Проект АПСС
АПСС (аэроподводный самодвижущийся снаряд) представляет собой
однокорпусную, одноместную, сверхмалую подводную лодку, конструкции Остехбюро
(г. Ленинград). Главный конструктор К.В. Старчик. Прочный корпус сигарообразной
формы с накладными прочными килями разделен на пять отсеков. В носовом отъёмном
отсеке размещен боезаряд с 360 кг взрывчатого вещества, снабженный неконтактным
взрывателем. Второй отсек содержит носовую полубатарею аккумуляторов (33
элемента) и часть вспомогательной аппаратуры телеуправления.
Третий, центральный отсек - командный пост при ручном управлении. Место водителя
(пилота) оборудовано штурвалом управления, контрольными приборами и перископом,
выдвигающимся над снарядом на 650мм. Сверху место водителя закрыто прочной
рубкой с четырьмя иллюминаторами и люком. Здесь же размещена основная часть
аппаратуры телеуправления (приёмники и дешифратор), балластная, уравнительная и
торпедозамещаюшая цистерны, а также механизмы управления торпедным аппаратом.
Дифферентовка производится перемещением твердого балласта (груза) и приемом
надлежащего количества воды в уравнительную цистерну.
Четвертый отсек отведен под кормовую полубатарею аккумуляторов с 24-мя
элементами и часть аппаратуры телеуправления с рулевыми машинами типа Элемру.
работающими на сжатом воздухе.
В пятом, кормовом отсеке установлен электродвигатель постоянного тока,
производства завода Электросила, мощностью 8,1 кВт, с гребным валом.
На кормовой части лодки размещены хвостовое оперение с рулями и гребной винт. В
прочных килях установлены четыре баллона на 62 литра сжатого (160 кг/см.кв.)
воздуха, используемого для продувки цистерн и работы элементов автоматики. Между
килями располагается открытый торпедный аппарат под 18-дюймовую торпеду образца
1912г.
Сверху на прочном корпусе установлены мачты антенного устройства, а на верхней
поверхности 2-го и 5-го отсеков - иллюминаторы с фарами, направленными вверх,
служащими для опознания и наблюдения снаряда в темное время. На кормовом отсеке
крепится прибор, периодически выбрасывающий в воду зеленый флуоресцирующий
состав для лучшего слежения за снарядом в светлое время. Перед рубкой установлен
аварийный буй с электролампой и телефоном. Транспортно-подвесные узлы
расположены в диаметральной плоскости на 2-м и 4-м отсеках, расстояние между
узлами 4,9м.
Основным режимом управление АПСС является радиоуправление снарядом при
визуальном наблюдении его с самолета-водителя или корабля. Осуществляется путем
передачи шифрованных радиосигналов (команд) в ультракоротковолновом диапазоне
(4,5м - 5,5м) при надводном положении АПСС или в длинноволновом диапазоне при
"малом погружении" на глубину 3м. Самолетная часть системы управления
унифицирована с принятой ранее на вооружение системой управления "торпедными
катерами волнового управления" - ТК BУ
На АПСС устанавливаются специальные приёмники УКВ и ДВ с дешифратором. Последний
преобразует радиокоманды в посылки постоянного тока, управляющие элементами
автоматики снаряда. Число команд - 24.
Вспомогательный режим - механическое управление. Осуществляется с помощью
механического автоматического "курсопрокладчика", работающего путем огибания
датчиком фигурного профиля (соответствующего избранному маршруту) по сигналам
таймера, с учетом скорости движения снаряда. Этот режим используется при
"большом погружении", то есть на глубине 10м, когда радиоуправление невозможно
из-за непрохождения радиоволн через воду. Движение в этом режиме может
продолжаться до 5 часов.
Ручное управление. Режим управления "пилотом" - водителем АПСС. Все принципы
управления сохраняются теми же, что при радиоуправлении, но управление нужными
элементами автоматики переключается с выхода дешифратора на штурвал управления
АПСС.
Всего построено 2 АПСС, на ленинградском заводе Судомех, причем один (1935г.) в
клепаном, а второй (1936г.) - в сварном исполнении.
В качестве носителя предполагалось использовать самолет-носитель АНТ-22 (Морской
крейсер МК-1, 1934г.) Представлял собой двухкорпусную, цельнометаллическую,
шестимоторную летающую лодку. Главный конструктор А.Н. Туполев. Уникальный,
крупнейший из когда-либо построенных самолетов этой схемы.
Длина наибольшая - 10 м |
Ширина наибольшая - 1,25 м |
Водоизмещение - 8 т |
Глубина погружения - 10 м |
Полная скорость - подводного хода - 4,5 уз. ;надводного хода - не
рассчитан. |
Дальность плавания экономичным ходом - подводная 25-28 миль ;
надводная - не рассчитан. |
Вооружение - 1 18’’ торпеда. ; внутренний боезаряд 550 кг. |
Экипаж - 1 чел (как вариант). |
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
закладки |
спуска |
вступления в строй |
ЛЕНИНГРАД: «Судомех» №196 |
1 |
? |
? |
? |
? |
1935 |
2 |
? |
? |
? |
? |
1936 |
|