Подводная лодка "С" IX серии
История их создания относится к 1932 г.,
когда группа отечественных специалистов-подводников выехала в Гаагу для
посещения голландского проектно-конструкторского бюро "Ingeneer Kontor
vor Shiffbau" или сокращенно "IVS". Директором данного бюро был бывший
командир-подводник кайзеровского флота Блюм, а техническим руководителем
- известный конструктор подводных лодок этого флота доктор Ганс Техель.
Принадлежало бюро германской фирме "Дешимаг Везер" и занималось проектированием
и наблюдением за постройкой подводных лодок для различных государств. Укомплектовано
"IVS" было почти полностью высококлассными специалистами-немцами с богатейшим
опытом постройки подлодок в минувшей мировой войне и имело основной целью
сохранить ценные кадры на тот период, пока Германии запрещалось создавать
собственные подводные силы по условиям Версальского договора. Бюро уже
заявило о себе проектированием нескольких подлодок, в частности для Финляндии,
Японии и Испании. Последняя, имевшая обозначение "Е-1", привлекла внимание
советской делегации. Заинтересованность была обоюдная - немцам нужна была
реализация своей продукции для финансирования дальнейших разработок, а
нам нужен был передовой опыт создания подводных лодок и передовые технологии.
После изучения предоставленной "IVS" документации был подготовлен договор
по которому фирма "Дешимаг" должна была проектировать по нашему тактико-техническому
заданию проект средней подводной лодки, а также содействовать в размещении
ряда заказов на германских фирмах, но сначала советская сторона хотела
получить гарантии возможности реализации согласовываемых элементов будущего
корабля. Для этого нашей комиссии предложили посетить Картахену, где проводились
испытания "Е-1". Подлодка произвела хорошее впечатление, все элементы подтвердились,
и договор вступил в силу. В течение 1933 г. проект "Е-2", такое обозначение
получил новый корабль, разрабатывался в Бремене при участии нескольких
наших специалистов. В январе 1934 г. его представили руководству Наркомата
тяжелой промышленности и командованию Военно-морского флота. Технический
проект подводной лодки, названной IX серией, одобрили, начали разработку
рабочих чертежей, которые визировались представителями фирмы "Дешимаг"
и были закончены в начале 1935 г. Не дожидаясь завершения работы над чертежами,
в декабре 1934 г. закладываются две, а затем третья подлодка. Первоначально
они получили буквенное обозначение "Н" ("немецкая") и только с 20 октября
1937 г. стали типа "С" ("средняя"). Постройка первых двух корпусов во многом
благодаря дисциплине поставок как германских, так и отечественных контрагентов
шла по графику. В конце 1935 г. их спустили на воду, вскоре приступили
к швартовым испытаниям и только тогда сочли возможным отказаться от представителей
фирмы "Дешимаг". Можно предположить, что германская фирма в накладе не
осталась хотя бы потому, что проработки проекта "Е-2", финансировавшиеся
нашей страной, во многом легли в основу проекта германской подводной лодки
VII серии, самой массовой подлодки Второй мировой войны. С другой стороны,
это говорит и об удачности принятых технических решений. Третий корпус,
где должны были устанавливать приборы и механизмы отечественного производства,
из-за задержек поставок, прежде всего дизелей, своевременно сдан не был.
Подлодка имела полуторакорпусную конструкцию, причем прочный
корпус был клепаный, а легкий - сварной. Из семи отсеков три выполняли
роль убежищ, рассчитанных на давление 10 атмосфер, и откуда можно было,
при необходимости, продуть ЦГБ. Всего было построено 3 корабля этого проекта.
"С-2" погибла в Советско-финляндской, а "С-1" и "С-3" - в первые дни Великой
Отечественной войны.
Водоизмещение - надводное - 840 тонн, подводное - 1068,7 тонн |
Длина наибольшая - 77,7 м |
Ширина наибольшая - 6,4 м |
Осадка средняя - 4 м |
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 4000 л.с. и 2
электродвигателя суммарной мощностью 1100 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей
по 124 батареи каждая марки "38-МАК-760", 2 винта. |
Запас топлива - нормальный - 40,2 тонны, полный 126 тонн |
Скорость - наибольшая надводная - 19,5 узлов, подводная - 9 узлов |
Дальность плавания - в надводном положении - 2500 миль при 19,5
узлах, - 9860 при 10 узлах ; в подводном положении - 9 миль при 9 узлах, - 148
миль при 3 узлах |
Глубина погружения - рабочая - 80 метров, предельная - 100 метров |
Время погружения - 40 секунд |
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых
торпедных трубы ; 12 533-мм торпед ; 1 - 100/51 артиллерийская установка
"Б-24-ПЛ" ; 200 100-мм выстрелов ; 1 - 46/45 артиллерийская установка "21-К" ;
500 45-мм выстрелов. |
Время пребывания под водой - 72 часа |
Автономность - нормальная - 30 суток, максимальная - 45 суток |
Запас плавучести - 28 % |
Экипаж - 6 офицеров, 16 старшин, 21 рядовых |
"С-1"
(заводской № 266)
Заложена 25 декабря 1934 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный
завод), под литерным обозначением "Н-1". Спущена 8 августа 1935, вступила в строй 23 сентября 1936. Вошла в состав Краснознаменного
Балтийского флота.
20 октября 1937 г. получила литерное обозначение "С-1". Советско-Финскую войну
встретила в составе 13 Дивизиона ПЛ КБФ и базировалась в Таллине.
03-16 декабря 1939 г. - первый боевой поход. 30 ноября 1939 года лодка была в
боевом дозоре в устье Финского залива. Получив сигнал "Факел" о начале боевых
действий командир не понял его смысла, так как на лодке не было таблицы условных
сигналов. Для него обстановка прояснилась лишь на второй день войны с получением
оперативной сводки штаба КБФ. Вечером 2 декабря лодка была отозвана с позиции и
утром следующего дня была в Таллине, однако тут же была отправлена к порту Раума
в Ботническом заливе. Размер позиции был слишком мал (10x10 миль). Сигнальщики
несколько раз обнаруживали цели, но они проходили слишком далеко от лодки.
Только 10 декабря лодка заметила и атаковала одиночный транспорт, а когда
торпеда прошла мимо, субмарина всплыла и начала расстреливать его артиллерией.
На пятом залпе 100-мм орудие заклинило, а еще один двухторпедный залп ушел "в
молоко". Наконец то после полуторачасового маневрирования транспорт был потоплен
огнем из 45-мм орудия. Им оказался немецкий параход "Больхайм"(3324 брт),
перевозивший целлюлозу. Несмотря на потерю транспорта и гибель при этом 3-х
человек из его экипажа никакой реакции Германии не последовало. Больше никого на
позиции лодка не встретила. 16 декабря она благополучно вернулась в Либаву.
22 декабря 1939 - 20 января 1940 - второй боевой поход. За 22 дня патрулирования
лодка обнаружила лишь два транспорта, но не смогла их догнать. Возвращение
подлодки проходило в сложных ледовых условиях. Часть пути лодка шла подо льдом.
Другую часть - лавируя между льдинами; в этот момент ее атаковали два финских
гидросамолета "Юнкерс К-43", один из которых артиллеристам удалось сбить. 20
января 1940 года лодка благополучно возвратилась в Либаву, имея всего 300 кг
солярки.
7 февраля 1940 г. за мужество, проявленное экипажем, лодку наградили орденом
Красного Знамени, а ее командир А.В.Трипольский удостоен звания Героя Советского
Союза.
22 июня 1941 г. встретила в Либаве, на заводе Тосмаре в составе 1-го Дивизиона
ПЛ КБФ. Активное участие лодки в Советско-Финской войне требовало ее ремонта.
Вечером 23 июля 1941 года , когда немцы были уже на подступах к городу, была
выведена из дока, после чего взорвана экипажем. Экипаж перешел на ПЛ "С-3", на
которой и ушел из Либавы. Восстанавливать субмарину немцы не стали. 27 июля 1941
г. исключена из состава ВМФ.
Командиры: кап.-л-т А.В. Трипольский (1939), кап. 3 р. И.Т.Морской (1941).
"С-2"
(заводской № 267)
Заложена 31 декабря 1934 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный
завод), под литерным обозначением "Н-2". Спущена 21 декабря 1935, вступила в строй 23 сентября 1936. Вошла в состав Краснознамённого
Балтийского флота.
20 октября 1937 г. получила литерное обозначение "С-2". Советско-Финскую войну
встретила в составе 13 Дивизиона ПЛ КБФ и базировалась в Таллине.
28 ноября - 6 декабря 1939 г. - первый боевой поход. 28 ноября 1939 года вышла
на позицию у северной оконечности острова Готланд. Ничего, кроме германских
транспортов, обнаружить не удалось, и уже 6 Декабря лодка вернулась в Либаву.
1 января 1940 г. ушла в свой последний поход. На борту субмарины находились
командир 13-го Дивизиона ПЛ КБФ капитан 3 ранга Тутышкин Г.Н. и флагманский
штурман 1-ой Бригады ПЛ КБФ старший лейтенант Колесников В.К.. Вечером 2 января
1940 года лодка достигла Аландских островов и получила разрешение на
форсирование Южного Кваркена. 3 января 1940 года в 04.20 была получена последняя
квитанция с лодки. Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50
членов ее экипажа достоверно ничего не известно. Предположительно лодка погибла
на мине, выставленной в декабре 1939 года финским МЗ "Лоухи" в проливе Южный
Кваркен у острова Маркет. По вторй версии - стала жертвой льдов или мины, когда
уже возвращалась на базу. 14 января ПБ "Смольный", а 21января ЛД "Минск" якобы
принимали сигналы с лодки, но связь наладить так и не смогли. "С-2" стала
единственным кораблем РККФ, погибшим в "Зимней войне". 28 марта 1940 г.
исключена из состава ВМФ.
Командиры: кап. 3 р. И.А.Мороз (1939), кап. л-т И.А. Соколов (1940).
"С-3"
(заводской № 268)
Заложена 25 апреля 1935 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный
завод), под литерным обозначением "Н-3". Спущена 30 апреля 1936, вступила в строй 13 июля 1938. 20 октября 1937 г. получила
литерное обозначение "С-3". Вошла в состав Краснознамённого Балтийского
флота.
Советско-Финскую войну встретила в составе 13 Дивизиона ПЛ КБФ и базировалась в
Таллине. 30 ноября-8 декабря 1939 г. - первый боевой поход. 30 ноября 1939 года
согласно сигналу о начале боевых действий "Факел" заняла позицию у южного входа
в залив Кальмарзунд. 8 декабря 1939 года не добившись результатов лодка
вернулась на базу.
Декабрь 1939 г. - второй выход на позицию юго-западнее Аландских островов делает
в середине декабря 1939 года. 17 декабря артиллерией лодки обстреляны германские
пароходы "Гильхаузен" и "Пиннас". Оба парохода сумели уйти. Не добившись
результатов, 22 декабря 1939 года лодка вернулась на базу.
22 июня 1941 года лодка встретила в капремонте на заводе Тосмаре в Либаве. 23
июня немцы были уже на подступах к городу, но так как лодка могла идти
самостоятельно (но только в надводном положении, погружаться она не могла),
командир, отказавшись взорвать лодку и, взяв на борт часть экипажа ПЛ "С-1" (в
том числе и ее командира), а так же рабочих с завода Тосмаре (всего на борту
лодки было около 100 человек ), покинул Либаву. По данным К. Стрельбицкого на
лодке находилась еще и часть экипажа лодок М-71 и М-80. Лодка шла в Усть-Двинск,
скорость ее не превышала 5 узлов. В 2.32 24 июня в районе маяка Ужава ее
атаковали торпедами германские торпедные катера "S-60" и "S-35" из состава 3-ей
катерной флотилии. Торпеды прошли мимо, и в завязавшейся артиллерийской дуэли
все решило не мощность 100-мм и 45-мм орудий субмарины, а скорострельность двух
немецких 20-мм пушек. Ответным огнем с лодки катера получили незначительные
повреждения, 4 человека были ранены. Лодка упорно уходила на север, и тогда
катера атаковали ее ручными гранатами, а затем в 3.39 "S-60" сбросил прямо по
курсу лодки глубинную бомбу в непосредственной близости от нее (по некоторым
данным по лодке были выпущены две торпеды, разломившие ее на три части). Лодка
затонула. Из воды немцы подобрали 20 человек (в некоторых источниках говорится о
3-х спасенных, в некоторых- что людей в воде немцы расстреляли из автоматов).
Тело командира "С-3" прибило к острову Саарема, где он был похоронен. По
неподтвержденным данным немцы в июне-июле вели на лодке спасательные работы в
поисках документов.
27 июля 1941 г. исключена из состава ВМФ.
Командиры: кап. л-т Малофеев К.И.(1939), кап л-т Костромичев Н.А. (1941) |