Подводная лодка "Л" XI серии
Вторую серию советских подводных минных
заградителей вызвало к жизни все то же желание в кратчайший срок укрепить
дальневосточные рубежи, т.е. новые подлодки должны быть транспортабельны
по железной дороге. 2 февраля 1934 года вышло постановление Совета Труда
и Обороны СССР о постройке шести больших подводных лодок П-бис серии (впоследствии
получила обозначение XI серия) для Тихоокеанского флота. Предполагалось
строить их силами Балтийского завода и завода № 198, а затем отправлять
по железной дороге отдельными секциями на специальных транспортерах так
же, как это делалось при постройке подводных лодок типа "Щ". В Комсомольске-на-Амуре,
на Амурверфи, они должны были достраиваться и сдаваться после испытаний
ВМФ. Вскоре выяснилось, что строительство Амурверфи значительно отстает
от замеченных сроков, в связи с чем она не сможет обеспечить достройку
и сдачу первых лодок XI серии, которые должны быть ее первой продукцией.
Тогда было решено, что четыре лодки будут достраиваться
на Дальзаводе, и только последние две лодки будут достраиваться на Амурверфи.
Так и поступили.
Основные изменения, которые были внесены в подводные лодки
XI серии по сравнению с подводными лодками II серии:
- заменен теоретический чертеж - удлинена носовая часть
с наклонным форштевнем;
- конструкция корпуса переработана с таким расчетом,
что обеспечивалась более рациональная разбивка на секции для перевозки
по железной дороге;
- аккумуляторные ямы сделаны изолированными по образцу
подводных лодок 1 серии;
- число запасных торпед доведено до десяти против шести
на II серии;
- оба перископа вынесены в рубку, благодаря чему увеличилась
перископная глубина:
- сняты электротурбокомпрессоры низкого давления, и продувание
главного балласта стало производиться дизелями, работающими как компрессор;
- кулачная муфта между электромотором и упорным валом
заменена муфтой "Бамаг", что обеспечивало быстрое ее выключение при переходе
от зарядки батареи на работу дизеля на винт;
- переработано внутреннее размещение в целях обеспечения
доступности к приводам открывания кингстонов цистерн главного балласта;
- полностью переработана система сжатого воздуха и аварийного
продувания;
- сняты электромоторы экономического хода;
- в целях борьбы с коррозией стальная арматура трубопроводов
забортной воды заменена на бронзовую;
- улучшена обитаемость лодки за счет изменения компоновки
жилых помещений;
- установлен электроопреснитель (фирмы "Энгиш");
- глушитель сделан двухтельным по образцу подводных лодок
Х серии;
- перья рулей сделаны профилированными, авиационного
типа;
- несколько опущены минные трубы;
- на упорном подшипнике линии вала установлен упоромер;
- кингстоны балластных цистерн сделаны по типу дифференциальных
захлопок; кормовая балластная цистерна кингстона не имела и заполнялась
через шпигаты;
- улучшена конструкция пневматических машинок открывания
кингстонов;
- установлен добавочный пост управления вертикальным
рулем в рубке;
- увеличено число отсеков до семи (кормовой отсек разделен
на две части);
- станция управления электромоторами разделена на две
части и размещена по бортам;
- установлен отдельный дифферентовочный насос производительностью
6-8 т/ч;
- исключены палубные цистерны. Время погружения и всплытия по сравнению с кораблями
II серии изменилось незначительно. Переход подводной лодки из крейсерского
положения в подводное под топ перископа при заранее открытых кингстонах
цистерн главного балласта без хода с использованием цистерны быстрого погружения
занимал 70 - 75 с, а всплытие лодки в крейсерское положение при продутой
средней цистерне путем продувания главного балласта одним дизелем - 5 мин
55 с. Время аварийного продувания всего главного балласта на перископной
глубине составляло 3 мин 47с.
Во время испытаний подводной лодки "Л-7" при проведении
глубоководного погружения в районе острова Аскольд на глубине 75 м раздался
треск. Оказалось, что забортным давлением раздавило забортную красномедную
трубу системы продувания главного балласта низким давлением диаметром 205х219
мм. После этого случая трубы, подверженные полному наружному забортному
давлению, стали предусматриваться стальными.
Приемные комиссии отмечали следующие недостатки подводных
лодок XI серии, выявленные в процессе испытаний: - не выдержаны скорости и дальности плавания ими, оговоренные
спецификацией на постройку лодок;
- значительный шум при работе миносбрасывающего устройства,
предложено заменить штанговое устройство на тросовое;
- трещины на крышках цилиндров дизелей, усиленная коррозия
блоков и цилиндровых втулок дизелей;
- заедание привода захлопки глушителя в связи с осаждением
соли на рабочих поверхностях деталей привода захлопки и другие более мелкие
недостатки.
Всего построено 6 подводных лодок XI серии, и все они
были отправлены на Дальний Восток. Три из них участвовали в боевых действиях
против Японии.
Водоизмещение - нормальное надводное - 1040 тонн, нормальное
подводное - 1340 тонн |
Длина наибольшая - 79,9 м |
Ширина наибольшая - 7 м |
Осадка средняя - 3,96 м |
Силовая установка - 2 дизеля общей мощностью 2200 л.с. и 2
электродвигателя общей мощностью 1300 л.с. |
Запас топлива - нормальный - 38 тонн, полный - 106 тонн ; 3 группы
аккумуляторных батарей по 112 батарей
типа "ЛС" в группе. |
Скорость - наибольшая надводная - 14,5 узлов, подводная - 8,5 узлов |
Дальность плавания - в надводном положении - 3400 миль при 14,5
узлах, - 7500 миль при 10 узлах ; в подводном положении - 12,5 миль при 8,5
узлах, - 135 миль при 2,5 узлах. |
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров |
Вооружение - 6 533-мм торпедных трубы ; 16 533-мм торпеды ; 20 мин ;
1 100/51 артиллерийская установка "Б-24-ПЛ" 122 выстрела, 1 45/46 артиллерийская
установка "21-К" 250 выстрелов. |
Время пребывания под водой - 72 часа |
Автономность - нормальная - 28 суток, максимальная - 40 суток |
Запас плавучести - 29 % |
Экипаж - 10 офицера, 16 старшин, 29 рядовых |
"Л-7"
(заводской № 263)
Заложена 10 апреля 1934 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный
завод), а затем секциями перевезена во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод),
где производилась её сборка. Спущена 15 мая 1935, вступила в строй 10 декабря 1936. Вошла в состав Тихоокеанского Флота.
9 августа 1945 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Гаркуши
Якова Фёдоровича в составе 5 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте
Улис. В боевых действиях не участвовала.
"Л-8"
(заводской № 264)
Заложена 10 апреля 1934 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский
судостроительный завод), а затем секциями перевезена во Владивосток
на завод № 202 (Дальзавод), где производилась её сбора. Спущена 10 сентября 1935, вступила в строй 29 декабря 1936. Вошла в состав
Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 г. встретила под командованием
капитана 3 ранга Судейко Василия Васильевича в составе 3 отдельного дивизиона
подводных лодок в Петропавловске-Камчатском. С 16 по 25 августа выполняла
боевую задачу по прикрытию с моря высадку войск морского десанта на Северо-Курильские
острова, встреч с противником не имела
"Л-9"
(заводской № 265)
Заложена 1 июня 1934 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский
судостроительный завод), а затем секциями перевезена во Владивосток
на завод № 202 (Дальзавод), где производилась её сборка. Спущена 25 августа 1935, вступила в строй 10 декабря 1936. Вошла в
состав Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 г. встретила под командованием
капитана 3 ранга Ткаченко Николая Николаевича в составе 5 дивизиона 1 бригады
подводных лодок в бухте Улис. В боевых действиях не участвовала.
"Л-10"
(заводской № 285)
Заложена 10 июня 1934 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), а за тем секциями перевезена во Владивосток на завод № 202
(Дальзавод), где производилась её сборка. Спущена 18 декабря 1931, вступила в строй 17 декабря 1937. Вошла в состав Тихоокеанского
флота.
9 августа 1945 г. встретила под командованием капитана 3 ранга Котрехова
Анатолия Петровича в составе 5 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте
Улис. В боевых действиях не участвовала.
"Л-11"
(заводской № 284)
Заложена 10 июня 1934 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод),
а затем секциями перевезена в Комсомольск-на-Амуре на завод № 199, где
производилась её сборка. Спущена 4 декабря 1936, вступила в строй 6 ноября 1938. Вошла в состав Тихоокеанского флота.
9 августа
1945 г. встретила под командованием капитана 3 ранга Барбитова Константина
Викторовича в составе 5 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис.
22 августа вышла из базы, имея на боту 60 морских пехотинцев, и 25 августа
благополучно доставила их в порт Маока.
"Л-12"
(заводской № 286)
Заложена 10 июня 1934 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод),
а затем секциями перевезена в Комсомольск-на-Амуре на завод № 199, где
производилась её сборка. Спущена 7 ноября 1936, вступила в строй 9 декабря 1938. Вошла в состав Тихоокеанского флота.
9 августа
1945 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Шелганцева Петра
Захаровича в составе 5 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис.
19 августа вышла в боевой поход в район порта Румой, где трижды обнаруживала
транспорты противника, но только по одному из них 22 августа смогла выполнить
две торпедные атаки. Первую атаку тремя торпедами "Л-12" произвела из надводного
положения в 5.11 с дистанции 5,5 каб. однако из-за ошибки в определении
элементов движения цели все торпеды прошли мимо. В 5.18 "Л-12" повторила
трёхторпедную атаку с дистанции 2,5 каб. и добилась одного попадания, транспорт
в 4000 брт через полторы минуты затонул. 28 августа подводная лодка благополучно
возвратилась в базу. |