Проект эскадренной ПЛ (1924 год)
Начало советского подводного судостроения восходит к 1921 г., когда Морская
подкомиссия по восстановлению военной промышленности предприняла первые шаги по
определению элементов будущих подводных лодок. Тогда в свете еще недостаточно
изученного отечественного и иностранного боевого опыта моряки признали
необходимым иметь в составе флота крупные быстроходные подводные крейсера с
сильным артиллерийским вооружением, подводные минные заградители (с большим
запасом мин, чем "Краб" и "Ерш") и эскадренные подводные лодки с надводной
скоростью не менее 20 уз и водоизмещением около 1000 т. Последние представляли
собой дальнейшее развитие типа "Барс".
Проблемы обеспечения двигателями, а также торпедами в те годы стали
определяющими в работе над проектом эскадренной лодки. Так, эскизный проект,
разработанный в 1924 г. Б. М. Малининым и техническим директором Балтийского
завода В. К. Скорчеллетти был рассчитан на установку лицензионных дизелей
Виккерса (550 л. с.), принятых к освоению на этом же заводе еще в 1916 г., но не
доведенных до серийного производства. Применение этих двигателей заранее
исключало достижение высокой надводной скорости, и лодка из "эскадренной"
превращалась в корабль, близкий по размерам и скоростным качествам к уже
устаревшему типу "Барс". Последнему соответствовали и принятые для вооружения
450-мм торпеды вместо желательных 533-мм, не освоенных промышленностью.
Таким образом, этот проект не в полной мере отвечал требованиям моряков,
высказанным в 1923 г. комиссией главного подводника Штаба РККФ Н. А. Зарубина
(1000-1100 т, 20 уз). В то же время достоинствами проекта было устранение ряда
известных недостатков, присущих типу "Барс", и реальные возможности его
существования на Балтийском заводе. В пределах надводного водоизмещения 755 т
(запас плавучести 30%) авторы проекта рассчитывали получить 14-узловую надводную
и 12-узловую подводную скорости, сократить время погружения до 45 с (против 2—3
мин на лодках типа "Барс"), а глубину погружения довести до 61 м (200 фут).
Вооружение лодки включало три носовых и шесть траверзных торпедных аппаратов
(всего 18 торпед), одно — 100-мм и одно — 76-мм "противоаэропланных" орудия. В
отличие от "Барса", новая лодка проектировалась двухкорпусной, а ее прочный
корпус подразделялся водонепроницаемыми переборками на семь отсеков.
Однако до реализации этого проекта дело не дошло не только по
оперативно-тактическим или финансовым соображениям, но и по причинам иного
характера: волна всеобщего сокращения в 1924г. "накрыла" и сам отдел подводного
плавания Балтийского завода, который был упразднен. |