Военно-морской флот России


Подводная лодка "Л" II серии

Описание Фотографии

Доп. материал

     
По заданию Оперативного управления Штаба РККФ в Научно-Техническом Комитете велись первоначальные разработки проекта подводного минного заградителя. Эскизный проект этого типа подводной лодки разрабатывался в НТКМ с привлечением инженеров и конструкторов Балтийского завода во главе с Б. М. Малининым. Перед разработкой эскизного проекта на совещании в НТКМ, в работе которого участвовали подводники-тактики, представители плавсостава и группа конструкторов, обсуждался вопрос о том, какими должны быть подводные минные заградители. Совещание высказывалось за то, чтобы подводные лодки этого типа наряду с минным оружием имели также достаточно сильное торпедное и артиллерийское вооружение для ведения боевых действий против кораблей и транспортов. Это мнение было подтверждено командованием Военно-Морских Сил. По настоянию НТКМ дальнейшая разработка проекта была поручена Балтийскому заводу. В 1929-1930 гг. по этому проекту были заложены подводные лодки II серии типа «Л» (по названию головной подводной лодки «Ленинец») с комбинированным минно-торпедным вооружением. Они предназначались для постановки минных заграждений на фарватерах, в узкостях и в местах предполагаемого развертывания кораблей противника, а также для нанесения ударов по кораблям и транспортам с использованием торпедного и артиллерийского вооружения. Это были первые подводные лодки - минные заградители советской постройки. Подводные лодки типа «Ленинец» имели нормальное водоизмещение около 1039 т, несли на борту 12 торпед (шесть в носовых торпедных аппаратах и шесть запасных), от 14 до 28 мин (в зависимости от длины мин). Мины находились внутри прочного корпуса в двух трубах. Трубы проходили через кормовую концевую переборку и закрывались герметичными крышками. Мины могли оставаться сухими до момента их постановки. Сбрасывали мины специальным тросовым толкающим устройством. Сухой способ хранения, в отличие от первого отечественного минного заградителя «Краб» М. Н. Налетова, на котором мины размещали в надстройке, обеспечивал их постоянную готовность к постановке и облегчал уход за ними. Лодки вооружали артиллерийскими установками 100- и 45-мм калибра. Подводная лодка была полуторакорпусной, благодаря чему упрощалась технология сборки корпуса и увеличивалась остойчивость в надводном положении. Вместо веретенообразной формы прочного корпуса, примененной на «Декабристе», прочный корпус на «Ленинце» был впервые выполнен в виде сочетания цилиндра в средней части с конусами в оконечностях, что существенно упрощало постройку. Лодка разделялась переборками на шесть отсеков. Четыре переборки были сферическими, рассчитанными на давление 6 кгс/см2, а одна - плоская, рассчитанная на давление 1 кгс/см2. По сравнению с ПЛ I серии на ПЛ II серии были увеличены центральный пост и первый отсек. Впервые были применены стальные трубы торпедных аппаратов взамен литых бронзовых. Торпедные аппараты имели жесткое крепление к концевым переборкам на фланцах и заклепках, а не скользящие через сальники, как это было на ПЛ I серии. Это позволило упразднить дейдвудные трубы в носовой и кормовой дифферентных цистернах. Кингстоны и клапаны вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционные пневматические и местные ручные приводы. Дополнительно к цистернам главного балласта имелись палубные цистерны и цистерна «быстрого погружения» В качестве главных двигателей были применены дизели типа 42БМ6 поставки Коломенского завода мощностью 1100 л. с. при 425 об/мин, бескомпрессорные, нереверсивные. Они представляли собой модификацию дизелей ПЛ I серии типа 42Б6 с переводом их на работу без компрессора. Гребные электродвигатели были двухъякорные мощностью 650 л. с. (по 325 л. с. на якорь). Для экономического подводного хода применялись отдельные электродвигатели мощностью 30 л. с. при 800 об/мин, работавшие на гребной вал через зубчатую передачу.

На подводных лодках типа «Л» не сразу была решена проблема, связанная с размещением аккумуляторных батарей. Поначалу, в целях выигрыша в габаритах жилых помещений, аккумуляторные батареи устанавливали в открытых ямах, закрывавшихся сверху съемными деревянными щитами, которые служили одновременно полом жилых помещений. Батарейная вентиляция была принята общеямовой. Такое конструктивное решение оказалось неудачным, так как не обеспечивало эффективную вентиляцию электрических батарей, в отсеках происходило скопление водорода до опасных концентраций. Вследствие этого на подводных лодках произошло несколько взрывов. Аккумуляторные ямы на подводных лодках II серии были переделаны на изолированные с усиленной вентиляцией батарей, а позже был установлен прибор каталитического окисления водорода, разработанный инженерами М. М. Четвертаковым и Е. Н. Гурфейном. Прибор предотвращал повышение концентрации водорода в отсеках до опасных значений. К недостаткам лодок типа «Л» следует отнести длительность времени погружения и всплытия. Переход из надводного положения в подводное при одновременном заполнении всего балласта занимал около трех минут. Время продувания средней цистерны составляло одну минуту десять секунд. Подводные лодки II серии принимали участие в Великой Отечественной войне. ПЛ Л-3 была удостоена звания гвардейской, а ее командир В. К. Коновалов - звания Героя Советского Союза. Л-4 награждена Орденом Красного Знамени, ее боцману мичману И. С. Петрову присвоено звание Героя Советского Союза.

Водоизмещение - нормальное надводное - 1025 тонн, нормальное подводное - 1312 тонн
Длина наибольшая - 78 м
Ширина наибольшая - 7,2 м
Осадка средняя - 3,96 м
Силовая установка - 2 дизеля общей мощностью 2200 л.с. и 2 электродвигателя общей мощностью 1300 л.с.
Запас топлива - нормальное - 38 тонн, полное - 106 тонн ; 3 группы аккумуляторных батарей по 112 батарей типа "ЛС" в группе.
Скорость - наибольшая надводная - 14,2 узла ; подводная - 8,5 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 3600 миль при 14,2 узлах, - 7400 миль при 9 узлах ; в подводном положении - 12,7 миль при 8,5 узлах, - 154 мили при 2,5 узлах.
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров
Время погружения - 80 секунд
Вооружение - 6 533-мм торпедных труб ; 12 533-мм торпед ; 20 мин ; 1 -  100/51 артиллерийская установка "Б-24-ПЛ" 122 выстрела ; 1 - 45/46 артиллерийская установка "21-К" 250 выстрелов.
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 28 суток, максимальная - 40 суток
Запас плавучести - 29 %
Экипаж - 10 офицера, 16 старшин, 29 рядовых

"Л-1" ("Ленинец")

Заложена 6 сентября 1929 г. в Ленинграде на заводе № 189, заводской № 195. 28 февраля 1931 года спущена на воду. 22 октября 1933. г. вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

Текст закладной доски гласил: "Закладка этой подводной лодки произведена на 12-м году Октябрьской революции. Этот год был годом напряжения всех сил пролетарского государства в целях осуществления грандиозного плана индустриализации. В этом году была утверждена пятилетка социалистического строительства, развернуты работы по строительству Магнитогорского, Кузнецкого, Тельбесского металлургических заводов, величайшего в мире Сталинградского тракторного завода и многих других. Этот год был годом продолжения попыток буржуазных государств втянуть нас в войну на Дальнем Востоке и положить конец передышке и мирному строительству. Задача подводной лодки "Ленинец" - бдительно охранять с моря подступы к красному Ленинграду от нападения врага...";

15 сентября 1934 г. переименована в «Л-1». 11 января 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовала в советско-финляндской войне: несение позиционной службы у берегов Финляндии; совершила 1 боевой поход.

11 декабря 1940 г. находилась у стенки Адмиралтейского завода № 196 в Ленинграде в капитальном ремонте (степень технической готовности на 01.07.41 — 64%). В августе 1941 г. поставлена на консервацию, а личный состав обращен на формирование частей морской пехоты. Корпус ПЛ отбуксирован к Туруханным островам в торговом порту г. Ленинграда;

9(8) . ноября 1941 г. затонула (села на грунт) от попаданий артиллерийских снарядов противника. В 1944 г. поднята аварийно-спасательной службой КБФ. 7 июля 1945 г. ввиду нецелесообразности восстановления исключена из состава ВМФ. В 1949 г. на базе «Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.

Командиры: А.Г.Булавинец (1933), к. 3 р. Могилевский С.С. (1941).

 "Л-2" ("Сталинец")

Заложена 6 сентября 1929 г. в Ленинграде на заводе № 189, заводской № 196. 21 мая 1931 г. спущена на воду. 24 октября 1933 г. вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

21 ноября 1931 г. переименована из «Марксист» в «Сталинец».

5 сентября 1934 г. когда лодка отрабатывала задачи по боевой подготовке, на ней произошел взрыв и пожар. Командовал лодкой Г.А.Иванов. На борту лодки в этот момент находились дивизионный инженер-механик К.Л.Григайтис и командир дивизиона подводных лодок А.А.Таубе. Григайтис с помощью взятого с собой прибора Сименса определил опасную концетрацию водорода в отсеке, но комдив, опираясь на свой опыт плавания на "барсах" и "декабристах" отклонил его предложение о всплытии, которое прервало бы учебную задачу. В результате неправильного действия системы вентиляции аккамуляторных ям, приведшей к опасной концетрации водорода, на борту лодки произошел взрыв, в результате чего 6 человек, в том числе и комдив, погибли, а 4 человека, в том числе и командир лодки получили ранения.

15 сентября 1934 г. переименована в "Л-2". 11 января 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 7 декабря 1938 - 7 ноября 1941 г. прошла в Ленинграде модернизацию и капитальный ремонт. 7 ноября 1941 г. перешла в Кронштадт.

13 ноября 1941 г. вышла из Кронштадта в первый боевой поход с полным запасом мин для постановки минных заграждений в Данцигской бухте. Днем вместе с направлявшимся на Ханко КОН перешла к о. Гогланд.

В 01.07-01.10 14 ноября в районе о. Кэри подорвалась кормой на двух минах заграждения «D.46», выставленного герм. МЗ «Кайзер», но осталась на плаву. После возобновления движения КОН из-за преступной халатности командира БТЩ-217 экипаж гибнущей ПЛ снят не был. В 06.17 подорвалась в третий раз и затонула в точке 59°46' с.ш./25°10'7 в.д. На ПЛ погибло 50 человек, в т.ч. известный поэт-маринист лейтенант А.А. Лебедев. Спаслось 3 чел. (моторист Щербина, электрик Бойков и радист Кваснов), перешедших на тонущий ЭМ «Суровый» в момент случайного сближения кормовых оконечностей кор., и спасенных после гибели ЭМ.

19 ноября 1941 г. исключена из состава ВМФ.

Командирами были: Г.А.Иванов (1934), кап. л-т Чебанов А.П. (1941).

Срок боевой службы - 0,27 месяца (6 ноября 1941 - 14 ноября 1941 г.). 1 боевой поход (2 суток).

 "Л-3" ("Фрунзенец")

Заложена6 сентября 1929 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 197.8 августа 1931 г. спущена на воду.9 ноября 1933 г. вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

21 ноября 1931 г. переименована из «Большевик» в «Фрунзовец». 15 сентября 1934 г. переименована в «Л-3». 11 января 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. С ноябрь 1939 по 24 февраля 1941 г. прошла в Ленинграде модернизацию и капитальный ремонт.

С 22 июня - 2 июля 1941 г. совершила первый поход в Великой Отечественной Войне. В 19.22 22 июня вышла для несения дозора в районе м. Акменрагс, в 01.00 23 июня прибыла на позицию. На рассвете 26 июня от командира 1-й БПЛ было получено приказание поставить минное заграждение у Мемеля. В этом же приказании указывались и координаты минного заграждения. Подойдя к месту постановки в подводном положении утром 27 июня, командир ПЛ обнаружил движение ТР по фарватеру, находившемуся в стороне от намеченного места постановки. Командир ПЛ не рискнул нарушить приказ и произвел постановку в 12.30 в указанном ему месте (отрезки между точками 55°45'8 с.ш./21°00'3 в.д., 55°43'9 с.ш./20°59'2 в.д. и 55°42'2 с.ш./21°01'0 в.д.; 4 банки по 5 мин, минный интервал — 60 м, углубление 3 м). Окончив постановку, лодка отошла на запад и в 21.00 всплыла, после чего была обнаружена ПЛ «С-4». 28 июня из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей трижды проваливалась на значительные глубины. Далее ПЛ получила ряд последовательных приказаний о возвращении в различные базы и лишь в 20 ч 2.7 прибыла в бух. Кихелькона.

В 23 ч 3 июля - 6 ч 4 июля перешла в Триги. На переходе в устье прол. Соэлавяйн безрезультатно атакована герм. ПЛ «U 145». В ночь на 4 июля перешла в Рохукюла, 4 - 5 июля - в Таллинн.

15-30 июля 1941 г. совершила второй поход в ВОВ. В 12 ч 15 июля вышла для минной постановки на подходах к Данцигской бух. (позиция №3; эскорт БТЩ-212, 2 СКА, 3 ТКА, сопровождал ПЛ до района м. Ристна). Утром 19 июля сев. м. Брюстерорт ПЛ обнаружила прямо по курсу 2 ТЩ противника. В 08.50-13.30 в кильватер ТЩ произведена минная постановка (8 банок по 2 или 3 мины, всего 20 мин, минный интервал - 60 м, углубление - 3,5 м). В 18.50 в направлении заграждения услышан взрыв, спустя 40 мин - взрывы глб. 21 июля.7 на ПЛ производилась замена крышки левого дизеля. В последующие дни занимала позицию в сев. части Данцигской бух. 24 июля безрезультатно атакована сам. противника. В ночь на 26 июля обнаружила шв. КРЛ «Готланд». 27 июля получила приказ о возвращении в базу. В 21.00 27 июля - 06.00 28 июля в районе м. Акменрагс ПЛ обнаружена и атакована герм. КАТЩ из состава 31-й флотилии ТЩ. От близких разрывов глб разошлись швы топливной цистерны, рубочный люк спружинил и пропустил около 1 т воды. Нарушилась расклинка батарей, аккумуляторную яму начало заливать соляром. В ночь на 29 июля произвела обсервацию по м-ку Хоборг (о. Готланд). Днем 30 июля встречена БТЩ-201, -204 и 2 СКА в районе м. Ристна и сопровождена в Триги. На переходе в устье Соэлавяйна коснулась грунта и повредила рули.

31 июля перешла в Таллинн, 31 июля - 1 августа - в Кронштадт, где 5-7 августа прошла докование. В сер. сентября готовилась к прорыву через прол. Эресунд (операция отменена).

01-18 октября 1941 г. - третий поход в ВОВ. 30 сентября - 1 октября перешла к о. Гогланд, где поступила в подчинение командира Передового отряда КБФ. Вечером 1 октября при стоянке в бух. Суркюлля безуспешно атакована фин. ТКА «Сису» и «Вуоли» - торпеда взорвалась в 15 м от ПЛ. 16 октября во время шторма получила повреждения топливных и балластных цистерн в результате ударов о корпус ПЛ «Щ-310». 18 октября вернулась в Кронштадт.

21 октября 1941 г. перешла в Ленинград, где 2-10 ноября прошла докование, а затем произвела ремонт.

08-14 июля 1942 г. находилась в готовности к боевому походу с 8 июля - выход отложен из-за отсутствия кор. обеспечения. В ночь на 14 июля перешла из Ленинграда в Кронштадт, где задержана до начала развертывания ПЛ 2-го эшелона.

9 августа -10 сентября 1942 г. - четвертый поход в ВОВ. В 22.44 9 августа - 04.49 10 августа в обеспечении БТЩ-204, -211, -218 и 2 СКА перешла к о. Лавенсари. В 02.00 в районе Деманстейнских банок в параване БТЩ-211 взорвалась мина. В 00.00 12 августа вышла в район зап. о. Борнхольм (позиция №1). До точки 59°57'4 с.ш./27°26'8 в.д. сопровождалась СКА. Вечером 14 августа закончила форсирование Финского залива. 15 августа задержалась в районе о. Богшер для тренировок экипажа. В 17.10 18 августа ПЛ произвела торпедную атаку КОН (12 ТР, 1 СКР, неск. СКА) в точке 57°37'4 с.ш./17°00' в.д. (ТН 15000 т, атака=подв/ви/2, д=10 каб., были слышаны 2 взрыва - потоплен шв. ТР «Ц.Ф. Лильевальш», 5513 брт, с грузом руды для Германии, +33). С 17.15 до 18.00 подверглась преследованию шв. ЭМ «Норденшельд» и «Норчёпинг», сбросивших на безопасном удалении от ПЛ 42 глб. 19 августа прошла на север вдоль западного побережья о. Готланд, обогнула его и 20-21 августа произвела поиск вдоль его восточного побережья. Днем 23 августа в районе Карлскроны подверглась преследованию шв. ММ. В 10.05 24 августа прибыла на позицию и до конца суток обнаружила большое количество ШХ и РТ, а также 2 герм. ПЛ в подводном положении. В 21.53 25 августа начала постановку мин юж. Треллеборга в точке 55°08'7 с.ш./13°05'5 в.д. (выставлено 6 мин одной банкой). Якорь 7-й мины не вышел из трубы, в результате чего в течение 30 мин мина буксировалась ПЛ. В 00.34 26 августа ПЛ закончила постановку еще 2 минных банок (из 4 мин в точке 55°06'4 с.ш./13°18'8 в.д. и из 9 мин в точке 55°06'3 с.ш./13°19' в.д., углубление всех мин - 2,4 м, минный интервал - 60 м). В 23.56 26 августа ПЛ произвела торпедную атаку КОН (3 ТР) в точке 55°13'8 с.ш./13°49'5 в.д. (ТР 8000 и 7000, атака=надв/ви/4, д=12-15 каб., наблюдали попадание торпед и пожары на 2 ТР - заруб. данных нет). 27 августа перешла в район юж. о. Эланд (ПЛ занимала его до 1.9), в ночь на 28 августа уклонилась погружением от встреченных ММ и ТКА. 29 августа экипаж лодки занимался заменой лопнувшей крышки правого дизеля. В 17.12 1 сентября ПЛ произвела атаку КОН (8 ТР, 1 ММ) юго-вост. м-ка Эланд-Седра-Удде в точке 55°52' с.ш./17°01' в.д. (ММ типа «Фальке», атака=подв/пр/2, д=8-10 каб., услышан взрыв, через 13 мин при осмотре в перископ ММ не обнаружен - заруб. данных нет). В 17.32 лодка повторно атаковала КОН (ТР 10000 т, атака=подв/ви/4, д=12-15 каб., услышано 2 или 3 взрыва, в 17.44 командир лодки наблюдал на поверхности нос. часть ТР и еще один ТР без хода - заруб, данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. В ночь на 2 сентября перешла к м-ку Хоборг, вечером начала возвращение в базу, о чем донесла командованию утром 3 сентября. В ночь на 5 сентября начала форсирование Финского залива. В 06.15 6 сентября в 3 милях юго-вост. м-ка Порккалан-Каллбода в 13-15 м над лодкой взорвалась мина ЦМА заграждения «Насхорн», что, однако, не вызвало повреждений, кроме нарушения герметичности топливной цистерны. В 07.48 над ПЛ произошло еще 2 взрыва, вызванных, по-видимому, бомбами сам. противника или глб. фин. СКА «VМV I», «VМV 2» (легко поврежден рубочный люк; командир ПЛ посчитал, что лодка подорвалась на антенных минах, что, однако, не подтверждено послевоенными данными). В 09.17 имела мнимый случай касания минрепа. В 10.43 произошел сильный взрыв, которым был временно выведен из строя гирокомпас и часть освещения (причина его, по-видимому, была бомба, сброшенная с сам.). В 17.00 коснулась буйрепа вехи или буя. В 00.44 8 сентября в 25 каб. юго-вост. о. Гогланд на расстоянии 27 м над ПЛ произошел взрыв антенной мины ЕМВ заграждения «Зееигель» (он вызвал, по-видимому, еще 2-4 взрыва находившихся рядом мин UМА), не причинивший лодке повреждений. В 20.07 8 сентября встречена СКА и в 01.00 9 сентября прибыла на рейд о. Лавенсари. В 21.30 9 сентября - 04.04 10 сентября перешла в Кронштадт в охранении БТЩ-211, -218 и 1 СКА.

25 октября 1942 г. при обстреле Кронштадта на ПЛ сбита радиоантенна и ранено 2 чел.

27 октября - 18 ноября 1942 г. - пятый поход в ВОВ. В 19.30 27 октября - 05.02 28 октября в обеспечении БТЩ-205,-207,-210,-211,-215, 3 СКА перешла к о. Лавенсари. В 00.05 29 октября вышла для минных постановок в районе о. Утё и Мемеля и действий в районе между Виндавой и Мемелем (позиция №3). В 22.03 30 октября в точке 59°50' с.ш./25°26'6 в.д. при форсировании заграждения «Юминда» подорвалась на трубке КА мины ЕМС. Взрыв, произошедший на высоте 28-30 м над лодкой, не нанес существенных повреждений - образовалась вмятина в корпусе в районе 15-го шпангоута. В 20.00 1 ноября закончила форсирование Финского залива. С 14.15 по 14.23 2 ноября в точке 59°41' с.ш./21°20' в.д. (в 6 милях юж. м-ка Уте ) выставила минную банку (10 мин, интервал 60 м, углубление 3,5 м). В 22.10 в направлении минной банки услышан сильный взрыв, а утром 3 ноября наблюдалось траление фарватера. Вечером 3 ноября начала переход в район Ниддена, куда прибыла утром 5 ноября. В 12.18-12.21 лодка выставила минную банку (7 мин, интервал 60 м, углубление 3,5 м) в точке 55°25' в.д./20°37' в.д. (14 миль сев.-зап. м-ка Нидден). В 00.07 6 ноября произвела торпедную атаку ММ югозап. Мемеля (атака=надв/ви/2, д=4,5 каб., в перископ наблюдался промах, но через 1 мин 20 сек услышан сильный взрыв -заруб. данных нет). 9 ноября не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции. В ночь на 10 ноября перешла к Либаве. В 12.49 13 ноября в районе м. Акменрагс при попытке атаковать КОН попала под таранный удар ТР, в результате которого были согнуты и вышли из строя оба перископа. В 13.00-13.04 ПЛ выставила 3 оставшиеся мины в точке 56°44'2 с.ш./20°46'6 в.д. (11 миль юго-зап. м. Акменрагс). Вечером начала переход в базу. В 20.05 сев.-зап. м. Акменрагс обнаружила ПЛ, опознанную командиром как ПЛ типа «Щ». В 00.00 15 ноября начала форсирование Финского залива. В 23.25 и 23.48 17 ноября при форсировании заграждения «Зееигель» дважды коснулась минрепов - взрывов не последовало. В 10.30 18 ноября встречена в Нарвском заливе нашими СКА и в 12.20 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт о. Лавенсари. В 17.00-23.15 18 ноября в обеспечении БТЩ-207,-211,-215,-217,-218 и 2 СКА перешла в Кронштадт.

1 марта 1943 г. удостоена гвардейского звания. В 1943 г. ремонтировалась в Кронштадте. В августе первой из ПЛ КБФ оснащена ГАС «Дракон-129». До октября 1944 г. занималась боевой подготовкой.

1 октября - 16 ноября 1944 г. - шестой поход в ВОВ. 1-5 октября вышла из Кронштадта финским шхерным фарватером в Балтийское море. Вечером 5 октября из района о. Утё направилась в район зап. о. Борнхольм (позиция №8). В 08.00 9 октября прибыла на позицию сев.-вост. о. Борнхольм. В ночь на 10 октября перешла в район западнее острова, в ночь на 11 октября - в район сев. м. Аркона. В 19.16-19.54 выставила минное заграждение на линии 54°48'6 с.ш./ 13°33'-13°34'5 в.д. (20 мин одной банкой, минный интервал - 185 м, углубление - 3 м). В ночь на 12 октября перешла в район юж. Истада. Днем 13 октября не смогла атаковать ОТР из-за большого расстояния. В 00.50 15 октября произвела торпедную атаку ОТР в 10 милях юго-вост. м-ка Смюгехук (ТР 5000 т, атака=надв/вр/3, д=2-2,5 каб., наблюдалось попадание торпеды и через 2 мин гибель ТР - заруб, данных нет). Через 2 часа поверглась преследованию кор. ПЛО. Днем 19 октября в бух. Хане лодка дважды не смогла атаковать ОТР: первый раз из-за возможного обнаружения с ТР, второй из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. В 21.19 21 октября ПЛ получила приказ командира БПЛ занять позицию в секторе, ограниченном пеленгами 210-180° у Либавы (сектор №3). В 03.45 23 октября прибыла в район зап. Мемеля. В 07.38 25 октября произвела торпедную атаку КОН (2 ТР) в 11 милях зап. Мемеля (ТР 6000 т, атака=подв/вр/3, д=10 каб., после залпа ПЛ выбросило на поверхность, ТР уклонился от торпед - герм. ТЩ, сопровождавший КОН, доложил о замеченной торпеде). Попытка атаковать другой КОН спустя 30 мин не удалась из-за появления дифферента. В 10.11 26 октября произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 СКР, 3 СКА) в 13 милях зап. Мемеля (СКР, атака=подв/ви/2, д=7 каб., через 1 мин взрыв, в 10.24 при наблюдении за КОН СКР не обнаружено - герм. ТЩ, сопровождавший КОН, доложил о замеченной торпеде). До 15.00 преследовалась СКА противника, сбросивших на ПЛ неск. глб. Вечером 26 октября командир ПЛ получил приказ занять позицию сев.-зап. Мемеля между параллелями 55°57' с.ш. и 55°45' с.ш. для атаки КР противника, обстреливавшего сов. войска (приказ отдан в 21.50 25 октября). В ночь на 2 ноября при сближении с КОН обнаружена СКР, сбросившим на лодку 3 глб. Днем на ПЛ ремонтировался правый дизель. В ночь на 5 ноября обнаружила ПЛ в охранении 2 СКР, от которых уклонилась погружением. Днем 7 ноября зап. Паланги (в точке 55°45' с.ш./20°47' в.д.) 4 раза задевала за сети или буйрепы (приняты за минрепы), после чего слышала многочисленные слабые взрывы (по всей видимости их причиной были авиабомбы сов. сам., атаковавших в этом районе кор. ПЛО противника). В ночь на 8 ноября ПЛ перешла к м-ку Хоборг для определения места. Вечером 9 ноября получила приказ занять сектора №2 и 3 юго-зап. Виндавы. Утром 10 ноября ПЛ заняла позицию, но вечером вновь отошла для определения места к о. Готланд. Днем 11 ноября прибыла в район сев.-зап. м-ка Акменрагс. В 22.15 командир ПЛ донес о возвращении ПЛ в базу. С вечера 13 ноября находилась у о. Утё. В 18.18 15 ноября стала на якорь в прол. Юнгфрунзунд и в 10.35 16 ноября прибыла на Ханко.

17 ноября 1944 - 9 ноября 1945 17 ноября перешла для межпоходового ремонта в Турку. С 1 декабря находилась в доке. 8-9 января 1945 перешла из Турку на Ханко.

23 января - 8 февраля 1945 г. седьмой поход в ВОВ. В 09.53 23 января с рейда о. Люм вышла в район Виндавы (позиция №5-п). В 08.00 25 января прибыла на позицию. В 03.58 и в 04.17-04.58 26 января произведена постановка минного заграждения в 4-4,5 милях от аванпорта Випдавы (одна мина в точке 57°26'1 с.ш./21°26' в.д. выставлена из надводного положения, после обнаружения СКР противника, постановка продолжена в подводном положении - выставлено еще 9 мин между точками 57°26'7 с.ш./21°25'2 в.д. и 57°27'6 с.ш./21°25'2 в.д.; минный интервал - 60 м, углубление - 3 м). Из левой трубы мины не вышли из-за неисправности электромотора минного устройства и образования наледи в минной трубе. 26 января получила приказ действовать юж. параллели 57°20' с.ш. В 06.28 31 января произвела торпедную атаку КОН в точке 57°16'5 с.ш./21°07'2 в.д. (ТР 3000 т, атака=надв/вр/3, д-9 каб., наблюдался взрыв торпеды в носовой части ТР — заруб. данных нет). ПЛ не преследовалась. В 21.47 и в 22.13 дважды атаковала КОН (2 ТР, 1 СКР) трехторпедными залпами (атака=надв/вр и ви, д=8 каб., взрывов не было - заруб. данных нет). Вечером 1 февраля получила приказ занять позицию у м. Брюстерорт для атаки герм. кор., обстреливавших фланг наступавших сов. войск. В 09.00 2 февраля прибыла на новую позицию. В 12.41 обнаружил КРТ «Принц Ойген» и неск. ЭМ, атаковать которых не удалось из-за малых глубин. В 13.35 ПЛ выставила па путях отхода кор. противника 2 мины (остальные выставить не удалось из-за неисправности минного устройства, крышку левой минной трубы после постановки полностью закрыть не удалось; минный интервал - 60 м, углубление 3 м). В 12.11 4 февраля произвела торпедную атаку 2 ЭМ в точке 55°00' с.ш./20°20' в.д. (атака=подв/ви/3, д=10 каб., на ПЛ слышали 2 взрыва - безуспешно атакован герм. ММ «Т 36»). До 15.00 лодка преследовалась ММ «Т 28», сбросившим 28 глб. В 00.00 5 февраля ПЛ начала возвращение в базу. В 13.48 7 февраля встречена БТЩ-215 в районе о. Нюхамн и в 16.10 8 февраля прибыла в Турку, где прошла межпоходовый ремонт.

23 марта - 25 апреля 1945 г. - восьмой поход в ВОВ. В 08.45 23 марта вышла в район Данцигской бух. (позиция №3). Выход из шхер обеспечивался фин. ЛД «Суурсаари». В 23.00 26 марта прибыла на позицию у полуострова Хель. В 18.29-18.50 и в 19.18-19.36 28 марта произвела постановку минного заграждения 2 банками по 10 мин между точками: 1-я банка - 54°45'5 с.ш./18°45'5 в.д. и 54°45'8 с.ш./18°47' в.д. 2-я банка - 54°46'5 с.ш./18°49' в.д. и 54°47' с.ш./18°50'5 в.д. (минный интервал - 185-277 м, углубление - 2,5 м; необходимо отметить, что из-за тумана лодка не имела обсерваций в течение 3 суток). Вечером 28 марта перешла к м-ку Хоборг для уточнения места, но не смогла определиться из-за тумана и вечером 29 марта начала возвращение на позицию (вернулась в 07.53 30 марта). 1 апреля на ПЛ ремонтировали ГАС, в связи с чем приказание об атаке кор. противника выполнено не было. В ночь на 2 апреля получила повторный приказ командира БПЛ об атаке кор. противника в районе м. Хель. Обнаружив в 22.19 2 аперля кор. ПЛО в районе мыса, командир ПЛ принял решение вернуться для определения места к м-ку Хоборг. Вечером 4 апреля прибыла в район маяка и легла на грунт для ремонта гирокомпаса. Утром 5 апреля после определения места начала возвращение на позицию. 6 апреля не смогла атаковать ОТР из-за тумана. В дальнейшем действовала на северных подходах к Данцигской бух., в ряде случаев имела контакты с кор. ПЛО. Утром 12 апреля не смогла атаковать КОН из-за невыгодного КУ. 14 апреля отходила для определения места к м-ку Эланд-Седра-Удде. В ночь на 16 апреля не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ и высокой скорости цели. В 00.48 17 апреля произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 СКР) сев. м-ка Риксгафт в точке 55°09' с.ш./18°25' в.д. (ТР 12000 т, атака=надв/вр/3, д=8 каб., через 70 сек наблюдалось два мощных взрыва, после чего ТР начал погружаться - в точке 55°13'5 с.ш./18°20' в.д. потоплен герм. ТР «Гойя», 5230 брт, перевозил 385 раненых, 1300-1500 солдат 4-й тд и более 5000 беженцев, по разл. данным + 6220, 6666 или 7028). После атаки СКР сбросили на безопасном удалении от ПЛ 5 глб. По некоторым данным 18.04 потопила мотобот (50 брт) (заруб. подтверждения нет). В 00.34 19 апреля произвела торпедную атаку КОН (1 ТР и неск. БДБ) в 11,5 милях сев. м-ка Риксгафт в точке 55°01'6 с.ш./18°25' в.д. (ТР 8000 т, атака=надв/вр/3, д=12 каб., промах). В 00.40 произведена повторная атака (атака=надв/ви/3, д=10 каб., наблюдалось попадание 2 торпед и гибель судна – заруб. данных нет). ПЛ не преследовалась. В 19.22 21 апреля произвела торпедную атаку КОН (4 ТР, 3 СКР, 4 СКА) сев.-вост. м-ка Риксгафт в точке 55°01’ с.ш./18°34' в.д. (ТР 8000 т, атака=подв/ви/3, д=10 каб., через 1 мин услышан мощный взрыв -безуспешно атакован герм. КОН). До 22.40 кор. ПЛО безрезультатно сбросили на ПЛ 31 глб. В ночь на 22 апреля начала возвращение в базу. 22 апреля в точке 56°58'8 с.ш./19°02'5 в.д. 4 раза задевала за сети или буйрепы (приняты за минрепы), после чего каждый раз слышала от 8 до 10 взрывов (командир посчитал, что ПЛ подорвалась на антенных минах). В 17.30 25 апреля прибыла в Турку, где до момента окончания военных действий проходила межпоходовый ремонт.

15 февраля 1946 - 24 декабря 1949 входила в состав 4-го ВМФ. 12 января 1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок. 9 июня 1949 г. переименована в «Б-3». 17 августа 1953 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную подводную лодку. 21 мая 1956 г. разоружена и превращена в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть. 30 мая 1956 г. переименована в «СТЖ-25». 27 декабря 1956 г. переименована в “УТС-28».

15 февраля 1971 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

До 1994 г. рубка подводной лодки стояла в качестве памятного знака на территории бригады подводных лодок в Лиепае, после 1994 г. накануне 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне рубка подводной лодки установлена у Мемориала на Поклонной горе в городе-герое Москве.

Командирами были: к. 3 р., к. 2 р. Грищенко П.Д. (1941-1943), кап. л-т., к.3 р. Коновалов В.К. (1943-1945).

 "Л-4" ("Гарибальдиец")

Заложена 15 марта 1930 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 201. 31 августа 1931 г. спущена на воду. 14 октября 1933 г. вошла в состав Морских сил Черного моря.

15 сентября 1934 г. переименована в «Л-4».

22 июня 1941 - 9 мая 1945 участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Румынии, Болгарии и Турции; совершила 23 боевых похода, произвела 4 атаки с выпуском 15 торпед; осуществила 11 минных постановок из 220 мин, на которых (предположительно) подорвались и затонули: 15 сентября 1941 г. болгарский пароход «Шипка» (2304 6рт) и 11 октября 1941 г. вспомогательное судно «FR-12» (22 брт), по другим источникам еще и 11.04.44 г. самоходная баржа "SNR-1468".

12 декабря 1941 г. в районе Варны в надводном положении подорвалась на мине, получила повреждения корпуса и механизмов, но осталась на позиции до окончания назначенного срока; с приходом в базу встала в ремонт на 4 месяца.

В мае-июне 1942 г. участвовала в обороне Севастополя, совершила 7 транспортных рейсов в осажденный Севастополь, доставив туда 160 т боеприпасов, 290 т продовольствия, 27 т бензина, 7 человек и эвакуировав на Кавказ 243 человека.

23 октября 1942 г. награждена орденом Красного Знамени.

22 июля 1943 г. потопила артиллерийским огнем турецкие парусно-моторные шхуны «Hudayi Bahri» (29 брт) и «Tayyari» (409 брт). 23 июля 1943 г. потопила шхуну «Gurpinar» (около 100 брт) и повредила быстроходную десантную баржу «F 329» (280 т). 11 мая 1944 г. повредила пароход «Friederiks» (7327 брт). 12 января 1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок. 16 июня 1949 г. переименована в «Б-34».

2 ноября 1954 г. выведена из боевого состава и передана Севастопольскому высшему военно-морскому инженерному училищу для использования в учебных целях. 17 февраля 1956 г. разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 26 марта 1956 г. расформирована и впоследствии на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделана на металл.

Командирами были: кап. л-т., к. 3 р., к. 2 р. Поляков Е.П. (1941), кап. л-т., к. 3 р. Горбатский С.П. (1944)

Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941 г. - 16 сентября 1944г.). 23 боевых похода (208 суток). 5 торпедных атак, в результате которых повреждено 1 судно. Артиллерийским огнем уничтожено 2 судна (более 500брт). 10 минных постановок (200 мин). Предположительно на выставленных "Л-4" минах погибли: 15 сентября 1941 г. транспорт "Шипка" (2304 брт), 11 апреля 1944 г. самоходная баржа "SNR-1468", а также поврежден 1 катерный тральщик.

 "Л-5" ("Чартист")

Заложена 15 марта 1930 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 202. 5 июня 1932 г. спущена на воду. 2 ноября 1933 г. вошла в состав Морских сил Черного моря.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга ) Жданова Алексея Степановича в составе 1 дивизиона 1 бригады подводных лодок в Севастополе. 1,5 и 8 марта 1942г. выполнила 11 стрельб по береговым укреплениям и транспорту на приморском участке автомобильной дороги Судак - Алушта. Обычно подлодка успевала сделать 9-20 выстрелов прежде чем по ней пристреляется артиллерия противника. после чего она погружалась. В мае - июне совершила 6 транспортных рейсов в осажденный Севастополь, доставив туда 298 т боеприпасов, 75,7 т продовольствия и эвакуировав на Кавказ 37 человек. 23 октября командиром корабля назначен капитан-лейтенант Гремяко Борис Васильевич. В конце года подводная лодка встала в ремонт и больше в боевых действиях не участвовала. 24 апреля 1943г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Леонов Михаил Васильевич. 4 апреля 1944г. временно исполнять обязанности командира корабля поручено старшему лейтенанту Никифорову Георгию Алексеевичу. 19 сентября командиром корабля назначен капитан-лейтенант Школенко Николай Филиппович.

Срок боевой службы - 17,3 месяца (22 июня 1941 г. - 1 декабря 1942 г.). 18 боевых походов (108 суток).9 минных постановок (257 мин). Предположительно на выставленных "Л-5" минах погиб 10 октября 1941 г. румынский надводный минный заградитель "Реджеле Кароль I".

Командиры: кап. л-т., к. 3 р. Жданова А.С. (1941), кап. л-т. Гремяко Б.В. (1942), кап. л-т. Леонов М.В. (1943), кап. л-т. Школенко Н.Ф. (1944).

 "Л-6" ("Карбонарий")

Заложена 15 апреля 1930 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 203. 3 ноября 1932 г. спущена на воду. 11 мая 1935 г. вошла в состав Морских сил Черного моря.

15 сентября 1934 г. переименована в «Л-6». С декабрь 1938 по октябрь 1941 прошла в Севастополе модернизацию и капитальный ремонт.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитана 3 ранга Буль Станислава Петровича в составе 1 дивизиона 1 бригады подводных лодок в Севастополе в ремонте. Закончив в начале октября ремонт, корабль прошел ускоренный курс боевой подготовки и уже 27 октября вышел в свой первый боевой поход для несения дозора у главной базы флота. 10 января 1942 г. на переходе Новороссийск - Поти из-за ошибки в определении своего места села на мель в районе м. Дооб, получила значительные повреждения корпуса. 11 января снята с мели и отбуксирована в Новороссийск. 20 января на буксире спасательного судна "Юпитер" вышла в Поти, куда благополучно прибыла 24 января и встала в ремонт. 16 мая командиром корабля назначен капитан-лейтенант Стршельницкий Юрий Александрович. 18 сентября командиром корабля назначен капитан 2 ранга Бук Александр Владимирович. 23 октября командиром корабля назначен капитан 3 ранга Жданов Алексей Степанович. 26 апреля 1943г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга ) Гремяко Борис Васильевич. Существует несколько версий гибели подводной лодки. По одной из них, 16 апреля "Л-6" повреждена глубинными бомбами противолодочного корабля "Uj-104".По третьей версии, 19 апреля потоплена глубинными бомбами противолодочного корабля "Uj-103" во время ее атаки транспорта "Альба-Юлия".

Срок боевой службы - 22 месяца (22 июня 1941 г. - 21 апреля 1943 г.). 12 боевых походов (183 суток). 4 торпедные атаки, в результате которых потоплена 1 судно (956 брт) и кроме этого, возможно, повреждено 1 судно. 4 минных постановки (80 мин).

Командиры: к. 3 р. Буля С.П. (1941), кап. л-т. Стршельницкий Ю.А. (1942), к. 2 р. Бук А.В. (1942), к. 3 р. Жданов А.С. (1942), кап. л-т., к. 3 р. Гремяко Б.В. (1943).