Средние подводные лодки типа "Щ" V серии. Описание
конструкции
В 1933 г. на вооружение флотов начали поступать подводные
лодки типа Щ (“Щука"), а к 1941 г. их было уже 84 единицы. “Щуки” строились и
сдавались сериями - 1933г.-III серия (4 ед.), 1933-1934 гг. - V серия (12 ед.),
1934-1935гг. V-бис серия (13 ед.), 1935-1936 гг. - V-бис-2 серия (14 ед.),
1936-1939 гг. - Х серия (32 ед.) и 1941 г. - Х-бис серия (9 ед. + 2ед. после
войны).
Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин.
Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно
изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого
уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода.
Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия)
оставалось неизменным.
В декабре 1931 г. было принято решение о постройке для Дальнего Востока 12
подводных лодок типа «Щ». Эта серия подводных лодок получила название - V серия.
Основные тактико-технические элементы подводных лодок V серии были такие же, как
и у лодок III серии. Изменения коснулись лишь внутреннего размещения: второй
отсек был разделен на две части, на лодке стало 7 отсеков, чем обеспечивалась
надводная непотопляемость лодки при затоплении любого отсека с прилегающей
бортовой балластной цистерной. Кроме того, более удовлетворительно решался
вопрос о живучести аккумуляторной батареи - каждая группа батарей размещалась
теперь в изолированных отсеках. Был разгружен центральный пост изменением
размещения механизмов в отсеке и переделкой прочных цистерн – «уравнительной»,
«средней» и цистерны «быстрого погружения». Камбуз был перенесен из носового в
кормовой отсек. В целях улучшения ходкости были изменены носовая оконечность
легкого корпуса и ограждение рубки, упразднена носовая цистерна плавучести.
Однако эти изменения ощутимых результатов не дали - надводная скорость
увеличилась всего на 0,30-0,35 уз, несмотря на то, что мощность дизелей была
поднята с 500 до 685 л. с. (за счет увеличения частоты вращения дизеля с 450 до
600 об/мин). Подводные лодки V серии строили на ленинградских заводах и
достраивали во Владивостоке и Хабаровске, куда эти лодки доставляли секциями по
железной дороге. Секции корпусов имели стыки, заранее подготовленные для
последующей клепки на месте сборки. Следует отметить, что на лодках V серии
частично применялась электросварка при изготовлении водонепроницаемых поперечных
переборок, легких внутренних цистерн, фундаментов.
Описание конструкции
Корпус
Прочный корпус подводных лодок типа "Щ" длиной 43,0 м.
располагался между 14 и 75 шп., расстояния между которыми были неодинаковы: от
14 до 16-500 мм, от 16 до 64-750 мм, от 64 до 75—500 мм. На протяжении от 22 до
63 шп. он представлял собой трубу с круговыми сечениями. В районе от 14 до 22 и
от 63 до 75 шп. сечения прочного корпуса имели эллиптическую форму, причем
носовые — с вертикальной главной осью, кормовые - с горизонтальной. Наибольший
диаметр прочного корпуса у мидель-шпангоута — 4,38 м. Обшивка прочного корпуса
выполнялась из листов стали толщиной 13,5-мм, наложенных в продольном
направлении и соединенных по пазам внакрой, а по стыкам соединенных планками. По
пазам шел трехрядный шахматный заклепочный шов, по стыкам - двухрядный.
Прочный корпус был рассчитан на наружное давление в 9 атм, соответствующее
глубине около 90 м. Впрочем, в годы войны "Щуки" погружались и на большие
глубины. Так, Щ-405 в августе 1941 года случайно "нырнула" на глубину 125 м.,
Щ-402 в октябре того же года - на 115 м. С носа и с кормы прочный корпус
ограничивали водонепроницаемые плоские переборки клепаной конструкции толщиной
16 мм. Трубы торпедных аппаратов были связаны с переборками дифферентных цистерн
и составляли часть конструкции прочного корпуса.
Шесть сварных переборок разделяли прочный корпус на семь отсеков. Обделочные
угольники приклепывались как к его обшивке, так и к переборкам; крепление балок
к обшивке — на сварке. Переборка 22 шп. - из 44-мм листов в средней части и
11-мм по краям - подкреплялась вертикальными стойками и цепным ящиком. Остальные
переборки имели толщину 11 мм (рассчитаны на давление 2 атм), а образующие
центральный пост - 14 мм (рассчитаны на 6 атм. с обеих сторон).
Непотопляемость лодок в надводном положении, для случаев плавания без топлива, в
бортовых балластных цистернах обеспечивали 7 водонепроницаемых отсеков. При
повреждении любого отсека прочного корпуса с прилегающей к нему бортовой
цистерной с одного борта (за исключением шестого отсека), а также при
повреждении одной из концевых цистерн лодка могла оставаться на поверхности с
положительной остойчивостью и сохранять ход. Непотопляемость при аварии в
подводном положении не обеспечивалась.
Прочная рубка располагалась между 40 - 44 шп. и была выполнена из маломагнитной
стали в виде цилиндра с внутренним диаметром 1700 мм. Корпус рубки был составлен
из двух 12-мм листов, соединенных между собой угольниками с прокладками между
ними из парусины на сурике. Крыша рубки - сферическая, с радиусом сферы 1770 мм
из листов толщиной 16 мм; в ней имелось отверстие диаметром 650 мм для комингса
входного люка.
Надстройка проходила по всей длине лодки; ее наибольшая ширина - 1750 мм, высота
в районе расположения цилиндрической части прочного корпуса - 750 мм. Толщина
бортовых листов и верхней палубы надстройки - 3 мм, расстояние между шпангоутами
- 500 мм.
Для быстрого заполнения надстройки водой при погружении ее борта от 22 до 31 шп.
в носовой части и от 58 до 70 шп. в кормовой не доходили до прочного корпуса на
5 мм, образуя нечто вроде постоянно открытых продольных шпигатов. Вентилирование
надстройки при заполнении ее водой осуществлялось через большое количество
просверленных отверстий в палубе.
Волнорезные щиты носовых торпедных аппаратов (верхние длиной 3040 мм, нижние
2790 мм) делались из 8-мм стали. Из-за особенностей конструкции носовой части
волнорезные щиты на "Щуках" в годы войны ломались чаще, чем на лодках других
типов. Бывало, что из-за их заклинивания приходилось досрочно покидать позицию.
На Тихоокеанских и Североморских лодках щиты сняли, в результате надводная
скорость упала примерно на 2 уз., а подводная - на 0,5.
Киль коробчатого сечения из 10-мм листов, приклепанных к прочному корпусу
угольниками, располагался в средней части корпуса (14-69 шп.) и служил для
усиления ее продольной прочности, а также для постановки лодки на кильблоки при
доковании. Для увеличения остойчивости субмарины в киль укладывался переносной
твердый балласт (обычно чугунные чушки) общим весом до 37 т.
В целях уменьшения сопротивления воды при подводном ходе прочная рубка имела
легкое ограждение из 3-мм. листов стали. Палуба ограждения, устроенная на уровне
комингса рубочного люка, служила ходовым мостиком при надводном плавании — там
были установлены магнитный компас и пост управления вертикальным рулем.
В корму от рубки в ограждении находились надводный гальюн и помещение для
боцманского имущества. Свободное заполнение и осушение ограждения при погружении
и всплытии обеспечивали отверстия в его боковых стенках и в палубе. В районе
расположения кормового орудия фальшборт ограждения имел части, откидывающиеся с
помощью ручной лебедки. В опущенном положении они служили площадкой для
орудийного расчета. На отдельных лодках уже в ходе войны их сняли и заменили
круглой площадкой с леерами или с постоянными трубчатыми релингами.
Подводный и надводный якоря выбирались электрическим шпилем. Надводный якорь
Холла весил 600 кг, подводный грибовидный -1000 кг.
Система погружения и всплытия
Внутри прочного корпуса располагались цистерны:
дифферентные носовая (между 14 и 15 шп.) и кормовая (73—75 шп.),
торпедозаместительная (17-20 шп.),
провизионная (20-22 шп.),
топливные № 1-4 (24-31, 31-37, 45-49, 49—55 шп. соответственно),
уравнительная (41-44 шп.),
быстрого погружения (43-45 шп.),
пресной питьевой воды (39-42 и 69-73 шп.),
замещения снарядов (37-39 шп.),
масляные основная (55-60 шп.),
расходная (51-53 шп.),
сточная (49-51 шп).
Большая часть цистерн главного балласта располагалась в булях. Палубные цистерны
(на 33-39 и 47-57 шп.) в процессе капитальных ремонтов были ликвидированы.
Для всплытия служила система, состоящая из воздухопроводов высокого (аварийное
продувание) и низкого давления с арматурой из красной меди (Следует отметить,
что в тех местах, где красномедные трубы пролегали вблизи стальных листов
обшивки, образовывалась гальваническая пара, способствовавшая интенсивной
коррозии. Для борьбы с этим явлением между медью и сталью стали вставлять
цинковые пластины-протекторы, но это удавалось сделать не всегда. Вообще же срок
службы красномедных трубок не превышал 1,5 года.).
Нормальное всплытие подводной лодки осуществлялось следующим образом. При
состоянии моря до 4 баллов сначала полностью продувалась воздухом ВД средняя
цистерна; при этом рубка с люком выходила из воды почти целиком, а вся верхняя
палуба - примерно на 0,5 м от поверхности воды; рубочный люк достаточно высоко
отстоял от уровня воды. При состоянии моря свыше 4 баллов, одновременно с
продуванием средней цистерны частично продувались воздухом ВД концевые
балластные цистерны № 1 и № 6. Остальной главный балласт продувался сжатым
воздухом НД, подаваемым дизелем, который в этом случае служил компрессором и
приводился во вращение главным электродвигателем. О полном продувании цистерн
командир подводной лодки судил по выходу воздушных пузырей в районе расположения
кингстонных выгородок соответствующих балластных цистерн. Быстрое всплытие
подводной лодки осуществлялось только при авариях и в других экстремальных
ситуациях. В этом случае воздухом ВД продувались все цистерны главного балласта
и средняя.
Воздух высокого давления (ВВД) на лодке предназначался для следующих целей;
аварийного продувания балластных цистерн, стрельбы торпедами из торпедных
аппаратов, подачи воздуха в отсеки для спасательных целей, пуска дизелей и для
выключения муфт "Бамаг", продувания решеток приемных кингстонов балластной
магистрали, получения воздуха среднего давления. Полный запас ВВД составлял 4758
л. при давлении в 200 атм; он хранился в 61 баллоне емкостью по 78 л каждый. Для
пополнения расхода воздуха на лодке имелось два компрессора высокого давления
типа К-7 производительностью 6 л в минуту при давлении 255 атм. Но в
эксплуатации они оказались весьма ненадежными и часто выходили из строя.
Воздухопровод среднего давления обслуживал в основном вспомогательные
устройства. Он был собран из труб красной меди с бронзовой арматурой и брал свое
начало в четвертом отсеке от магистрали ВВД.
Время заполнения цистерн главного балласта составляло 32 с. Время их продувания
воздухом НД при всплытии из позиционного положения в надводное — 4 мин при 340
об/мин дизеля.
Энергетическая установка
Подводные лодки типа "Щ" оснащались двумя бескомпрессорными
восьмицилиндровыми четырехтактными дизелями 38-В-8 постройки Коломенского
машиностроительного завода. Нормальная (она же и максимальная) мощность каждого
двигателя - 685 л.с. при 600 об/мин.Диаметр цилиндра — 280 мм, ход поршня — 380
мм, расход топлива при полной мощности на 1 л.с./ч — 175...185 г.
Характерной особенностью двигателя был малый удельный вес — 16 кг/л.с. К его
недостаткам можно отнести излишнюю чувствительность к качеству смазки головных
подшипников (при несоблюдении этого требования быстро происходил задир поршней
цилиндров) и сильную коррозию рабочих втулок.
В зависимости от решаемой задачи лодка могла иметь нормальный или усиленный
запас топлива.
Нормальным считалось количество топлива в цистернах прочного корпуса — 29,6
куб.м, что приблизительно соответствовало весу 26 т. Усиленным - количество
топлива, принятого в бортовые балластные цистерны № 3 и 4 плюс нормальный запас,
то есть 70,9 куб. м, или 62-64 т.
При нормальном запасе топлива наибольшая надводная скорость составляла 12,3 уз.
Дальность плавания без зарядок 1280 миль. При экономичной надводной скорости 9
уз. дальность плавания без зарядок достигала 2280 миль. Каждая полная зарядка
аккумуляторной батареи сокращала дальность плавания: в первом случае на 55 миль,
во втором на 90 миль. При усиленном запасе топлива наибольшая надводная скорость
снижалась до 12 уз., экономичная — до 8 уз.. Дальность плавания (без зарядок)
равнялась 2880 и 5250 милям соответственно. Средняя подводная скорость в
продолжение одного часа составляла 8 уз., дальность плавания — 8 миль.
Экономичная подводная скорость — 2,55 уз. обеспечивала дальность плавания 104
мили.
Главные гребные электродвигатели постоянного тока марки ПГВ завода "Электросила"
одноякорные, реверсивные, с часовой мощностью 400 л.с. при 450 об/мин. Они
работали на винт, служили в качестве генераторов для зарядки аккумуляторной
батареи и вращали дизели при продувании балласта.
Аккумуляторная батарея состояла из 112 элементов типа КСМ-2, разбитых на две
группы. Элементы в каждой группе соединялись последовательно; сами группы при
стоянке лодки в базе между собой соединялись параллельно, а для дачи полного
хода - последовательно. Вентилирование каждого аккумулятора - индивидуальное. В
годы войны эта система как не оправдавшая себя переделывалась на общеямовую.
Время зарядки: из полностью разряженного состояния — 12—14 ч, из
среднеразряженного — 9 ч. Стремление командиров лодок плавать с полностью
заряженной батареей приводило к многочисленным подзарядкам, при которых батарея
постоянно перегревалась, и срок ее эксплуатации сокращался.
Гребной винт — трехлопастный, бронзовый. Его диаметр — 1260 мм, шаг — 970 мм,
вес — 225 кг. В процессе эксплуатации выяснилось, что кромки лопастей слишком
тонкие, легко загибаются, получают трещины и ломаются.
Для управления лодкой по курсу и глубине служили вертикальный руль
полубалансирного типа (площадь пера 4,2 кв.м) и две пары балансирных
горизонтальных рулей (носовые 4,14 кв.м, кормовые 4,52 кв.м). Управление первым
— от винтового привода Дэвиса, вращаемого электромотором, или ручное из седьмого
отсека. Наибольший угол перекладки 35°. Наибольшие углы перекладки вторых — 20°
(носовые) и 25° (кормовые). Передача от электродвигателей — валиковая, ручное
управление — из центрального поста. Необходимо отметить, что электропривод
горизонтальных рулей оказался весьма шумным, а ручной привод требовал больших
усилий для перекладки. Зачастую это вынуждало личный состав отказываться от
использования ручного привода даже в тех случаях, когда лодка преследовалась
противником.
Диаметр циркуляции на полном надводном ходу — около 295 м. Устойчивость держания
глубины при любой скорости, начиная с 2 уз., - 0,3 м. Лодки типа "Щ" могли
плавать в мелко разбитом льду. Время перекладки рулей на полном ходу при
электрическом управлении от среднего положения в любое крайнее: для
вертикального руля — 15 с, для горизонтальных рулей- 10...13 с. Задний ход
осуществлялся только главными электродвигателями.
Вооружение
Главное вооружение субмарины - шесть стальных торпедных
аппаратов, установленных в плоскостях, параллельных диаметральной.
Полная длина аппарата - 7520 мм, внутренний диаметр трубы по направляющим — 536
мм. Расстояние между осями носовых аппаратов — 1350 мм, кормовых- 1240 мм.
Стрельба производилась сжатым воздухом. Время приемки торпед 4,5—5 ч, подготовки
повторного залпа - от 3 ч 20 мин до 4 ч. С 1939 года лодки начали оснащать
системой беспузырной торпедной стрельбы (БТС). Принцип ее действия заключался в
автоматическом перепуске выталкивающего торпеду воздуха высокого давления внутрь
прочного корпуса после прохождения торпедой 2/3 длины торпедной трубы. Когда же
давление в трубе падало до величины забортного, вода полностью заполняла трубу,
а через нее и торпедозаместительную цистерну. В боевых условиях эта излишне
сложная система часто давала сбои. Если появления воздушного пузыря на
поверхности, как правило, удавалось избежать, то заполнение
торпедозаместительной цистерны и восстановление нормальной плавучести
происходило обычно уже после того, как нос или рубка лодки показывались на
поверхности. На немецких подлодках торпеды выталкивались специальным поршнем,
который приводился в движение сжатым воздухом, травившимся из трубы внутрь
лодки. При такой системе угрозы выхода воздуха на поверхность не существовало.
"Щуки" вооружались 10 торпедами: 6 в аппаратах и 4 запасных на стеллажах во
втором отсеке. Первоначально это были 533-мм торпеды типа 53-27 (первая цифра -
калибр в см, вторая — год принятия на вооружение), разработанные в Остехбюро. В
зависимости от типа они имели вес 1675 или 1725 кг (вес ВВ 200 или 250 кг),
скорость 43,5 уз. и дальность хода 3700 м. Основной недостаток торпед 53-27 -
плохая герметичность и невыдерживание режима движения по глубине, поэтому с
началом войны на ЧФ их полностью запретили к применению, а на остальных флотах
использовали весьма ограниченно (при установке глубины не менее 3 м). На смену
им еще в 1938 году приняли торпеду 53-38, являвшуюся копией закупленной в Италии
в 1930 году "Фиумской" торпеды 53F. Новая торпеда при почти такой же длине, как
53-27 (7200 и 7150 мм соответственно), имела вес 1615 кг (вес ВВ 300 кг) и
скорость 44,5 уз. при дальности 4000 м (также имелся режим 34,5 уз. — 8000 м или
30,5 уз. - 10 000 м, но он на ПЛ практически не применялся). Именно эта торпеда
на "Щуках" в годы Великой Отечественной была основной. Поступившие на вооружение
уже в ходе войны торпеды типов 53-38У, 53-39 и электроторпеда ЭТ80 на лодках
типа "Щ" не использовались из-за габаритных ограничений.
Поскольку производство торпед 53-27 разворачивалось фактически одновременно со
строительством первых "Щук", конструкторы предусмотрели возможность стрельбы
старыми торпедами типа 45-10/15 -для этого служили устанавливаемые внутрь
торпедных труб решетки. Вскоре торпеды данного типа сняли с вооружения, но в
1936 году им на смену пришли другие - типа 45-36Н, также сконструированные на
основе итальянского прототипа: длина 5700 (6000 мм) (В скобках приведены данные
для торпеды 45-36НУ с увеличенным боевым зарядным отделением), вес 935 (1028)
кг, вес ВВ 200 (285 кг) и скорость 41 уз. при дальности 3000 м; имелся и
32-узловой режим — 6000 м. В начале войны торпеды типа 45-36Н применялись на
"Щуках" ограниченно, но потом стали использоваться все чаще. К началу 1945 года
нормальный боекомплект Балтийских подлодок III - V серий состоял из восьми
торпед 53-38 и четырех 45-36Н. Несмотря на увеличение боекомплекта,
разнотипность торпед затрудняла их применение, поскольку из-за различия в
скоростных характеристиках их нельзя было использовать в одном залпе. Кроме
того, из-за нехватки торпед с 1944 года "Щукам" приходилось снова брать
неудачные 53-27.
Первоначальное артиллерийское вооружение "Щук" - два 45-мм полуавтомата 21-К.
Горизонтальный угол обстрела каждого орудия - 280°, снижения - 10°, возвышения -
85°, вес фугасного снаряда — 1,41 кг, начальная скорость - 760 м/с. Дальность
стрельбы: горизонтальная - 50 кбт, по высоте - 4500 м. Скорострельность - около
25-30 выстр./мин. Боезапас - 500 патронов на ствол. Для первых выстрелов возле
полуавтомата устанавливался герметичный кранец на 15 патронов. В средней части
мостика имелись два вертлюга для съемных пулеметов М-1 "максим" (запас патронов
к ним и к пяти винтовкам Мосина — 24 000 штук). Кроме того, на лодке имелось 27
револьверов.
Артиллерийское вооружение "Щук" изначально вызывало у моряков нарекания.
Переделанный из знаменитой 45-мм противотанковой пушки полуавтомат 21-К как
зенитное орудие отличался крайне низкими боевыми характеристиками. Да и
возможности в борьбе с надводными целями у него были весьма скромными. Так,
например, в ходе Советско-финляндской войны для потопления в почти полигонных
условиях 379-тонного эстонского судна "Кассари" Щ-323 затратила 152 снаряда,
Щ-311 для уничтожения 484-тонного "Фенриса" - 127. Дело в том, что 45-мм
фугасный снаряд имел всего 360 г взрывчатого вещества и не мог нанести судну
фатальных повреждений. Любопытно, что, вернувшись из боевого похода в начале
июня 1942 года, командир Щ-214 В.Я. Власов (потопил три болгарских шхуны)
предложил заменить 45-мм орудия... обычными ранцевыми огнеметами! Несколько
лучшие результаты имела стрельба бронебойно-зажигательными снарядами, но в целом
45-мм пушка продемонстрировала совершенно неудовлетворительные боевые качества.
Потому не случайно, что еще до начала Великой Отечественной войны некоторые
"Щуки" X серии Черноморского флота стали получать вместо кормового 45-мм орудия
12,7-мм пулемет ДШК.
Поиск новой артсистемы для "Щук" велся с конца 1930-х. В ноябре 1939 года
возглавляемое В.Г. Грабиным ОКБ № 92 в инициативном порядке начало разрабатывать
лодочную 76-мм неуниверсальную пушку Ф-35. Ее качающаяся часть была заимствована
от дивизионной пушки Ф-22 с длиной ствола 50 (реально 51,3) калибров.
Максимальный угол возвышения ствола - 36°, вес снаряда - 6,2 кг, начальная
скорость — около 700 м/с, скорострельность — 12 выстр./мин; общая масса
артустановки— 0,79 т, расчет — 4 человека. Единственный экземпляр Ф-35 был
установлен на Черноморской Щ-204, прошел успешные испытания в начале 1941 года и
погиб вместе с ней. По версии, изложенной в мемуарах В.Г. Грабина, решение
отказаться от новой пушки принял маршал Г.И. Кулик, старавшийся не загружать
артиллерийские заводы выполнением "лишних" флотских заказов.
Средства наблюдения, навигации и связи
Подводные лодки типа "Щ" оснащались двумя перископами:
командирским (ПА) и зенитным (ПЗ), которые изначально имели длину 7,5 м. Начиная
с X серии применялись 9-метровые перископы. Их же получали в ходе капитальных
ремонтов и лодки более ранних выпусков. Высота головок перископов от ватерлинии
составляла соответственно 7,3 м, и 9,45 м. Наблюдение велось только из
центрального поста; подъем и опускание производились весьма шумной электрической
лебедкой либо вручную.
Радиоаппаратура внешней связи состояла из длинноволнового передатчика "Шквал-Щ"
и коротковолнового "Бухта". Впоследствии их заменили соответственно на "Окунь"
(60—75 Вт, рабочий диапазон 200—1200 м, дальность передачи с лодочной антенной
80—100 миль) и "Щуку" (500-650 Вт, диапазон 30-120 м, дальность передачи до 2000
миль). Для приема служили длинноволновый "Дозор" и коротковолновый КУБ-4. Во
время ремонтов последний заменялся на "Метель" или 45-ПК-1 с повышенной
чувствительностью. Все аппараты работали как радиотелеграфом, так и радиофоном
через микрофон. Для внутриэскадренной связи и связи с десантными партиями
имелась приемопередающая УКВ-станция "Рейд" (мощность 4-6 Вт, дальность передачи
до 15 миль). На части лодок устанавливались радиопеленгаторы "Бурун" и "Пассат".
С 1939 года подводные лодки стали оснащать шумопеленгаторными станциями типа
"Марс-12" с эллиптической базой из 12 приемников (приемники располагались в
носовой проницаемой оконечности). В зависимости от гидрологии моря станция могла
пеленговать шумы крупного корабля на дистанциях 12,5— 30 кбт, при точности
пеленгования по направлению от 1° до 3°; дистанцию до цели она не определяла.
Необходимо отметить, что даже этой примитивной, относительно зарубежного уровня,
аппаратурой к началу Великой Отечественной было оснащено только 159 подлодок из
213. В годы войны на вооружение нашего флота была принята гораздо более
совершенная ГАС "Дракон-129" английского производства, которая могла работать
как в пассивном, так и в активном ("эхо") режиме, определяя дистанцию и пеленг
до целей удаленных на 12-18 кбт с точностью 2,5°-3°. Первой из "Щук" в середине
1942 года ее получила Щ-403. В основном она использовалась для обнаружения
якорных мин, представлявших основную угрозу подводным лодкам на всех ТВД.
Для связи с подводными лодками на "Щуках" имелась двухмечевая установка
звукоподводной связи "Вега" или "Сириус". Ее верхний меч располагался на палубе
между 9 и 10 шп., а нижний — в специальной выгородке между 45— 46 шп.
На подводных лодках устанавливались следующие навигационные приборы:
гирокомпас "Сперри" (или марки ГУ М-1 модель 2),
три магнитных компаса 127 мм (главный, путевой и рубочный),
электрический лаг ГО М-3 модель 2,
эхолот ЭМС-2 и ручной лот.
Освещение поверхности в ночное время обеспечивал прожектор МСПЛ-л4,0.
Обитаемость и экипаж
Изначально экипаж подводной лодки типа "Щ" включал 7
"средних" командиров (командир, комиссар, помощник командира, командиры БЧ-1/4,
БЧ-2/3 и БЧ-5, военфельдшер), 6 младших командиров и 25 краснофлотцев. В военное
время численность экипажа увеличилась до 40 человек (7 средних и 15 младших
командиров, 18 краснофлотцев).
Автономность при нормальном запасе топлива, масла, пресной и дистиллированной
воды составляла 20 суток, в отдельных случаях она повышалась до 45-55 суток.
Запас пресной воды - от 2,5 т. до 6,7 т.
Очистка воздуха производилась 10 электровентиляторами или 9 машинами регенерации
со специальными патронами РВ-2 (общий запас — от 900 до 1920 штук), наполненными
каустической содой. Для этих же целей служила специальная система из 12 стальных
баллонов емкостью 38-40 л. со сжатым до 150 атм. кислородом. Время наибольшего
непрерывного пребывания под водой с полным использованием всей системы
регенерации - 72 ч, без использования — 12 ч.
Для личного состава были устроены: одноместная каюта командира лодки,
кают-компания, легкосъемные койки (30 штук). На борту имелись постоянные и
переносные электрогрелки, трубопровод парового отопления, питаемый с береговой
базы для поддержания температуры в отсеках при закрытых люках не ниже +14 °С при
наружной температуре до — 20 °С, электрокамбуз для приготовления пищи,
электропосуда, два пневматических подводных гальюна и один надводный в
ограждении рубки, душевой трубопровод в ограждении рубки.
Лодка оборудовалась спасательными и подъемными средствами: рымами для подъема
лодки средствами базы, усиленными шпигатами в надстройке (для подъема лодки
мягкими понтонами ЭПРОН), наружной и внутренней аппаратурой для продувания
отсеков и цистерн с помощью водолазных шлангов, двумя сигнальными буями,
четырьмя подкильными поясами. Для выхода личного состава из затонувшей субмарины
служили шлюзовые люки, тубусы и спасательная рубка; была также возможность
выхода через торпедные аппараты |