Большие подводные лодки типа "П"
В середине 1930 г. А.Н. Асафов, работавший
как репрессированный в Остехбюро ОГПУ, предложил эскизный проект подводной
лодки для совместных действий с надводными кораблями, который уже 23 ноября
того же года был утвержден Реввоенсоветом страны. Проект предусматривал
вооружение подлодки шестью торпедными аппаратами с десятью торпедами, двумя
130-мм орудиями в башнях и 37-мм зенитным орудием. Она должна была развивать
скорость до 24 узлов в надводном положении и иметь дальность плавания ходом
11 узлов 9650 миль над водой и 23 мили под водой. Из-за неясности в вопросе
размещения заказа на главные дизели и отсутствия основных данных по ним,
разработка общего проекта задержалась. Но, не дожидаясь его, в середине
января 1931 г. приступили к изготовлению рабочих чертежей, а 21 мая уже
заложили головной корабль, получивший наименование "Правда" (тип "П" V серии),
и 19 декабря еще два корпуса. Такая поспешность при столь необычных требованиях
к подводной лодке, наличие множества сомнительных конструктивных решений
и во многом поверхностная их проработка, естественно, привели к разногласиям
между автором проекта и курирующими работу организациями. Прежде всего
это касалось глубины погружения, а также маневренных качеств в подводном
положении. Дело в том, что для обеспечения высокой надводной скорости кораблю
были приданы обводы миноносца, а для высокой мореходности - высокий надводный
борт. Все это привело, во-первых, к большому запасу плавучести, а значит,
большому времени погружения, во-вторых, к недостаточной, даже для того
времени, глубине погружения; в-третьих, к большой заметности, а значит,
уязвимости от артиллерийского огня, в надводном положении, в четвертых,
к чрезмерному удлинению волнорезов носовых торпедных аппаратов, что могло
привести к задеванию их хвостовой частью торпеды. Уже в ходе испытаний
выявились и другие недостатки: лодка почти не управлялась по глубине при
скорости хода менее 4 узлов, при волнении моря более 5 баллов из-за качки
и оголения винтов она практически теряла боеспособность. Все это заставило
временно приостановить постройку подлодок IV серии до завершения общего
проекта корабля, который утвердили лишь 7 октября 1932 г. Однако и тогда
остался ряд спорных моментов, связанных прежде всего с глубиной погружения.
Поэтому 19 октября выходит постановление Комитета обороны о продолжении
строительства только головной "Правды" как опытной и консервации остальных
двух корпусов. Поскольку спор о глубине погружения никак не разрешался,
то 12 сентября 1935 г. "Правду" просто взяли и погрузили без людей на глубину
72,5 м на гинях спасательного судна-катамарана "Коммуна" Большую глубину
погружения она обеспечить не могла, но и это превзошло все ожидания, оставив
всех довольными. После согласования последних спорных вопросов продолжили
постройку и двух законсервированных корпусов.
Конструктивные переделки, несоблюдение весовой дисциплины
в ходе постройки привели к явной перегрузке подводной лодки. Это заставило
отказаться от вспомогательного дизель-генератора и 130-мм башенной артиллерии.
Для безопасного выхода торпед из носовых аппаратов пришлось укоротить нос
на 2,3 м. В качестве главных двигателей на подлодках типа "П" установили
дизели M10V49/48 германской фирмы MAN.
После передачи флоту все 3 подводные лодки IV серии не
рассматривались как боевые и использовались в качестве учебных.
Длина - 87,7 м |
Ширина - 8 м |
Осадка - 2,9 м |
Водоизмещение - надводное - 931 тонна, подводное - 1685
тонн |
Силовая установка - 2 дизельных двигателя суммарной
мощностью 5400 л.с., 2 электродвигателя суммарной мощностью 1100
л.с. |
Скорость - наибольшая надводная - 20,2 узлов, подводная -
8,3 узлов |
Запас топлива - нормальный - 28,2 т, полный - 92 тонны
;аккумуляторные батареи 4 группы, 112 элементов типа "ЭК" |
Дальность плавания - в надводном положении - 1818 миль
при 20,2 узлах, - 5535 миль при 10,9 узлах, - 8500 миль при 7,4 узлах ; в
подводном положении -8,6 миль при 8,3 узлах, - 96 миль при 4,1 узлах. |
Вооружение - 4 носовых 533 мм торпедных трубы ; 2
кормовых 533 мм торпедных трубы ; 10 533мм торпед ; 2 - 101,6/45 артиллерийские
установки (227 выстрелов) ; 1 - 45/46 мм. (460 выстрелов) |
Автономность - нормальная - 15 суток, максимальная - 35
суток |
Время погружения - 108 секунд
|
Запас плавучести - 77 %
|
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная - 70
метров
|
"П-1" ("Правда")
(Заводской № 218)
Заложена 21 мая 1931 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный
завод). Спущена 3 января 1934, вступила в строй 23 июля 1936. Вошла в состав
Краснознаменного Балтийского флота 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Логинова Ивана Ивановича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных
лодок в Ораниенбауме. 7 сентября 1941 г. было принято решение о привлечении
лодки для транспортировки грузов на Ханко. 8 сентября "П-1" перешла из
пункта постоянного базирования Ораниенбаум в Кронштадт и, выгрузив торпеды,
приняла 154 ящика консервов, 200 100-мм и по 100 76-мм и 45-мм снарядов;
до 2 т медикаментов и другие грузы, всего 19,6 т. 9 сентября вышла из Кронштадта
в сопровождении тральщиков, а после Гогланда продолжила движение самостоятельно.
Переход планировалось совершить в надводном положении ходом 18 узлов, но
на Ханко подлодка не прибыла. Впоследствии выяснилось, что на маршруте
перехода противник выставил несколько минных заграждений, на одном из которых
"П-1" подорвалась и погибла.
Срок боевой службы - 2,6 месяца (22 июня 1941 г. - 11 сентября 1941
г.). 1 боевой поход.
Командирами были: кап. л-т Логинов И. И. (1941).
"П-2" ("Звезда")
(Заводской № 219) Заложена 19 декабря 1931 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский
судостроительный завод). Спущена 15 февраля 1934, вступила в строй 23 июля 1936.
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота Весной 1937
г. до южной Балтики сопровождала линкор "Марат" в ходе его официального визита в
Англию. С 1 декабря 1937 - 6 ноября 1939 г. прошла в Ленинграде модернизацию и
капитальный ремонт. В ноябре 1940 г. вместе с "П-1" и "П-3"
совершила групповое плавание по Балтийскому морю, с заходом в Таллин, Ригу,
Либаву.
В 18.00 25 октября 1941 вышла в Нарвскую бух. (позиция №5, 6) для обстрела
объектов на побережье. Утром 26 октября в районе о. Б. Тютерс не смогла
удифферентоваться (дифферент возник из-за доп. груза снарядов) и из-за
неправильных действий командира ПЛ и командира БЧ-5 погрузилась с дифферентом на
нос 25-28°. В результате пролива электролита вышел из строя ряд механизмов,
началось выделение хлора. После всплытия ПЛ была атакована сам. противника. Две
сброшенные бомбы упали в 5 м от левого борта (ранен 1 чел., 4 осколочных
пробоины в легком корпусе в районе рубки). При возвращении между о. Сескар и
Шепелевским м-ком обстреляна береговой батареей. В 18.18 26 октября вернулась в
Кронштадт. 29 октября 1941 г. перешла в Ленинград для ремонта.
21 декабря в обеспечении ЛД вышла из Ленинграда в Кронштадт. В результате
артобстрела, длившегося 44 мин ПЛ получила 14 попаданий в надстройку и
ограждение рубки, ЛД - шесть попаданий. 30 декабря вернулась в Ленинград.
21 декабря 1941 г. на буксире у ледокола «В. Молотов» совершила переход из
Ленинграда в Кронштадт, где с ПЛ были сняты орудия, в балластные цистерны
принято 700 т соляра. Несмотря на камуфляжную окраску и движение в позиционном
положении была обстреляна береговой артиллерией противника из района
Петергоф-Стрельна, в результате чего получила 14 пробоин в легком корпусе.
30 декабря 1941 г. в составе конвоя своим ходом вернулась в Ленинград (на
переходе безрезультатно обстреляна). Таким образом, подлодки, стоявшие в
Ленинграде, были обеспечены топливом на зиму 1941-1942 гг.
4 апреля 1942 г. во время стоянки у Петроградской пристани р. Большая Невка,
получила легкие осколочные повреждения в результате близких взрывов авиабомб. 1
мая 1942 г. была поставлена на консервацию. 28 июля 1942 г. выведена из
кампании;
10 августа 1944 г. выведена из боевого состава, переклассифицирована в опытовую
подводную лодку и передана Научно-исследовательскому институту связи и
телемеханики ВМФ. 12 января 1949 г. отнесена к подклассу больших подводных
лодок. 9 июня 1949 г. переименована в «Б-31». 9 августа 1955 г. разоружена и
переформирована в блокшив.
20 июня 1956 г. исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для
демонтажа и реализации. 17 августа 1956 г. расформирована и впоследствии на базе
«Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.
Командирами были: кап. 2 р. Шишкин А.Г. (1937), кап. л-т Попов И.П. (1941-1942),
кап. л-т Лошкарев Л.А. (1942-1943), кап. 3 р. Морозов П.А. (1943-1944).
Срок боевой службы
- 10,3 месяца (22 июня 41 г. - 1 мая 1942 г.). 1 боевой поход.
"П-3" ("Искра")
(Заводской № 220.) Заложена 19 декабря 1931 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский
судостроительный завод). Спущена 4 декабря 1934, вступила в строй 23 июля 1936.
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
С 1 декабря 1937 по 6 ноября 1939 г. прошла в Ленинграде модернизацию и
капитальный ремонт. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта
(впоследствии капитан 3 ранга) Пантелеева Алексея Николаевича в составе
Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ораниенбауме 16 июля столкнулась
в Финском заливе с пл "Б-2". была пробита цистерна главного балласта. 23
сентября повреждена прямым попаданием авиабомбы в районе 44-45 шпангоутов. На
лодке про изошло кратковременное возгорание, была разрушена 2-я аккумуляторная
яма, водяные магистрали и легкий корпус. 4 апреля 1942 г.
Получила осколочные повреждения от разорвавшихся поблизости 2х 250-кг авиабомб
при стоянке в Ленинграде у моста Лейтенанта Шмидта. В 8-10м от форштевня -
пробита обшивка цистерн главного балласта №1 и 2. Поставлена на консервацию. 5 мая 1943 г. командиром корабля назначен
капитан-лейтенант Филов Николай Александрович. 2 июля 1944 г. командиром
корабля назначен капитан 3 ранга Морозов Павел Александрович. 14 августа
1942 г. выведена из компании. 21 июня 1944 г. выведена из
боевого состава, переформирована в учебную подводную лодку и передана Высшему
военно-морскому инженерному училищу имени Ф.Э.Дзержинского. 12 января 1949 г.
отнесена к подклассу больших подводных лодок. 9 июня 1949 г. переименована в
«Б-1». 2 октбября 1951 г. переведена в состав КВМК. 2 июня
1952 г. разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для
демонтажа, а корпуса лодки - Научно-исследовательскому институту № 11 ВМФ для
использования в опытовых целях. Срок боевой службы - 10,3 месяца (22 июня 1941 г. - 1 мая 1942
г.). Командирами были: кап. л-т., кап. 3 р. Пантелеев А.Н.
(1941-1943), кап. л-т Филов Н.А. (1943), кап. 3 р. Морозов П.А. (1944-1945) |