Военно-морской флот России


Подводная лодка "Л" XIII-38 серии

Описание Фотографии  

Совершенствование минных заградителей до войны после XIII серии не прекратилось. Для Северного, Балтийского и Черноморского флотов в 1938 г. было заложено шесть подводных минных заградителей, проект которых получил название XIII-1938 серии. В основе это были те же подводные лодки, что и XIII серии, однако на них устанавливали дизели марки 1Д, применили резиновую амортизацию при установке значительной части механизмов, количество мин в каждой минной трубе вновь довели до 10. Дизели марки 1Д были четырехтактные, восьмицилиндровые, с газотурбинным наддувом системы Бюхи, мощностью 2000 л. с. при 470 об/мин. Новые дизели дали возможность получить наибольшую надводную скорость 18 уз.

За создание подводных лодок XIII-1938 серии в 1943 г. почетного звания лауреатов Государственной премии I степени удостоены Н. В. Алексеев, В. И. Васильев, П. 3. Голосовский, В. П. Горячев, В. Ф. Критский, Б. М. Малинин и В. П. Фуников.

Водоизмещение - нормальное надводное - 1108 тонн, нормальное подводное - 1400 тонн
Длина наибольшая - 83,3 м
Ширина наибольшая - 7 м
Осадка средняя - 4,05 м
Силовая установка - 2 дизель общей мощностью 4000 л.с. и 2 электродвигатель общей мощностью 1300 л.с.
Запас топлива - 2 группы аккумуляторных батарей по 112 батарей типа "КСМ-2" в группе.
Скорость - наибольшая надводная - 18 узлов, подводная - 9 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 3100 миль при 18 узлах, 10000 миль при 10 узлах ; в подводном положении - 13,5 миль при 9 узлах, 150 миль при 2,5 узлах.
Глубина погружения - рабочая - 80 метров, предельная - 100 метров
Время погружения - 45 секунд
Вооружение - 6 533-мм носовых торпедных труб ; 2 533-мм торпедных трубы в кормовой надстройке ; 18 533-мм торпед ; 20 мин, 1 - 100/51 артиллерийская установка "Б-24-ПЛ" 150 выстрелов ; 1 - 45/46 артиллерийская установка "21-К" 500 выстрелов.
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 30 суток, максимальная - 45 суток
Запас плавучести - 27%
Экипаж - 10 офицера, 16 старшин, 29 рядовых

"Л-20"

Заложена 10 июня 1938 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 302. 14 апреля 1940 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Таммана Виктора Федоровича в составе 14 дивизиона Учебной бригады подводных лодок Балтийского флота в Ленинграде у заводской стенки в стадии достройки. В сентябре переведена по Беломорканалу в Молотовск на завод № 402. 28 августа 1942 г. вошла в состав Северного флота.

7 марта 1943г., во время форсирования минного заграждения, на глубине 58 м зацепила за минреп, затем раздался взрыв, но, к счастью, подлодка получила только легкие повреждения. 3 сентября у м. Нордкин, при уклонении от противолодочных кораблей после атаки конвоя, ударилась о каменистую гряду и получила повреждения корпуса. В феврале 1944г. экипаж подводной лодки был полностью заменен экипажем "Л-19" Тихоокеанского флота, 6 марта командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Алексеев Евгений Николаевич. 9 мая при отработке задач боевой подготовки в Кольском заливе, была атакована авиацией противника, получила осколочные повреждения рубки и одной топливной цистерны.

Срок боевой службы - 32,4 месяца (28 августа 1942 г. - 9 мая 1945 г.). 14 боевых походов (145 суток). 4 торпедные атаки, в результате которых потоплено 2 судна (12549 брт). 11 минных постановок (216 мин).

 "Л-21"

Заложена 10 июня 1938 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 303. 14 июля 1940 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Куликова Николая Николаевича в составе 14 дивизиона Учебной бригады подводных лодок Балтийского флота в Ленинграде у заводской стенки в стадии достройки.

В августе командиром корабля назначен капитан-лейтенант Афонин Валентин Дмитриевич, а 14 ноября - капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Могилевский Сергей Сергеевич. 24 мая 1942 г. при стоянке в Ленинграде снаряд пробил прочный корпус и затопило 5, 6, 7 и 8 отсеки: подлодка легла на грунт с креном 25 градусов на правый борт и дифферентом на нос до 8 градусов. 31 августа 1943 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Срок боевой службы - 20,3 месяца (31 августа 1943 г. - 9 мая 1945 г). 4 боевых похода (93 суток). 8 торпедных атак, в результате которых потоплено 2 судна (1388 брт) и повреждено 1 судно, кроме этого, возможно, потоплен 1 корабль. 2 минные постановки (36 мин). Предположительно на выставленных "Л-21" минах погибли: 14 марта 1945 г. миноносец "Т-3", 14 марта 1945 г. миноносец "Т-5", 15 марта 1945г. подводная лодка "U-367" - всего 3 корабля.

 "Л-22"

Заложена 4 декабря 1938 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 304. 23 сентября 1939 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Бютнера Георгия Николаевича в составе 14 дивизиона Учебной бригады подводных лодок Балтийского флота в Ленинграде у заводской стенки в стадии достройки. В сентябре переведена по Беломорканалу в Молотовск на завод № 402 для достройки, где получила на вооружение ГАС "Дракон-129". 25 сентября 1941 г командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Афонин Валентин Дмитриевич. 28 августа 1942 г. вошла в состав Северного флота, командиром корабля назначен капитан 3 ранга Кульбакин Василий Дмитриевич.

20 октября 1942 г. командиром корабля вновь назначается уже капитан 2 ранга Афонин В.Д. 6 - 12 декабря осуществляла поиск кормовой части эсминца "Сокрушительный". 18 декабря, находясь в Бос-фьорде для минной постановки, получила повреждения от двух внешних взрывов не выявленного происхождения , "Л-22" выбросило с глубины 15 м на глубину 3 - 4 м, она получила вмятину и трещину в носовой части легкого корпуса. 1 февраля 1945 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Трофимов Евгений Николаевич. 8 июля 1945г. награждена орденом "Красного Знамени".

Срок боевой службы - 32,4 месяца (28 августа 1942 г. - 9 мая 1945 г.). 12 боевых походов (118 суток). 3 торпедные атаки, в результате которых повреждено 1 судно и, возможно. потоплено еще 1 судно. 10 минных постановок (200 мин). Предположительно, на выставленных "Л-22" минах погибли: 1 июня 1943 г. госпитальное судно "Бирка" (100 брт), 28 декабря 1943 г. катерный тральщик "R-64".

 "Л-23"

Заложена 17 июля 1938 г. в Николаеве на заводе № 198 ( Николаевский госзавод), заводской № 353. 29 апреля 1940г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитана 2 ранга Шатского Владимира Леонидовича в составе отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота в Николаеве у стенки завода на этапе заводских испытаний (86,9% готовности). 27 июля вышла своим ходом с загруженным боезапасом в Севастополь, куда благополучно прибыла 28 июля. В Севастополе продолжались заводские и ходовые испытания. 1 ноября вышла в Батуми, куда благополучно прибыла 3 ноября и продолжила ввод в строй. 31 октября 1941 г. вошла в состав Черноморского флота.

7 января 1942г. командиром корабля назначен капитан 3 ранга Новиков Николай Дмитриевич. 8 мая командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Фартушный Илларион Федорович. В мае - июле совершила 7 транспортных рейсов в осажденных Севастополь, доставив туда 363,3 т боеприпасов, 263,5 т продовольствия 73,6 т бензина, 9 человек и эвакуировав на Кавказ 163 человека, в том числе 117 офицеров штаба и управлений Севастопольского оборонительного района. В последний боевой поход вышла под флагом командира бригады капитана 1 ранга Крестовского Андрея Васильевича. 17 января 1944 г. в 16 милях к северо-западу от м. Тарханкут безуспешно атаковала торпедами германский противолодочный корабль "Uj-106", который, в свою очередь, контратаковал "Л-23" глубинными бомбами и потопил ее.

Срок боевой службы - 26,5 месяца (31 октября 1941 г. - 17 января 1944 г). 21 боевой поход (254 суток). 3 торпедные атаки, в результате которых повреждено 1 судно. 4 минных постановки (80 мин).

 "Л-24"

Заложена 20 января 1938 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 354. 17 декабря 1940 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила в составе отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота в Николаеве у стенки завода на этапе достройки (75% готовности). 13 августа, несмотря на отсутствие аккумуляторных батарей, некоторых приборов и механизмов, герметичности прочного корпуса, самостоятельно пришла в Севастополь. 17 августа командиром корабля назначен капитан-лейтенант Косенко Андрей Антонович. 7 ноября вышла в Поти, куда благополучно прибыла на другой день. 9 февраля 1942 г. командиром корабля назначен капитан 3 ранга Апостолов Георгий Петрович. 29 апреля 1942 г. вошла в состав Черноморского флота.

В июне 1942 г. совершила 4 рейса в осажденный Севастополь. доставив туда 236,3 т боеприпасов, 97,5 т продовольствия, 82 т бензина и эвакуировав на Кавказ 26 человек. 2 июля в Новороссийске в результате близких разрывов авиабомб получила повреждения корпуса, приборов и механизмов. Предположительно, "Л-24" подорвалась на мине минного заграждения "S-15" в районе м. Калиакрия и погибла.

Срок боевой службы - 7,6 месяца (29 апреля 1942 г. - 17 декабря 1942 г.). 8 боевых походов (90 суток). 1 торпедная атака, в результате которой повреждено 1 судно. 3 минных постановки (60 мин).

 "Л-25"

Заложена 23 октября 1938 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 355. 26 февраля 41 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Никифорова Михаила Ивановича в составе отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота в Николаеве у стенки завода на этапе достройки (63,2% готовности). 11 августа начали буксировку "Л-25" сначала в Очаков, затем в Севастополь, в Туапсе и, наконец, в Поти. Достройка фактически не велась и в конце года подводную лодку законсервировали, а 7 января 1942 г. закрыли штаты. В ходе войны несколько раз подымался вопрос о достройке, но имеющихся средств для этого не хватало. С освобождением Севастополя и прекращением боевых действий на Черном море, приняли решение перевести часть недостроенных кораблей, в том числе "Л-25", в главную базу. 18 декабря 1944 г. при буксировке в 15 милях от м. Пицунда "Л-25" затонула.