Малые подводные лодки типа "М" VI-бис серии
Еще до завершения строительства всех подводных лодок VI
серии проект начали корректировать для устранения недостатков, вскрывавшихся по
мере приемки флотом построенных кораблей.
В малых подводных лодках VI-бис серии за счет улучшения обводов кормовой
оконечности, добавления цистерн быстрого погружения, нового гребного винта,
усовершенствования систем управления вертикальными и горизонтальными рулями,
изменения конструкции клапана вентиляции цистерны торпедной стрельбы и других
конструктивных мероприятий удалось практически в пределах размерений лодки VI
серии существенно улучшить некоторые тактико-технические элементы. Сократилось
со 120 до 80 с время погружения ПЛ из крейсерского положения в подводное (под
перископ), наибольшая надводная скорость возросла на 2,1 уз, а подводная - на
0,8 уз, увеличилась на 375 миль дальность плавания экономическим надводным ходом
(10 уз) и на 7 миль - экономическим подводным ходом (2,5 уз). Улучшилась также и
обитаемость подводной лодки.
Подводные лодки VI и VI бис серий сыграли значительную роль в получении опыта
проектирования, постройки и эксплуатации одновальных подводных лодок небольшого
водоизмещения и в переходе к проектированию и постройке более совершенных малых
подводных лодок XII и XV серий.
Водоизмещение - нормальное надводное - 161 тонна, нормальное
подводное - 201 тонна |
Длина наибольшая - 37,8 м |
Ширина наибольшая - 3,11 м |
Осадка средняя - 2,58 м |
Силовая установка - 1 дизель мощностью 685 л.с. и 1 электродвигатель
мощностью 240 л.с. |
Запас топлива - нормальный - 5 тонн, полный - 12,5 тонн ; 1 группа
аккумуляторных батарей по 56 батарей типа "МЛ" в группе. |
Скорость - наибольшая надводная - 13,2 узла, подводная - 7,2 узла |
Дальность плавания - в надводном положении - 545 миль при 13,2 узлах,
- 1065 миль при 10 узлах ; в подводном положении - 5,9 миль при 7,2 узлах, - 55
миль при 2,5 узлах. |
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная - 60 метров |
Время погружения - 70 секунд |
Вооружение - 2 533-мм торпедных трубы ; 2 533-мм торпеды ; 1 45/46
артиллерийская установка "21-К" 195 выстрелов. |
Время пребывания под водой - 48 часов |
Автономность - нормальная - 7 суток, максимальная - 10 суток |
Запас плавучести - 25 % |
Экипаж - 4 офицера, 9 старшин, 6 рядовых |
"М-43"
Заложена2 февраля 1934 г. в Ленинграде на
заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением "М-82", заводской
№ 58. 10 июня 1935 г. спущена на воду.6 ноября 1935 г. вошла в состав Краснознаменного
Балтийского флота. 31 августа 1939 г. отправлена по железной дороге во Владивосток,
где 27 октября 1939 г. вошла в состав Тихоокеанского флота и получила
литерное обозначение "М-43".
9 августа 1945 г. встретила в составе
10 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием
капитан-лейтенанта Шелопутова Василия Никифоровича. В боевых действиях
не участвовала.
"М-44"
Заложена 10 марта 1934 г. в Ленинграде на
заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением "М-84", заводской
№ 60. 15 июля 1935 г. спущена на воду.6 ноября 1935 г. вошла в состав Краснознаменного
Балтийского флота. 31 августа 1939 г. отправлена по железной дороге во Владивосток,
где 27 октября 1939 г. вошла в состав Тихоокеанского флота и получила
литерное обозначение "М-44".
9 августа 1945 г. встретила в составе
10 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием
капитан-лейтенанта Сазонова Сергея Сергеевича. В боевых действиях не участвовала.
"М-45"
Заложена 29 мая 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод) под литерным обозначением "М-77",
заводской №294. 29 апреля 1935 г. спущена на воду под литерным обозначением "М-85". 4 ноября 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 19
августа 1939 г.
отправлена по железной дороге во Владивосток, где 27 октября 1939 г. вошла в состав Тихоокеанского флота и получила литерное обозначение "М-45".
9 августа 1945 г. встретила в составе
10 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием
капитан-лейтенанта Губанова Ивана Григорьевича. В боевых действиях не участвовала.
"М-46"
Заложена 29 августа 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод) под литерным обозначением "М-78",
заводской № 301. 10 июня 1935 г. спущена на воду под литерным обозначением "М-86".
4 ноября 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 19 августа 1939 г.
отправлена по железной дороге во Владивосток, где 27 октября 1939 г. вошла в состав
Тихоокеанского флота и получила литерное обозначение "М-46".
9 августа 1945 г. встретила в составе
10 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием
капитан-лейтенанта Сметанина Александра Павловиа. В боевых действиях не
участвовала.
"М-47"
Заложена 10 февраля 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод) под литерным обозначением "М-53",
заводской № 287. 23 декабря 1934 г. спущена на воду. 11 июня 1935 г. вошла в состав
Черноморского флота. В 1939 г. отправлена по железной дороге во Владивосток,
где 27 октября 1939 г. вошла в состав Тихоокеанского флота и получила
литерное обозначение "М-47".
9 августа 1945 г. встретила в составе
10 дивизиона 3 бригады подводных лодок в советской Гавани под командованием
старшего лейтенанта Химича Андрея Николаевича. В боевых действиях не участвовала.
"М-48"
Заложена 25 мая 1935 г. в Николаеве на
заводе № 200 (имени 61 коммунара ) под литерным обозначением "М-56", заводской
№ 1047. 20 ноября 1935 г. спущена на воду. 19 октября 1936 г. вошла в состав Черноморского
флота. В 1939 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 27 октября 1939 г.
вошла в состав Тихоокеанского флота и получила литерное обозначение
"М-48".
9 августа 1945 г. встретила в составе
10 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием
капитан-лейтенанта Фомина Фёдора Яковлевича. В боевых действиях не участвовала.
"М-54"
Заложена 20 декабря 1934 г. в Николаеве на
заводе № 200 ( имени 61 коммунара), заводской № 1045. 15 сентября 1935 г. спущена
на воду. 14 октября 1936 г. вошла в состав Черноморского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Бродского Эдуарда Борисовича в составе отдельного учебного
дивизиона подводных лодок в среднем ремонте в Херсоне. 2 августа, закончив
ремонт, вышла в Севастополь, 30 сентября - в пункт постоянного базирования
в Новороссийск. 27 октября перешла в Керчь для действий в северо-западной
части азовского моря, однако, сделав туда всего один выход, 10 ноября вернулась
в Новороссийск. 10 декабря во время перехода на позицию вышел из строя
гирокомпас. В условиях семибального шторма лодка потеряла свое место и
в 22.00 была выброшена всем корпусом на мель в районе Туапсе. Только 30
июня 1942 г. ее смогли снять с мели и отбуксировать в Анапу. 5 июля "М-54"
на буксире спасательного судна "Меркурий" привели в Поти 23 октября командиром
корабля назначен капитан-лейтенант Иванов Николай Данилович. 15 июля 1943г.
командиром корабля назначен капитан-лейтенант Николаев Александр Александрович.
Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941 г. - 16 сентября 1944 г.) 9 боевых походов (72 суток).
"М-55"
Заложена 25 марта 1935 г. в Николаеве
на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1046. 20 ноября 1935 г. спущена
на воду. 17 октября 1936 г. вошла в состав Черноморского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Ефанова Сергея Ивановича
в составе отдельного учебного дивизиона подводных лодок в ремонте в Севастополе.
3 ноября, с окончанием ремонта, вышла к месту постоянного базирования в
Новороссийск. 15 января 1942 г. участвовала в навигационном обеспечении
высадки войск морского десанта в районе Судака. 28 октября командиром корабля
назначен капитан-лейтенант(впоследствии капитан 3 ранга) Бродский Эдуард
Борисович. 30 января 1943 г. , при попытке высадить разведывательную группу
в районе м. Мегоном, была обстреляна с берега пулеметным огнем и, уклоняясь
от огня, срочно погрузилась с отдраенной крышкой верхнего рубочного люка:
"М-55" получила пулевые пробоины в корпусе и водой вывело из строя все
электрооборудование боевой рубки. 9 ноября 1944г командиром назначен капитан-лейтенант
Парфенов Николай Александрович.
Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941 г. - 16 сентября 1944 г.). 14 боевых походов (100 суток).
2 торпедные атаки.
"М-71"
Заложена 10 марта 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 289, перевезена по частям
в Ленинград на завод № 190 (им. Жданова). 31 декабря 1934 г. спущена на воду. 13 сентября 1935 г.
вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
капитан-лейтенанта Костылева Льва Николаевича в составе 4 дивизиона 1 бригады
подводных лодок в ремонте в Либаве. 24 июня взорвана личным составом из-за
невозможности дать ход и уйти из Либавы.
"М-72"
Заложена 10 марта 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 288, перевезена по частям
в Ленинград на завод № 190 (им. Жданова). 23 декабря 1934 г. впущена на воду. 13 сентября 1935 г.
вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила в составе
9 дивизиона учебной бригады подводных лодок в ремонте в Кронштадте. В августе ремонт прекратили и подлодку законсервировали. После окончания войны разобрана
на металл.
"М-73"
Заложена 10 марта 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 291, перевезена по частям
в Ленинград на завод № 190 (им. Жданова).5 января 1935 г спущена на воду. 13 сентября 1935 г.
вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила в составе
9 дивизиона учебной бригады подводных лодок в ремонте в Кронштадте. В августе
ремонт прекратили и подлодку законсервировали. После окончания войны разобрана
на металл.
"М-74"
Заложена 10 марта 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 290, перевезена по частям
в Ленинград на завод № 190 (им. Жданова). 31 декабря 1934 г. спущена на воду. 13 сентября 1935 г.
вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила в составе
9 дивизиона учебной бригады подводных лодок в ремонте в Кронштадте. В августе
ремонт прекратили и подлодку законсервировали. 23 сентября уничтожена авиацией
противника в ходе налета на Кронштадт.
"М-75"
Заложена 10 марта 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 292, перевезена по частям
в Ленинград на завод № 190 (им. Жданова) 5 февраля 1935 г. спущена на воду. 13 сентября 1935 г.
вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила в составе
9 дивизиона учебной бригады подводных лодок в Кронштадте. В августе ремонт
прекратили и подлодку законсервировали. После окончания войны разобрана
на металл.
"М-76"
Заложена 10 марта 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 293, перевезена по частям
в Ленинград на завод № 190 (им. Жданова). 8 февраля 1935 г. спущена на воду. 13 сентября 1935 г.
вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила в составе
9 дивизиона учебной бригады подводных лодок в ремонте в Кронштадте. В августе
ремонт прекратили и подлодку законсервировали. После окончания войны разобрана
на металл.
"М-77"
Заложена 10 марта 1934 г. в Ленинграде на
заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 61. 21 марта 1936 г. спущена
на воду. 25 июня 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
старшего лейтенанта Хлюпина Николая Алексеевича в составе 4 дивизиона 1
бригады подводных лодок в Либаве. В этот же день из-за угрозы захвата Либавы
начала переход в Усть-Двинск., куда благополучно прибыла 23 июня. 27 июня
в составе 1 бригады подводных лодок начинает переход в Палдиски, куда благополучно
прибывает 1 июля. В середине июля совершила один боевой поход в район Пярну,
где вела себя крайне пассивно: в основном находилась на глубине или на
грунте. По результатам похода командира отстранили от должности, и в начале
сентября командиром корабля назначен капитан-лейтенант Костылев Лев Николаевич.
28 сентября перешла в Ленинград и стала в ремонт. В июле 1942 г. командиром
корабля назначен капитан-лейтенант Картошев Николай Иванович. 18 июля при
стоянке в Ленинграде осколками близко разорвавшихся снарядов пробило цистерну
№ 3 и легкий корпус в кормовой оконечности. В сентябре совершила единственный
в этом году боевой поход в район Соммерс-Нерва. В этом походе 14 сентября
была обстреляна артиллерией противника с о. Хапасари, уклонилась погружением.
В мае 1943г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Татаринов Иван
Михайлович. 18 июня после выгрузки аккумуляторных батарей и некоторых дельных
вещей, перевезена по железной дороге в б. Гольсмана, Ладожское озеро, и
спущена на воду. После восстановительного ремонта в Новой Ладоге в июле
совершила два выхода на боевую подготовку. В августе - сентябре несколько
раз выходила к северному побережью озера с целью поиска кораблей противника,
однако объектов атаки не обнаружила. в октябре - ноябре применялась для
высадки разведывательно-диверсионных групп и для навигационного обеспечения
высадки десанта в б. Мусталахти 12 октября. В 1944 г. продолжила боевую деятельность на Ладожском озере, совершила четыре выхода с целью разведки
и осуществляла прикрытие высадки войск морского десанта в районе Тулоксы.
20 августа перешла по Неве в Ленинград. 19 сентября вновь ушла в Ладожское
озеро для боевой подготовки и 25 сентября вернулась в Ленинград. Однако
в боевых действиях больше не участвовала и по своему техническому состоянию
поставлена в консервацию. После войны разобрана на металл.
Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 15 боевых походов (65 суток). "М-78"
Заложена 20 марта 1934 г. в Ленинграде на
заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 62. 21 марта 1936 г. спущена
на воду. 25 июня 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
старшего лейтенанта Шевченко Дмитрия Леонтьевича в составе 4 дивизиона
1 бригады подводных лодок в Либаве. В этот же день, из-за угрозы захвата
Либавы, начала переход в Усть-Двинск, старшим на борту пошел командир дивизиона
капитан-лейтенант Матвеев Степан Ионович. 23 июня в районе маяка Ужава
в 3.36 "М-78" и шедшая с ней "М-77" были атакованы самолетом, от которого
они уклонились погружением. Далее подлодки шли в подводном положении, иногда
подвсплывая под перископ. В 6.36 на "М-77" слышали два сильных взрыва,
после чего "М-78" на связь по аппаратуре звукоподводной связи не выходила
и в Усть-Двинск не прибыла. Предположительно она погибла в результате атаки
германской подводной лодки "U-144".
Срок боевой службы - 1 сутки (22 июня 1941 г.
- 23 июня 1941 г.).
"М-79"
Заложена 25 августа 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 302. 15 сентября 1935 г. спущена
на воду. После достройки перевезена по железной дороге в Ленинград. 10 октября 1936 г.
вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Автомонова Ивана Васильевича
в составе 4 дивизиона 1 бригады подводных лодок в Либаве. В этот же день
заняла позицию на подходах к Либаве, вернулась из похода уже в Палдиски.
Затем базировалась на Таллинн, Кронштадт и 28 сентября прибыла в Ленинград.
15 декабря при стоянке у стеки завода "Судомех" получила осколочные повреждения
прочного корпуса от близких разрывов артиллерийских снарядов. В апреле
1942 г. командиром корабля назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант)Кочетков
Константин Сергеевич. 4 апреля при стоянке у моста "Лейтенанта Шмидта"
получила повреждения от близких разрывов авиабомб. Ремонт затянулся и
в этом году "М-79" в боевых действиях не участвовала. В 1943 г. подлодке
предстояло действовать в Ладожском озере, куда ее доставили по железной
дороге 5 июля. 6 июля командиром корабля назначен старший лейтенант (впоследствии
капитан-лейтенант) Клюшкин Алексей Александрович После восстановительного
ремонта и боевой подготовки вышла в первый боевой поход только 29 сентября,
но уже 2 октября вынуждена вернуться в базу из-за повреждения муфты Бамаг.
До ледостава совершила еще четыре выхода в основном с разведывательными
целями и для высадки разведывательной группы. 9 марта 1944г. Клюшкин А.А.
убыл к новому месту службы и лишь 5 июля на эту должность назначили капитан-лейтенанта
(впоследствии капитан 3 ранга) Тращенко Семена Зосимовича. Все лето "М-79"
простояла в базе. 20 августа перешла по Неве в Ленинград. Техническое состояние
подлодки было тяжелое и в сентябре ее поставили в консервацию, а с окончанием
войны разобрали на металл.
Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941 г. - 15 сентября 1944 г.). 7 боевых походов (35 суток).
"М-80"
Заложена 25 августа 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 303, перевезена по частям
в Ленинград на завод № 190 (им. Жданова). 15 сентября 1935 г. спущена на воду. 22 июля 1936 г.
вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
капитан-лейтенанта Мочалова Федора Александровича в составе 4 дивизиона
1 бригады подводных лодок в ремонте в Либаве. 24 июня взорвана личным составом
из-за невозможности дать ход и уйти из Либавы.
"М-81"
Заложена 25 августа 1934 г. в Николаеве на
заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 304, перевезена по частям
в Ленинград на завод № 190 (им. Жданова). 15 сентября 1935 г. спущена на воду. 22 июля 1936 г.
вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
капитан-лейтенанта Зубкова Федора Антоновича в составе 4 дивизиона 1 бригады
подводных лодок в Либаве. В этот же день заняла позицию на подходах к Либаве.
Получив приказание командира бригады, 27 июня покинула позицию и пошла
в Усть-Двинск. Однако, придя туда, застала бригаду на переходе на рейд
Куйвасту. Затем бригада начала переход в Палдиски. 1 июля, следуя в кильватер
плавбазе "Иртыш", у о. Вормси подорвалась на мине и погибла.
Срок боевой службы - 0,3 месяца (22 июня 1941 г. -
1 июля 1941 г.). 1 боевой поход.
"М-83"
Заложена 10 февраля 1934 г. в Ленинграде на
заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 59. 1 июня 1935 г. спущена
на воду. 8 ноября 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
старшего лейтенанта Шалаева Павла Михайловича в составе 4 дивизиона 1 бригады
подводных лодок в Либаве. В этот же день заняла позицию на подходах к Либаве.
Дальнейшие сведения противоречивы. По одним данным на своей позиции была
атакована самолетом противника и, получив повреждения оптической части
перископа, 25 июня возвратилась в Либаву, хотя имела приказание командира
бригады идти в Усть-Двинск. По другим - 24 июня была отозвана с позиции
в Либаву и уже на подходе к ней получила повреждения оптической части перископа
в результате ошибочной атаки своего самолета. В любом случае "М-83" оказалась
в базе в тот момент, когда ожесточенные бои шли уже в городе в непосредственной
близости от военной гавани. Расстреляв свой и подвезенный ей артиллерийский
боезапас, она была взорвана личным составом прямо на глазах у противника.
Оставшиеся в живых члены экипажа влились в ряды защитников города и практически
все погибли. Лишь штурман лейтенант Антипов и электрик матрос Тарабанов
прорвались через линию фронта, добрались до Ленинграда и продолжили службу
на подводных лодках.
Срок боевой службы - 4 суток (22 июня 1941 г.
- 25 июня 1941 г.). 1 боевой поход.
|