и скорость хода 8 уз в надводном и 1,8 уз в подводном положениях. Запасы были рассчитаны на автономность 5 суток (экипаж – 4 человека). Строительство лодки намечалось на заводе №345 в Ярославле, однако до этого дело не дошло. Элементы лодки (особенно подводная скорость) не удовлетворяли даже судостроителей.

В 1943г. конструкторы проекта 606 предложили улучшить качества сверхмалой подводной лодки путем увеличения ее скорости: надводной до 11,5 уз, подводной до 6,5 уз. Для этого они заменили одновальную установку на двухвальную с танковыми дизелями В-3 и увеличили емкость аккумуляторной батареи. При этом водоизмещение лодки возросло до 36,5т. Улучшенный проект получил наименование 606бис.

Между тем танковые дизели В-3 промышленность еще не выпускала. Поэтому руководство 5-го Главного управления предложило ЦКБ-18 проработать вариант установки на лодке импортных дизелей марки «Камингс», что вызвало дальнейшее увеличение водоизмещения. Так появился новый вариант 40-тонной подводной лодки проекта 610, главным конструктором стал С.А. Егоров.

При тех же, что и у лодки проекта 606бис скоростных качествах и вооружении, эта сверхмалая лодка имела увеличенную до 50м предельную глубину погружения и дальность плавания экономическим надводным ходом до 1800 миль. Время непрерывного пребывания под водой должно было составлять 60ч (экипаж 6 человек).

Достоинством нового проекта явилось применение существовавших в те годы дизелей и аккумуляторов. Был намечен и завод-строитель, которым должен был стать завод 342 в Навашино. Но в постройку проект 610 также не пошел, так как в августе 1943г. Наркомат ВМФ признал нецелесообразным строительство сверхмалой подводной лодки специального типа, имевшей сравнительно низкие «оперативно-тактические качества».