Подводные минные заградители типа "Калев"
Подводные минные заградители "Калев" и "Лембит", построенные в Великобритании, в 1937 году вошли в состав военного флота Эстонии. После вхождения Эстонии в состав СССР обе подлодки включены в состав Балтийского флота. Они имели пять отсеков: первый - торпедный и жилой (рядовой состав); второй - аккумуляторный и жилой (офицерский состав); третий - центральный пост и аккумуляторный; четвёртый - машинный (дизели и электромоторы); пятый - механизмы управления горизонтальными и вертикальным рулями и жилой
(старшинский состав). Мины располагались в минных шахтах в бортовых булях. Зенитный автомат был установлен на специальной подъёмной платформе, которая опускалась в герметичную шахту. В первом и пятом отсеках имелись люки оборудованные тубусами для обеспечения выхода личного состава из затонувшей подводной лодки. Имела усиленный форштевень и ледовый пояс для плавания во льдах в надводном положении.
Водоизмещение - нормальное надводное - 665,5 тонн, нормальное
подводное - 853,4 тонн |
Длина наибольшая - 59,5 м |
Ширина наибольшая - 7,24 м |
Осадка средняя - 3,5 м |
Силовая установка - 2 дизеля общей мощностью 1200 л.с. и 2
электродвигателя общей мощностью 790 л.с. |
Запас топлива - нормальное - 20 тонн, полное - 40 тонн ; 2 группы
аккумуляторных батарей |
Скорость - наибольшая надводная - 13,5 узлов ; подводная - 8 узлов |
Дальность плавания - в надводном положении - 2600 миль при 9 узлах ;
в подводном положении - 80 миль при 2,5 узлах. |
Глубина погружения - рабочая - 70 метров, предельная - 90 метров |
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы; 10 533-мм торпед ; 20
мин ; 1 40-мм зенитный автомат ; 1000 40-мм выстрелов. |
Автономность - нормальная - 20 суток |
Запас плавучести - 28 % |
Экипаж - 38 человек |
"Калев"
Заложена в мае 1935 г. в Барроу (Великобритания) на судоверфи "Виккерс, Армстронг Лимитед". 7 июля 1936 г. спущена на воду. В мае 1937 г. вошла в состав ВМС Эстонии. 19
августа 1940 г. вошла в состав советского Краснознамённого Балтийского флота.
22 июня 1941 г. находилась
в составе 3 Дивизиона 1 Бригады ПЛ в Либаве в организационном периоде.
23 июня 1941 г. "Калев", "Лембит"
и "С-7" в сопровождении тральщика "Фугас" и двух катеров типа "МО" покинули
осаждённый город. 23 июня прибыла в Виндаву. 25
июня перешла в Усть-Двинск, 27 июня - в Куйвасте,
1 июля- в Палдиски, 4 июля - в
Таллинн, 5 июля - в Кронштадт. 25-31 июля
прошла докование. 2-3 августа перешла в Таллинн;
8 августа 1941 г.
вышла в свой первый боевой поход. До меридиана м. Ристна эскортировалась
БТЩ-203, -210, -211, -215 (по др. данным вместо него БТЩ-205), -218. Вечером 11
августа прибыла в назначенный район. Поскольку в течение 11-12
августа движения ТР противника не наблюдалось, командир принял решение
выставить мины на 5 миль мористее указанного района, т.к. считал постановку на
глубинах менее 25 метров небезопасной для ПЛ. Вечером 12 августа
поставила три минных банки (3, 3, 4 мины, интервал 60 м, углубление 3 м) зап.
мызы Сарнате (юго-западнее м-ка Ужава). В последующие дни лодка наблюдала
усиленное траление прибрежных фарватеров в районе Виндавы. Предположительно
установила мины, на которых погибли танкер "Мозель I" (796 брт) 26 сентября 1941
года и 7 ноября 1941 года транспорт "Фрауенбург" (2.111 брт). По количеству мин
на цель это была самая эффективная минная постановка подводной лодки ВМФ СССР в
Великую Отечественную войну. (по другим данным, упоминаемые в отечественной
литературе в качестве успехов постановки ПЛБ/ТН "Мозель» (погиб 26
сентября 1941) и ТР «Фрауенбург»
(2111 брт; 7 ноября 1941) реально погибли в районе
Виндавы на донных неконтактных минах, выставленных в ночь на 22
июня 1941 катерами 3-й герм. флотилией ТКА). 18 августа лодка обнаружила
конвой противника, но выйти в атаку из-за противодействия
сил экскорта не смогла. 21 августа встречена в устье
Финского залива БТЩ-204, 207, 211, 215, 218 и 4 СКА и сопровождена в Таллинн 21
августа 1941 года лодка вернулась в Таллинн, когда город был уже на осадном
положении.
28-29 августа 1941 г.
в составе Отряда Главных Сил совершила прорыв из Таллинна
в Кронштадт. На переходе она была обстреляна с немецкого самолета, в результате
чего один матрос был убит, а командир ранен. Несмотря на это лодка прибыла в
Кронштадт 30августа 4 октября
перешла в Ленинград, 16 октября - в Кронштадт.
29 октября 1941 г.
следующий боевой поход стал для "Калева" последним. 29 октября 1941 года
лодка вышла из базы. В ночь на 30 октября она высадила разведгруппу на вражеском
побережье, после чего на связь больше не выходила, и на базу не вернулась
(отозвана приказом командира БПЛ в ночь на 11 ноября).
Возможные причины гибели: в ночь на 31 октября подрыв на
мине заграждения «Юминда» вост. о. Прангли, ошибка личного состава или отказ
техники, либо, если РГ все же была высажена - погибла 31 октября
- 11 ноября в районе Таллина на мине заграждения «Корбетта»,
плавающей мине, либо из-за навигационной ошибки - на советских оборонительных
заграждениях. На ПЛ погибло 38 членов экипажа.
Срок боевой службы - 4,3 месяца (22 июня 1941 г. - 1 ноября 1941 г.), 2 боевых похода (15 суток). 1 минная постановка (37 мин). Предположительно, на выставленных "Калев" минах погибли: 26
сентября 1941 г. тн "Мозель I" (796 брт), 7 ноября 1941 г. транспорт "Фрауенбург" (2111 брт) - всего 2 судна (2907 брт).
Командир: ст. л-т, к. л-т. Ныров Б.А. (1940-1941).
"Лембит"
Заложена в мае 1935 г. в Барроу (Великобритания) на судоверфи "Виккерс, Армстронг Лимитед". 7 июля 1936 г. спущена на воду. В мае 1937 г. вошла в состав ВМС Эстонии. 19
августа 1940 г. вошла в состав советского Краснознамённого Балтийского флота.
22 июня 1941 г.
находилась в составе 3 Дивизиона 1 Бригады ПЛ в Либаве в
организационном периоде. 23 июня
1941 г. "Калев", "Лембит" и "С-7" в сопровождении
тральщика "Фугас" и двух катеров типа "МО" покинули осаждённый город. 23
июня прибыла в Виндаву. 25 июня перешла в
Усть-Двинск, 27 июня - в Куйвасте, 1 июля-
в Палдиски, 4 июля - в Таллинн, 5 июля
- в Кронштадт. 25-31 июля прошла докование. 2-3
августа перешла в Таллинн.
В 17.21 10 августа вышла для
минной постановки в районе м. Аркона. До меридиана м. Ристна (достигнут днем 11
августа) эскортировалась БТЩ-203, -207, -209, -210, -218 и 4 СКА. Утром
15 августа во время шторма на ПЛ вышла из строя
гидравлическая система, что вызвало отказ приводов управления вертикальными и
горизонтальным рулями, подъема перископов, открытия люка пушки и минного
устройства. Лодка продолжила движение, удерживаясь на курсе электромоторами, и
через 3 ч экипаж ввел гидравлическую систему в строй. 16 августа
на подходах к о. Борнхольм обнаружила дозоры шв. СКР. Утром 17
августа прибыла на позицию, где наблюдала движение дат. ТР. Днем командир
лодки уточнил разведывательные данные, полученные в ходе похода ПЛ «К-3», после
чего в 18.02-19.50 из подводного положения в 13,5-15 милях севернее м. Аркона
выставил минное заграждение (5 банок по 4 мин, интервал между банками 8,6-11,5
каб., минный интервал - 60 м, углубление - 2,5 м). Заграждение было выставлено в
стороне от судоходного фарватера. В качестве минных успехов «Лембита» в
отечественной литературе часто называются суда, погибшие в
ноябре 1941 на плавающих минах, сорванных с герм. оборонительного
заграждения у Кольберга (герм. ТР "Шванек", 2194 брт; 17 ноября
1941), либо на брит. заграждениях, выставленных авиацией (шв. ТР «Вольрат
Там», 5787 брт; погиб в Северном море 10 ноября 1941,
паром "Штарке" - тяжело поврежден 26 февраля 1942 в
районе Заснитца). Информация о повреждении герм. УС «Дойчланд» 12
ноября 1941 до настоящего времени не подтверждена заруб, исследователями.
Вечером начала возвращение в базу. Днем 21 августа
встречена в устье Финского залива БТЩ-204, -207, -211, -215, -218 и 4 СКА, и в
21.17 прибыла в Таллинн.
28 августа 1941 для перехода в Кронштадт включена в
состав отряда главных сил и 29 августа благополучно
прибыла к месту назначения. 4 октября перешла в
Ленинград, 17-18 октября - в Кронштадт.
В 22.20 19 октября вышла в район Нарвской бух. (позиция
№5). За время патрулирования несколько раз обнаруживала СКА и один раз ТР
противника. В 06.00 26 октября вернулась в Кронштадт.
В 01.25 5 ноября вышла для постановки мин у южного входа
в пролив Бьеркезунд. Постановка осуществлена с 07.35 до 08.23 (5 банок по 4
мины, минный интервал - 60 м, углубление - 2,5 м). Возможно, что на минах
«Лембита» 28 ноября 1941 погиб фин. ТЩ «Порккала» (+32;
поднят в 1942 г. и введен в строй). Более вероятной причиной гибели ТЩ (осадка
2,5 м) представляются минные заграждения, выставленные сов. ТКА и СКА в прол.
Бьеркезунд в сентябре 1941 (углубление 1,8 м). Часто
упоминаемые в качестве успехов «Лембита» фин. КАТЩ «Куха-3» (погиб 3
ноября 1941) и МЗ «Паукку» (погиб в шторм 14 ноября
1941 в Выборжском заливе) не могут оцениваться в качестве таковых. В
22.30 ПЛ прибыла в Кронштадт.
7 ноября 1941 г.перешла в
Ленинград для ремонта на заводе №196. 21 ноября 1941
г. переведена в состав 2-го ДПЛ БПЛ (21
ноября 1941 - 7
января 1943). В ночь на 13 августа
1942 г. перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе обстреляна
артиллерией противника.
В 22.30 17 августа - 04.50 18 августа
в сопровождении БТЩ-207, -210, -215 и 3 СКА перешла к о. Лавенсари. В 22.00 21
августа вышла в район о. Утё (позиция №5). До точки погружения (12 миль
зап. о. Лавенсари) ПЛ сопровождали БТЩ-210, -215, -217 и 4 СКА. При проводке
вытралены 2 мины и 2 минных защитника. Утром 24 августа в
районе о. Осмусаар имела два мнимых случая встреч с минрепами. В 01.40 25
августа закончила форсирование Финского залива и прибыла на позицию. 26
августа произвела разведку рейда о. Утё. При возвращении ПЛ выскочила на
банку глубиной 4,5 м в 13 каб. от острова. При всплытии лодка была обнаружена
береговым постом наблюдения противника. Днем 27 августа
обнаружила отряд шв. боевых кор. и шв. КОН, атаковать который не удалось из-за
большой дистанции. 28 августа перешла для действий в
район м-к Богшер - м-к Чекарсерн. Днем 30 августа лодка
не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции. В 09.02 4
сентября произвела торпедную атаку КОН (8 ТР, 4 СКР, неск. СКА) в 15
милях юго-вост. о. Утё (ТР 8000 т, ата-ка=подв/пр/2,д=10 каб., через неск. минут
услышан взрыв большой силы, в 09.37 в перископ обнаружено только 7 ТР -кор.
герм. КОН наблюдали торпеду, взорвавшуюся на мелководье). Противник ПЛ не
преследовал. 5 сентября для проведения обсервации
отходила к м. Ристна. Днем 9 сентября обнаружила КОН у о.
Богшер, но при выходе в атаку была вынуждена погрузиться из-за угрозы тарана
СКР. В 18.53 13 сентября ПЛ произвела торпедную
атаку КОН (5 ТР, 4 СКР, 2 СКА) в районе о. Утё (ТР ? т, атака=подв/пр/2,д=12-14
каб., промах - заруб, данных нет). Вечером 13 сентября
получила приказ возвратиться в базу, но командир решил отложить начало перехода
на 1 сутки до полной зарядки АБ. В 12.07 14 сентября
произвела торпедную атаку КОН (5 ТР, 3 СКР, 2 СКА) (ТР 8000 т, атака=подв/ви/2,
д=7-8 каб., командир лодки наблюдал в перископ погружение 1 ТР, второй - горел -
в точке 59°35'5 с.ш./21°12'5 в.д. тяжело поврежден герм. ТР «Финнлапд», 5281
брт, перевозивший отпускников из Финляндии в Германию. +6, =90 (4 скончалось от
ран), ТР затонул утром 15 сентября 1942 в точке 59°36'8
с.ш./21°14'5 в.д.. впоследствии поднят и 1 июля 1943
введен в строй). Герм. СКР «V 307», «V 302», «V 310» до 15.00 преследовали ПЛ
(сброшено 50 глб). В 12.20 после близкого разрыва глб произошел взрыв водорода
во 2-й группе АБ и возгорание, при котором пострадало 6 чел. Через сорванный
клинкет шахты лага поступила вода, вышло из строя оборудование радиорубки. До
вечера лодка лежала на грунте. В ночь на 15 сентября
отошла к м. Ристна и в ночь на 16 сентября начала
форсирование Финского залива. Вечером 17 сентября южнее
Хельсинки имела мнимый случай касания минрепа. С наступлением темноты на
Западном гогландском плесе всплыла для зарядки АБ и была обстреляна СКА из
автоматической пушки, а затем, утром 18 сентября
атакована глб фин. СКА «VMV 2» и «VMV 13». В 18.30 в подводном положении
выскочила на банку Преображения, но смогла самостоятельно сняться с нее. В 13.20
19 сентября встречена 2 СКА в 6,5 каб. юж. о. Соммерс и в
14.00 приведена к о. Лавенсари. В 21.01 21 сентября -
05.20 22 сентября в обеспечении КЛ «Кама», БТЩ-207, -211,
-215, -217, -218 и 4 СКА перешла в Кронштадт. На переходе БТЩ-211 в районе
Деманстейнских банок был безуспешно атакован торпедой ТКА - заруб, данных нет.
В ночь на 5 октября перешла в
Ленинград для ремонта и зимней стоянки. 7
января 1943 г. переведена в
состав 1-го ДПЛ БПЛ (7 января 1943
- 9 мая 1945).
11 апреля выведена из дока и к 15
мая подготовлена к боевому походу. В
августе - ноябре 1943 прошла
докование и средний ремонт. Вечером 17
мая перешла в Кронштадт, где до октября осуществляла боевую подготовку.
1-5 октября 1944 перешла финским шхерным фарватером в
Балтийское море. 6 октября из-за необходимости
дифферентовки (при первом же погружении ПЛ провалилась на глубину 64 м)
вернулась к о. Утё. Вечером 7 октября вышла в район сев.
Кольберга (позиция №7). В 00.00 11 октября прибыла па
позицию в 60 милях сев. м-ка Рюгенвальде. В 17.00 11 октября
ПЛ закончила постановку минных банок в квадрате, ограниченном точками 54°38'8
с.ш./15°53'8 в.д., 54°37'5 с.ш./15°57' в.д., 54°35'8 с.ш./15°53'7 в.д., 54°36'1
с.ш./15°55' в.д. (5 банок но 4 мины, минный интервал — 50 м, углубление — 2,4
м). Через 3 ч после постановки в направлении минного заграждения услышан сильный
взрыв. Герм. СКР «Vs 302», получивший, по сведениям Ю. Ровера, повреждения в
результате подводного взрыва 24 ноября 1944 в точке
54°36' с.ш./16°'52' в.д. (точка находится на суше. по-видимому, следует читать
54°36' с.ш./15°52' в.д.) скорее всего подорвался на минах «Лембита». Возможно на
них же 23 октября 1944 погиб герм. буксир «Пионер 5» (ок.
100 брт, точные координаты места гибели неизвестны), однако сомнительно, чтобы
на минах, выставленных с углублением 2,4м, могло подорваться судно со столь
малой осадкой. Возможно на минах «Лембита» погиб герм. РТ «Шпрееуфер». 216 брт,
затонувший 24.11.1944 в точке 54°27' с.ш./15°45' в.д., но разница в координатах
говорит в пользу того, что он скорее всего подорвался на брит. донной мине. ТР
"Эберхард», «Элие» и «Эйхберг» подорвались на минах ПЛ «Л-21». Часто называемые
в качестве успехов минной постановки ТР «Берлин», «Дрейхдейк», «Лютьехорн», ТЩ
«М 421» погибли в точках с координатами отличными от постановки «Лембита» на
донных минах, выставленных брит. авиацией. ТР «Шванек» погиб в 1941 г. на герм.
минном заграждении у Кольберга. ПЛ "U 547" подорвалась на донной мине в устье р.
Жиронда в августе 1944 и после перехода в Норвегию
исключена из состава флота. Вечером 12 октября обнаружила
вост. о. Борнхольм КРЛ типа «Нюрнберг», но не смогла выйти в атаку на него из-за
большой скорости и частого изменения курса цели. В 02.18 13
октября произвела торпедную атаку ОТР в 45 милях юж. о. Эланд (ТР 5000 т,
атака=надв/ви/2, д=7 каб., ТР уклонился). В 02.26 ПЛ произвела повторную атаку
(атака=надв/ви/2, д=7 каб., наблюдалось попадание 2 торпед и гибель ТР - в точке
55°20' с.ш./15°20' в.д. потоплен дат. ТР «Хильма Лоу», 2414 брт, совершал рейс с
грузом угля из Готенхафена в Данию, +4). В 01.00 15 октября
произвела торпедную атаку ТЩ или РТ в 45 милях юж. о. Эланд (атака=надв/пр/1,д=6
каб., промах, либо торпеда прошла под целью). В 01.09 ПЛ произвела повторную
атаку (атака=надв/пр/1,д=5 каб., наблюдалось попадание торпеды и частичное
погружение ТЩ - заруб, данных нет). Информация о потоплении лодкой герм. ТЩ «М
3619» по-видимому не соответствует действительности, поскольку ТЩ погиб в ночь
на 13 октября 1944 в районе м-ка Риксгафт(в пределах
позиции №5, занятой в указанные сутки ПЛ «С-4»).. В ночь на 16
октября перешла для обсервации в район м-ка Хоборг, откуда днем начала
возвращение в базу из-за израсходования запасов топлива. В 11.23 17
октября прибыла к о. Утё, в 17.55 18 октября0 - в
Хельсинки.
24-25 октября перешла в Кронштадт для ремонта и снятия
противоминного устройства. 30 октября -
14 ноября находилась в доке. 24
ноября прибыла к о. Лавенсари, 24-26 ноября
перешла в Хельсинки, 27 ноября - на Ханко.
28 ноября - 16
декабря 1944 г вышла в
сектор, ограниченный пеленгами 315-360° от м. Брюстсрорт (позиция №3). В 21.00 1
декабря прибыла на позицию. 2-3 декабря командир
ПЛ произвел разведку прибрежного фарватера и в 14.25-14.48 3
декабря произвел минную постановку в 3 милях сев.-зап. м. Брюстерорт
(координаты загражденного района - между параллелями 54°58'8 с.ш. и 55°00'8
с.ш., между меридианами 19°55'9 в.д. и 19°57'8 в.д., 10 банок по 2 мины,
интервал между байками 1 каб., минный интервал - 50 м, углубление - 2,5 м). Днем
4 декабря и 6 декабря в
направлении минного заграждения были слышны взрывы. По герм. данным заграждение
вытралено 4 декабря 1944 КАТЩ с ПЛБ "MRS 12". Часто
упоминаемый в качестве успеха постановки или торпедной атаки 11
декабря герм. ТР «Диршау» реально пропал без вести на переходе Данциг -
Рига 2 декабря 1942 (по некоторым данным 4
декабря 1942 погиб на мине в точке 54°47'с.ш./17°28'в.д.). 7
декабря отходила к о. Готланд для производства обсервации. В 09.15 11
декабря произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 2 ТЩ, 1 СКР, 2 СКА) в точке
55°12'0 с.ш./19°55'3 в.д. (ТР 6000 т, атака=подв/ви/2,д=4 каб., через 35 сек
услышаны сильные взрывы - заруб., данных нет, очевидно, торпеды взорвались
вблизи ПЛ). В результате взрывов поврежден легкий корпус и ограждение рубки, а в
10.30 обнаружилось сильное поступление воды в прочный корпус. После атаки ПЛ
провалилась до глубины 62 м, через 15 мин наблюдала в составе КОН только 2 ТР. В
21.00 лодка начала возвращение в базу. В 13.48 14 декабря
зап. о. Утё (в точке 59°43'0 с.ш./21°19'6 в.д.) следуя в подводном положении на
глубине 20-30 м (глубина моря по карте 60 м), ПЛ ударилась о подводный предмет
(по всей вероятности остов затонувшего судна), получив при этом незначительные
повреждения легкого корпуса. Версия о случайном столкновении с герм. ПЛ «U 479"
не подтверждается заруб, данными. Герм. ПЛ вышла на позицию сев.-зап. о.
Осмусаар 27 октября 1944, откуда в последний раз выходила
на связь 15 ноября 1944. В связи с истечением срока
автономности 12 декабря 1944 ПЛ объявлена пропавшей без
вести. Наиболее вероятная причина гибели «U 479» - подрыв на герм. или сов.
минных заграждениях в устье Финского залива. 15 декабря
ПЛ прибыла в Турку. 16 декабря перешла в Хельсинки, где
прошла доковый ремонт.
6 марта 1945 г. награждена
орденом Красного Знамени.
В 15.00 23 марта 1945 вышла в район вост. банки Штольпе
(позиция №4). До 21.07 25 марта, когда ПЛ прибыла в точку
погружения (59°46' с.ш./21°21' в.д.), следовала в надводном положении в
обеспечении фин. ЛД «Сису». При проводке во льдах получила легкие повреждения
корпуса и дейдвудных сальников, в результате чего в трюм V отсека начала
поступать вода, постоянно создававшая дифферентующий момент. В 18.00 28
марта прибыла на позицию в районе м-ка Риксгафт. В 12.45-13.27 30
марта произвела постановку минного заграждения в 10 милях сев.-вост.
Риксгафта (5 банок по 4 мины между точками 54°54'7 с.ш./18°19'4 в.д. и 54°57'4
с.ш./18°20' в.д.; минный интервал - 50 м, углубление - 2,5 м). В 15.30 в
направлении заграждения были услышаны шумы винтов и 3 сильных взрыва, кроме того
сильный взрыв произошел вечером 2 апреля. Подтвержденных
данных об успехах постановки нет. Возможно на минах «Лембита» погиб пропавший
без вести 25 апреля 1945 в районе м-ка Риксгафт СКР «Vs
343». СКР «Vs 1014» погиб 18 марта 1945 в точке с
координатами 56°00'с.ш./10°49'в.д. на брит. донной мине. СКР «Vs 301» потоплен
19 марта 1945 сов. ВВС в районе Пиллау. БО «Uj 1108»
потоплен 5 февраля 1943 в районе Берлевога (70°57' с.ш./
29°13' в.д.) торпедой сов. ПЛ «К-3». 4-5 апреля на грунте
в районе банки Северная Средняя ремонтировала гидравлическую машинку
вертикального руля (не отремонтирована). В ночь на 5 апреля
определилась по м-ку Эланд-Седра-Удде, затем вернулась для ремонта в район банки
Северная Средняя. Днем намотала на левый винт рыбацкие сети. 6-7
апреля имела ряд контактов с кор. ПЛО, сбросивших на безопасном удалении
от ПЛ 83 глб. В 15.06 7 апреля зафиксировала шум
прошедших рядом 4 торпед - заруб, данных нет. 8 апреля
продолжила ремонт вертикального руля. 9 апреля в 40 милях
юж. м-ка Хоборг обнаружена и в течение 1,5 часов подвергалась преследованию кор.
ПЛО, сбросивших на безопасном удалении 85 глб. 10 апреля
преследование возобновилось, одновременно вышел из строя коллектор левого дизеля
и компрессор ВВД №2. В 01.51 11 апреля ввиду аварийного
состояния ПЛ командир начал возвращение в базу. В 07.07 13
апреля в районе о. Нюхамн встречена ЛД и в 10.44 14
апреля прибыла в Турку, где до момента окончания военных действий
проходила межпоходовый ремонт.
17 января 1946 г.
выведена из боевого состава, переклассифицирована в учебную ПЛ и передана
в распоряжение УОПП им. С.М. Кирова в Кронштадте. 18
июня 1946 г. переименована
в «У-1». 12 января 1949
г. включена в класс средних ПЛ.
9 июня 1949 г.
переименована в «С-85». 10
июня 1955 г. разоружена,
переформирована и перестроена в УТС.
30 января 1956 г.
переименована в «СТЖ-24». 27
декабря 1956г. Переименована в «УТС-29». 3
августа 1957 г. передана
заводу №112 (г. Горький). Сохранена как экспериментальная лодка и пример
Британского подводного кораблестроения. Водонепроницаемая крышка шахты хранения
оружия была взята за основу для проектирования люков шахт ракет новых Советских
ПЛ.
28 августа 1979 г.
отбуксирована по внутренним водным системам в Таллинн. Возвращено
название «Лембит». 5 мая 1985
г. после восстановительного ремонта поставлена на
вечную стоянку в качестве мемориальной ПЛ комплекса «Музей Балтийского Флота».
27 апреля 1992 г.
поднят флаг Эстонии.
2 августа 1994 г.
включена в состав ВМС Эстонии, как корабль №1. Открыта для осмотров, как
отдел «Эстонского Морского Музея».
5 октября 2001 г.
отбуксирована от пирса в гавани Пирита в док. Подводная часть субмарины
будет очищена, ее корпус, где необходимо будет заменен, также будут проведен
незначительные доработки во внутренних помещениях.
Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 6 боевых походов (104 суток). 8 торпедных атак, в результате которых потоплены 1 судно (2414 брт) и 1 корабль, кроме этого повреждено 1 судно и, возможно, ещё потоплено 1 судно и повреждено 1 судно. Таранным ударом, возможно, потоплен 1 корабль. 5 минных постановок (100 мин). Предположительно, на выставленных "Лембитом" минах погибли:
10 ноября 1941 г. шведский транспорт "Валльрат-Тэм" (5800 брт) [по другим данным - транспорт "Бойян"], 28 ноября 1941 г. финский тральщик "Порккала", 1
декабря 1941 г. финский катерный тральщик Т-15 "Паукку", 26 февраля 1942 г. шведский паром "Штарке" (2459 брт), 23
ноября 1944 г. буксир "Пионер-5" (500 т), 6 декабря 1944 г. транспорт "Эберхард" (749 брт), 4 января 1945 г. транспорт "Лютьехорн" (1953 брт), 25
апреля 1945 г. сторожевой корабль "VS-343" - всего 5 судов (более 10961 брт) и 3 корабля.
Командиры:. к. л-т В.А. Полещук (22.6-30.8.1941), к. 3 р.
А.М. Матиясевич (30.8.1941-9.5.1945) |