Военно-морской флот России


Подводная лодка "Л-55". Тип «L» (III серия)

Описание Фотографии  

ПЛ серии «L» ВМС Великобритании (английские подводные лодки типа «L» принимали участие как в Первой, так и во Второй Мировой войне, 17 субмарин этого типа, были достроены уже после окончания Первой Мировой войны) сооружались в 1916-1920 гг. и разделялись на три подтипа: L-1 - L-8, L-9 - L-33 и L-51 - L-71. Вооружение на лодках первых двух подтипов состояло из одного орудия с большим углом возвышения на рубке, а третьего подтипа - из двух орудий на рубке, спереди и сзади. Также на этих субмаринах ставилось по шесть торпедных аппаратов: у первого подтипа - по четыре носовых и два поперечных в средней части корпуса, у второго и третьего - по шесть носовых. По своей конструкции L-55 относилась к полуторакорпусным подводным лодкам с расположенными снаружи прочного корпуса легкими полукруглыми булями (Були - выпуклости, обычно полукруглого сечения, расположенные вдоль бортов лодки), где размещались цистерны главного балласта (по три с каждого борта). Прочный корпус английской субмарины по длине разделялся плоскими поперечными переборками на восемь отсеков: первый - торпедный; второй, третий и четвертый - аккумуляторные (с жилыми помещениями в верхней части), пятый - центральный пост управления лодкой в подводном положении со всеми необходимыми приборами, шестой – дизельный, седьмой - электромоторный и восьмой - кормовой, где стояли рулевые агрегаты и ряд вспомогательных механизмов.

Подводная лодка "Л-55" (до 10 декабря 1932 г. - "L-55") относилась к третьей серии британских подлодок типа "L" и вступила в строй в 1918 г. Участвовала в боевых действиях против советских кораблей в Финском заливе в годы Гражданской войны. Погибла в июле 1919 года в бою с эсминцами «Азард» и «Гавриил». Реввоенсовет СССР в 1928 году санкционировал восстановление ПЛ, что и было выполнено на Балтийском заводе в течении двух лет. Разработкой технической документации на восстановление занималось техническое бюро №4. Чертежи составлялись в основном путем съемок с натуры параллельно с изучением корабля, имевшего серьезные разрушения.

Объявленная высокая надводная скорость хода, несмотря на тщательный ремонт дизелей Виккерса (1100 л.с.) и подготовку корпуса, не подтвердилась. На испытаниях максимальная надводная скорость составила 13,9 узлов, подводная – 9 узлов. Правда, установка отечественных аккумуляторных батарей и дополнительных технических средств привела к некоторой перегрузке (34,7 т), объемное надводное водоизмещение лодки составило 960 м. куб. при 20% запасе плавучести.

На вооружении лодки сохранилось торпедное вооружение (6 ТА и общий запас – 12 торпед), а вместо двух 102-мм пушек установили столько же 76-мм пушек.

Предельную глубину ПЛ установили 50 м, рабочую - 45 м, время срочного погружения – 75 с.

Учитывая, что "L-55" являлась наиболее современной подводной лодкой своего времени, ее осмотр и изучение представляли большой интерес для отечественных специалистов в области подводного кораблестроения. Проведенные работы показали, что, несмотря на наличие некоторых образцов технических средств, отсутствовавших на строящихся подлодках 1 серии, в целом концепция первых советских лодок носила прогрессивный характер и по целому ряду позиций, особенно по корпусной части и живучести, превосходила "L-55". Больше того, при проектировании подлодок II и III серии были использованы некоторые технические решения британских конструкторов, однако впоследствии от многих из них отказались.

Длина - 72 м
Ширина - 7,2 м
Осадка - 4,1 м
Водоизмещение - надводное - 954 тонны, подводное - 1139 тонн
Силовая установка - 2 дизельных двигателя суммарной мощностью 2200 л.с., 2 электродвигателя суммарной мощностью 800  л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 48 л.с.
Скорость - наибольшая надводная - 13,9 узлов, подводная - 9 узлов
Запас топлива - аккумуляторные батареи 3 группы 112 элементов
Дальность плавания - в надводном положении - 5550 миль при 13,9 узлах ;  в подводном положении - 20 миль при 9 узлах, - 100 миль при 2,9 узлах
Вооружение - 6 носовых 533 мм торпедных трубы ; 12 533мм торпед ; 2 -76 мм. артиллерийских установки
Автономность - нормальная - 30 суток

Время погружения - 75 секунд

Запас плавучести - 20 %

Глубина погружения - рабочая - 45 метров, предельная - 50 метров

Весной 1919 г. вошла в строй Королевского Флота Великобритании. Участвовала в боевых действиях против РККФ в ходе Гражданской войны в России. 4 июня 1919 г. погибла в месте с координатами: 59º55”N; 28º46'06"О на глубине 32 метров. Никто из экипажа не спасся.

4 июня 1919 г. на разведку неприятельских сил в очередной поход вышли эскадренные миноносцы "Азард" и "Гавриил" (командиры Н. Н. Несвицкий и В. В. Севастьянов). Их прикрывал следовавший на некотором удалении линкор "Петропавловск" (командир П. Ю. Постельников). Никто тогда не мог предположить, что этот поход станет знаменательным в судьбе "Азарда" и войдет в боевую летопись советского Военно-Морского Флота. В 17 ч. 37 мин. в районе Копорской губы, расположенной у южного берега Финского залива, с эсминцев одновременно заметили слева по курсу пенистые следы двух торпед, движущихся прямо на них. В тот момент никаких кораблей и судов в заливе не было и, значит, атаковать могла только вражеская подводная лодка, притаившаяся где-то рядом. Удачно сманеврировав, оба эсминца своевременно уклонились от опасности, и торпеды прошли мимо цели. Спустя считанные секунды прямо по курсу "Азарда" на расстоянии приблизительно 5 кабельтовых неожиданно показались боевая рубка и часть корпуса подводной лодки. Вероятно, она не сумела удержаться на глубине после торпедного залпа, - такое в практике подводного плавания иногда случается, - и ее выбросило на поверхность (существует также мнение, что лодка специально подвсплыла, для того чтобы проверить, как ее торпеды поразят русские корабли, с этим трудно согласиться, так как англичане имели возможность скрытно из-под воды наблюдать за обстановкой на поверхности в перископ, не подвергая экипаж смертельной опасности). Увидев перед собой лодку противника, эсминцы, по приказанию находившегося на борту "Азарда" начальника дивизиона Л. Н. Ростовцева, полным ходом пошли на таран и тотчас же открыли артиллерийский огонь. Более метким оказался комендор с "Азарда" С. Богов. Первым же снарядом, выпущенным из 102 - миллиметрового носового орудия, он попал точно в рубку подводной лодки, и, спасаясь от таранного удара, она быстро ушла под воду. Вскоре на этом месте послышался оглушительный взрыв. Докладывая по прибытии на базу начальнику Действующего отряда С. Н. Дмитриеву о результатах похода, Л. Н. Ростовцев в своем рапорте указывал, что "на месте лодки появился громадный столб воды не менее чем при взрыве мины заграждения, черного цвета, и видны были летящие в воздух обломки. На месте взрыва, до которого оставалось только 15 - 20 саженей (1 сажень=213,36 см.), был сильный водоворот, с громадной силой выходил воздух, образуя белую пену". Причина взрыва оставалась неясной (предположительно, погружаясь, лодка навалилась левым привальным брусом на минреп одной из мин английского противолодчного заграждения, и притянутая к корпусу мина взорвалась в районе ходового мостика). За эту атаку командира корабля Н. Н. Несвицкого в числе первых моряков наградили орденом Красного Знамени. О гибели своей лодки официально сообщило британское адмиралтейство.

В конце 1926 года случайно обнаружена тральщиками "Клюз" и "Защитник". Было зацеплено и поднято на борт прицельное устройство от 4-дюймовой пушки, принадлежавшее, как было установлено, подводной лодке L-55.

Приказ уточнить место гибели L-55 и отыскать саму лодку в ноябре 1927 г. получили тральщики "Змей" и "Клюз" и, не мешкая, приступили к его выполнению. Кроме осеннего ненастья, поиск затонувшей лодки значительно осложняли минные заграждения, щедро выставленные английскими кораблями в несчастливом для них 1919 г. по всей акватории Копорской губы. К осени 1927 г. наши тральщики успели уничтожить лишь мины, установленные на глубинах до 40 футов (1 фут=0,3048 м.), но оставшиеся нетронутыми противолодочные мины нижнего яруса (60 футов) представляли большую опасность для выполнения поисковых работ. Тем не менее, действуя очень аккуратно, умело используя придонные тралы и миноискатели, "Змей" и "Клюз" вскоре обнаружили на дне залива большую массу металла. Погрузившийся под воду водолаз, однако, не смог ее найти. Тогда решили попробовать отыскать лодку путем волочения по грунту снятых с тральщиков четырехпалых якорей (кошек). И не ошиблись: 20 ноября кошка более удачливого "Змея" зацепилась за какое-то донное препятствие, которое, ко всеобщей радости моряков, оказалось разыскиваемой подводной лодкой, о чем уверенно доложил спущенный под воду по якорь-цепи кошки водолазный инструктор Н. С. Хроленко. По его словам, L-55 лежала на глубине 32 м. Таким образом, проявив смелость и находчивость, команды тральщиков "Змей" и "Клюз" отлично справились с поставленной командованием задачей.

21 ноября 1927 г. обследована водолазами ЭПРОНа. Для выполнения подводных работ была сформирована отдельная водолазная партия, куда вошли лучшие специалисты ЭПРОН во главе с начальником оперативной части Экспедиции старейшим мастером подводного дела Ф. А. Шпаковичем.

27 апреля 1928 принято решение о подъеме лодки. Разработкой технического проекта предстоящих судоподъемных работ руководил бывший подпоручик царского флота талантливый корабельный инженер Тимофей Иванович Бобрицкий, имевший на своем счету 10 поднятых военных кораблей и гражданских судов, включая подводные лодки. Определив расчетным путем массу L-55 (не более 860 т) и сопоставив ее с фактическими возможностями грузоподъемных средств "Коммуны", Т. И. Бобрицкий предложил поднимать затонувшую английскую лодку с помощью четырех (по числу гиней) гибких металлических полотенец, симметрично подведенных под ее днище и соединенных верхними концами с гинями судна-спасателя. В отличие от громоздких и неудобных в обращении понтонов, которые широко использовались в судоподъемном деле, предложенный Бобрицким способ был более надежным, простым и, что особенно важно, полностью исключал деформацию поврежденного корпуса лодки. При твердом грунте морского дна наиболее сложной и трудоемкой стала бы, пожалуй, заводка металлических полотенец под днище лодки. Но, к счастью, L-55 лежала на мягком (смесь песка и глины) грунте, что значительно облегчало работу водолазов.

10 июня - 14 августа 1928 г. подъем "Л-55" спасательным судном "Коммуна", буксировка в Кронштадт и постановка в док.

Судоподъемные, водолазные и иные работы шли очень медленно и были связаны с определенным риском. Например, когда однажды "Коммуна" стояла в заданной точке с опущенными в воду тросами и шлангами и не имела возможности дать ход, вблизи нее вдруг всплыла английская мина. К счастью, она прошла под самым бортом спасательного судна, не задев его, и все окончилось благополучно. Утром 11 августа подводную лодку L-55 без особых приключений наконец-то подняли гинями на поверхность и тут же наскоро заделали зиявшую в корпусе огромную пробоину. В тот же день, соблюдая необходимые меры предосторожности, спасательное судно "Коммуна" взяло курс на Кронштадт и после суточного перехода вечером 12 августа отшвартовалось у стенки Кронштадтского пароходного завода. Операция по подъему английской подводной лодки была успешно завершена. 13 августа на L-55 побывали наркомвоенмор и председатель Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилов, начальник Морских Сил РККА Р. А. Муклевич и начальник Морских Сил Балтийского моря М. В. Викторов. Они поздравили эпроновцев и помогавших им военных моряков с успешным окончанием судоподъемных работ и поблагодарили за службу. На следующий день L-55 ввели в один из Кронштадтских доков и поставили на клети;

В сентябре 1928 при очистке и осмотре отсеков лодки были обнаружены останки 38 (34?) погибших английских подводников, о чем Советский Союз немедленно уведомил правительство Великобритании и предложил ему принять тела моряков для захоронения на родине. По договоренности между Англией и Норвегией для выполнения этой деликатной миссии с согласия СССР в Кронштадт прибыл норвежский транспорт "Трору". 30 августа 1928 г. на Кронштадтском рейде в присутствии главного командования порта, представителей Наркомата иностранных дел, штаба Балтийского флота и норвежского консула на транспорт погрузили 38 (34?) гробов с останками членов команды L-55. В тот же день "Трору" вышел в море, взяв курс на Англию.

1928 - 1932 гг. - восстановление на Балтийском Заводе.

Обследование лодки показало, что кормовая часть боевой рубки и треть прочного корпуса с левого борта от центрального поста и до шестого отсека полностью разрушены, причем рваные листы обшивки вмяты внутрь лодки. Сильно повреждены главные и вспомогательные механизмы, арматура и трубопроводы. В то же время аккумуляторная батарея, воздухо-хранители, а также снаряды и торпеды, на удивление, остались целы. Расположение, величина и характер разрушений - все свидетельствовало о том, что подводная лодка L-55 погибла в результате серьезного повреждения рубки от прямого попадания артиллерийского снаряда с "Азарда" и последующего подрыва на английской мине заграждения: лодка коснулась ее при срочном погружении после неудачной торпедной атаки советских эсминцев.

Финансирование восстановительных работ (1млн. рублей) осуществлялось через фонд "Ответ Чемберлену". Принимая во внимание, что при постройке L-55 был учтен опыт 1 Мировой войны и то, что в ходе послевоенного сокращения флота Великобритания оставила в строю все лодки типа "L", субмарина подверглась тщательному изучению советских специалистов, а при проектировании и постройке отечественных подводных лодок II и III серий, некоторые, наиболее удачные технические решения британских конструкторов были использованы.

Большие разрушения корпуса, серьезные повреждения главных и вспомогательных механизмов, наконец, полное отсутствие какой-либо технической документации существенно осложняли задачу восстановления подводной лодки L-55. Наиболее скептически настроенные специалисты считали эту затею практически невыполнимой и безнадежной. Однако предстоящие трудности не испугали конструкторов Техбюро № 4 (П. З. Голосовского, В. В. Перловского, К. И. Руберовского и др.), которые под руководством главного инженера Б. М. Малинина взялись за разработку технической документации, необходимой для выполнения восстановительных работ на лодке. Б. М. Малинин и его коллеги, словно художники с натуры, мастерски "срисовали" с английской субмарины около тысячи различных чертежей, а также составили очень нужные экипажу подробные инструкции по управлению механизмами, системами, устройствами. Большую помощь судостроителям в восстановлении лодки оказали опытные подводники, особенно старейший инженер-механик подводных сил России К. Ф. Игнатьев.

В 1931 году лодку посетил Нарком Обороны К.Е.Ворошилов.

В процессе восстановительных работ заметных переделок и перепланировок внутри отсеков L-55 не предусматривалось, да в этом и не было необходимости.

27 июля 1931 г. была полностью восстановлена и предъявлена заводом к сдаче Постоянной комиссии по испытаниям и приемке кораблей. Лодкой командовал В. С. Воробьев, испытаниями руководил опытный моряк-подводник Я. К. Зубарев. Приемосдаточные испытания длились три недели и в целом прошли успешно. Все лодочные механизмы и устройства работали без перебоев.

7 августа 1931 г. вошла в состав Морских Сил Балтийского Моря под наименованием «L-55».

10 декабря 1932 г. из-за упрощения делопроизводства латинская "L" заменена на русскую "Л", и лодка переименована в «Л-55». С 1933 г. использовалась для испытаний корабельной аппаратуры и подготовки личного состава. 1934-1935гг. - прошла ремонт. Сильно изношенные и малонадежные дизеля британской фирмы "Виккерс" заменены на отечественные, более надежные 42БМ6.

10 января 1940 г. была выведена из боевого состава и переквалифицирована в опытовую.

14 февраля 1942 г. при стоянке в районе моста Строителей в Ленинграде получила повреждения от осколков снаряда, взорвавшегося на палубе ПЛБ «ИС-10». Лодка получила 11 осколочных пробоин в ограждении рубки и пробоину в обшивке булевой цистерны. 8 августа 1942 г. передана на хранение в Кронштадский военный порт и законсервирована. 7 мая 1943 г. возвращена в строй в качестве самоходной плавучей зарядовой станции (ПЗС).

1-4 декабря 1944 г. перешла из Кронштадта на Ханко, где до конца войны обеспечивала базирование лодок БПЛ КБФ. 16 февраля 1945 г. исключена из списков кораблей ВМФ. 8 апреля 1947 г. законсервирована и поставлена на отстой. 25 сентября 1950 г. исключена из состава флота. В 1960 г. разобрана на металл.