Средние подводные лодки типа "Щ" V-бис серии
В 1933 г. на вооружение флотов начали поступать подводные
лодки типа Щ (“Щука"), а к 1941 г. их было уже 84 единицы. “Щуки” строились и
сдавались сериями - 1933г.-III серия (4 ед.), 1933-1934 гг. - V серия (12 ед.),
1934-1935гг. V-бис серия (13 ед.), 1935-1936 гг. - V-бис-2 серия (14 ед.),
1936-1939 гг. - Х серия (32 ед.) и 1941 г. - Х-бис серия (9 ед. +2ед. после
войны).
Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин.
Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно
изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого
уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода.
Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия)
оставалось неизменным.
Модификация подводных лодок типа «Щ» с улучшенными тактико-техническими
элементами получила индекс V бис серии. Однако в силу коротких сроков,
отпущенных на постройку, эта серия лодок была просто повторением V серии,
внесенные изменения были незначительными и касались улучшения немногих лодочных
конструкций и устройств.
Лодки серии - V-бис (первоначально VII) - особых конструктивных отличий не
имели. В основном улучшали некоторые конструкции и устраняли уже выявившиеся
дефекты по опыту предыдущих серий. В очередной раз изменили форму надстройки и
рубки, но особых результатов не добились. Методы расчета прочности корпуса и
непотопляемости еще только разрабатывались, и многое приходилось изменять по
результатам испытаний. Особенно большие разочарования принесли попытки увеличить
надводный ход субмарин. При достижении полного хода образовывались две системы
поперечных волн: одна — от форштевня, вторая — от булей. Происходившая волновая
интерференция резко увеличивала сопротивление движению. Хотя считалось, что
подлодки V и V-бис серий стали развивать на 0,5 уз. больше, чем "Щуки" III
серии, на испытаниях Щ-202 даже при достижении максимальной мощности дизелей
(2x685 л.с.) показала все те же 11,88 уз.
Водоизмещение - надводное - 592 тонны, подводное - 716 тонн |
Длина наибольшая - 58,8 м |
Ширина наибольшая - 6,2 м |
Осадка средняя - 3,94 м |
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1370 л.с. и 2
электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по
112 батарей каждая марки "КСМ-2", 2 винта. |
Запас топлива - нормальный - 25 тонн, полный - 53 тонны |
Скорость - наибольшая надводная - 12,3 узла, подводная 8,5 узлов |
Дальность плавания - в надводном положении - 1460 миль при 12,3
узлах, - 4500 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 9 миль при 8,5 узлах,
- 100 миль при 2,5 узлах. |
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров |
Время погружения - 65 секунд |
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых
торпедных трубы ; 10 533-мм торпед ; 2 - 45/46 артиллерийских установки "21-К" ;
1000 45-мм выстрелов |
Время пребывания под водой - 72 часа |
Автономность - нормальная - 20 суток, максимальная - 40 суток |
Запас плавучести - 20 % |
Экипаж - 7 офицеров, 15 старшин, 18 рядовых |
"Щ-113" ("Стерлядь")
Заложена 10 октября 1932 г. в Ленинграде на
заводе № 194, заводской № 243. В 1933 г. секциями перевезена по железной
дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 12 декабря 1933 г. спущена
на воду под заводским № 187. 28 января 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 г. встретила в составе
1 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис под командованием капитан-лейтенанта
Егорова Петра Васильевича. В боевых действиях не участвовала.
"Щ-114" ("Севрюга")
Заложена 10 октября 1932 г. в Ленинграде на
заводе № 194, заводской № 244. В 1933 г. секциями перевезена по железной
дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где в 1934 г. спущена
на воду под заводским № 188. 28 января 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 г. встретила составе
1 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис под командованием капитан-лейтенанта
Половнева Федора Романовича. В боевых действиях не участвовала.
"Щ-115" ("Скат")
Заложена 19 октября 1932 г. в Ленинграде на
заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 225. В 1933 г.
секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод),
где 4 апреля 1934 г. спущена на воду. 28 января 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского
флота.
9 августа 1945 г. встретила в составе
11 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитан-лейтенанта
Павлова Бориса Николаевича. В боевых действиях не участвовала.
"Щ-116" ("Осетр")
Заложена 19 октября 1932 г. в Ленинграде на
заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 242. В 1934 г.
секциям перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод),
где в 1934 г. спущена на воду. 4 марта 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 г. встретила в составе
8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием
капитан-лейтенанта Петелина Александра Ивановича. В боевых действиях не
участвовала.
"Щ-117" ("Макрель")
Головная лодка серии V-бис. Заложена 10 октября 1932 г.
в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской
№ 226. В 1933 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на
завод № 202 (Дальзавод), где 15 апреля 1934 г. спущена на воду. 8 января 1935 г. вошла
в состав Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 г. встретила в составе
8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием
капитан-лейтенанта Синецкого Петра Владимировича. К началу боевых действий
заняла назначенную позицию у берегов Южного Сахалина, встреч с противником
не имела.
"Щ-118" ("Кефаль")
Заложена 10 октября 1932 г. в Ленинграде на
заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 227. В 1933г.
секциями перевезена по желеной дороге в Хабаровск на завод № 368 (Хабаровский
судомеханический завод), где в 1934 г. спущена на воду. 4 марта 1935 г. вошла
в состав Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 г. встретила в составе
8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием
старшего лейтенанта Вострикова Виктора Алексеевича. 17 августа благополучно
высадила разведгруппу в 15 км южнее порта Маока.
"Щ-119" ("Белуга")
Заложена 12 мая 1933 г. в Лениграде на
заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 241. В 1934 г.
секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод),
где 7 мая 1934 г. спущена на воду. 4 марта 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского
флота.
9 августа 1945 г. встретила в составе
8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием
капитан-лейтенанта Калашникова Алексея Куприяновича. К началу боевых действий
заняла назначенную позицию у берегов Южного Сахалина , где 13 августа
безуспешно сначала атаковав тремя торпедами
одиночный транспорт, а затем одной торпедой
тральщик. 1 сентября доставила топливо нашим кораблям в порт Отомари, Южный
Сахалин.
"Щ-120" ("Навага")
Заложена 2 апреля 1933 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 185. В 1933 г.
секциями перевезена по железной дороге в Хабаровск на завод № 368 (Хабаровский судомеханический завод), где в июне 1934 г. спущена на воду.
4 марта 1935г. вошла в состав Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 г. встретила в составе
8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием
капитан-лейтенанта Блюклижского Анатолия Гавриловича. В боевых действиях
не участвовала.
"Щ-201" ("Сазан")
Заложена 14 августа 1933 г. в Ленинграде на
заводе № 194, заводской № 183. В 1934 г. секциями перевезена по железной
дороге в Николаев на завод № 200 (имени 61 коммунара), где 3 апреля 1934 г. спущена
на воду под заводским № 1026. 3 сентября 1935 г. вошла в состав Черноморского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Стрижака Александра Ивановича
в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Новороссийске.
15 сентября, находясь в дозоре у Новороссийска, обнаружила шумы румынской
подводной лодки "Дельфинул", но приняла их за работу двигателя торпеды и уклонилась
от нее. 28 декабря поставила два светящихся буя в 10 милях к юго-западу
от м. Чауда, а затем 29 и 30 декабря, оставаясь на ходу, освещала морской
сектор прожектором белого и красного огня по плану Феодосийско-Крченской
десантной операции. 15 января 1942г. осуществляла навигационное обеспечение
высадки войск морского десанта в Судак. В конце января выходила в район
Варны для поиска экипажа сбитого самолета, люди найдены не были. Во второй
половине 1942 г. поставлена в ремонт. 29 декабря командиром корабля назначен
капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Парамошкин Павел Иванович.
30 июня 1943г. находясь на позиции, обнаружила мотобот и, всплыв, захватила
в плен 8 человек. 11 декабря вышла в атаку по транспорту в охранении сторожевого
катера, но это оказалось судно-ловушка; "Щ-201" была обнаружена и подверглась,
хоть и безрезультатному, но длительному преследованию. 10 июня 1944г. командиром
корабля назначен капитан-лейтенант Матвеев Василий Иванович, однако в сентябре
в командование опять вступил капитан 3 ранга Парамошкин Павел Иванович.
5 ноября награждена орденом "Красного Знамени".
Срок боевой службы - 38,8 месяца
(22 июня 1941 г. - 16 сентября 1944 г.). 13 боевых походов (180 суток). 8
торпедных атак в результате которых потоплено 2 судна (1390 брт) и поврежден
1 корабль, кроме этого, возможно, потоплены 2 корабля и повреждены 1 судно
и 1 корабль. 1 судно потоплено абордажной группой.
"Щ-202" ("Сельдь")
Заложена 3 ноября 1933 г. в Ленинграде на
заводе № 194, заводской № 184. В 1934 г. секциями перевезена по железной
дороге в Николаев на завод № 200 (имени 61 коммунара), где 29 мая 1934 г спущена
на воду под заводским № 1027. 3 сентября 1935 г. вошла в состав Черноморского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
капитан-лейтенанта Козюберда Владимира Харлампиевича в составе Отдельного
учебного дивизиона подводных лодок в Феодосии, где участвовала в испытаниях
торпед. 13 сентября, находясь в надводном положении на позиции у Новороссийска,
обнаружила румынскую подводную лодку "Дельфинул" и пыталась ее атаковать, однако она
тоже обнаружила "Щ-202" и уклонилась погружением. В конце осени поставлена
в капитальный ремонт, где на нее поставили аккумуляторные батареи с подводной
лодки типа "А". 28 августа 1942г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант
Касаткин Александр Петрович. 6 октября 1943 г., находясь в надводном положении
на позиции, была атакована бомбами и пулеметным огнем самолетов противника,
получила значительные повреждения. 16 апреля 1944 г. командиром корабля
назначен капитан-лейтенант Леонов Михаил Васильевич.
Срок боевой службы - 38,8 месяца
(22 июня 1941 г. - 16 сентября 1944 г.).10 боевых походов (186 суток.). 6
торпедных атак в результате потоплено 1 судно (1200 брт) и, возможно, потоплено
еще 1 судно.
"Щ-203" ("Камбала")
Заложена 10 марта 1933 г. в Ленинграде на
заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 228. В 1933 г.
секциями перевезена по железной дороге в Николаев на завод № 200 (имени
61 коммунара), где 29 мая 1934 г. спущена на воду под заводским № 1028. 30 сентября 1935 г.
вошла в состав Черноморского флота.
22 июня 1941г. встретила под командованием
капитана 3 ранга Немчинова Владимира Иннокетиевича в составе Отдельного
учебного дивизиона подводных лодок в плановом ремонте в Севастополе. 1 июля,
с окончанием ремонта, перешла к месту постоянного базирования в Новороссийск.
25 декабря высадила на камни Эльчин-Кая двух офицеров гидрографического
отдела флота для установки там манипуляторных огней по плану подготовки
Феодосийско-Керченской десантной операции. Офицеры задачу выполнили, однако
на подводную лодку не вернулись: по-видимому, погибли при возвращении на шлюпке из-за усилившегося ветра и волнения. Командир "Щ-203" их поиск не организовал
и ушел из района. В феврале 1942г. назначалась на позицию у Феодосии, но
из-за неисправности якорной устройства досрочно вернулась в базу. в июне
совершила два рейса в осажденный Севастополь,
доставили туда 52 т боеприпасов,
8 т продовольствия и 30т бензина а также вывезла на Кавказ 85 человек.
29 июня она в третий раз вышла в Севастополь, но из-за плотной блокады
города с моря задачу выполнить не смогла. да и наши войска к тому времени
прекратили сопротивление. 25 августа, находясь на переходе из Геленджика
в Батуми с баржой и катером на буксире, атакована самолетом противника
на траверзе м. Уч-Дере. Несмотря на то, что пл отдала буксир и совершила
срочное погружение, получила повреждения от близких разрывов бомб. Когда
самолеты улетели, "Щ-203" всплыла и, взяв на буксир катер и баржу, продолжила
движение по плану, с приходом в базу поставлена в ремонт. 26 августа 1943 г.
потоплена итальянской сверхмалой подводной лодкой "СВ-4". Сибилле застопорил ход, и советская
подводная лодка прошла от итальянской буквально в 50-60 м, на мостике ясно различался
человек, вглядывавшийся в даль. Оставшись за кормой у советской подводной лодки, "СВ-4"
описала циркуляцию и, заняв выгодную позицию, с 800 м выпустила торпеду,
однако эта торпеда отклонилась влево. Немедленно была выпущена вторая торпеда
и она через 40 секунд попала перед рубкой советской подводной лодки - поднялся высокий
столб воды, раздался взрыв и подводная лодка исчезла.
Срок боевой службы - 26,1 месяца
(22 июня 1941 г. - 26 августа 1943 г.). 17 боевых походов (178 суток). "Щ-305" ("Линь")
Заложена в ноябре 1932 г. в Ленинграде
на заводе № 194, заводской № 186, под наименованием "Воинствующий безбожник"
31 декабря 1933 г. спущена на воду. 19 июля 1935 г. вошла в состав Краснознаменного
Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
старшего лейтенанта Кочеткова Константина Сергеевича в составе Отдельного
учебного дивизиона подводных лодок в Ориенбауме. С 25 июня по 5 июля находилась
на позиции у о.Оренгрунд, где дважды обнаруживала финскую подводную лодку "Ветсхиси".
28 июня безрезультатно атаковала ее одной торпедой, а 30 июня сама вынуждена
была уклониться погружением от торпедной атаки противника. 2 августа командиром
корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга ) Сазонов
Дмитрий Михайлович. 23 сентября при стоянке в Кронштадте получила повреждения
корпуса и механизмов от близких разрывов авиационных бомб. В октябре 1942 г.
вышла с рейда о. Лавенсаари для действий в районе Аландских островов. 5
ноября ночью во время зарядки аккумуляторных батарей безрезультатно атакована
с дистанции 2 каб двумя торпедами финской подводной лодки "Ветехинен". Поняв, что промахнулся,
командир финской подводной лодки пошел на таран и через две минуты нанес столь сильный
удар форштевнем, что "Щ-305" сразу затонула.
Срок боевой службы - 16,4 месяца
(22 июня 1941 г. - 5 ноября 1942 г.). 2 боевых похода (30 суток). "Щ-308" ("Семга")
Заложена 10 ноября 1930 г. в Горьком на заводе
№ 112 (Красное Сормово), заводской № 550/2. 28 апреля 1933 г. спущена на воду.
20 ноября 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовала
в Советско-финляндской войне.
22 июня 1941 г. встретила под командованием
капитан-лейтенанта Маркелова Александра Филипповича в составе Отдельного
учебного дивизиона подводных лодок в Ориенбауме. С 23 июля по 8 августа
находилась на позиции в районе Норчепингской бухты, где имела неоднократную
возможность атаковать транспорты противника, однако от атак всячески уклонялась
и, по возвращению в базу, командование вышла с ходатайством об отдаче командира
под суд военного трибунала за трусость. 28 августа, при выходе с рейда
Таллинна для перехода в Кронштадт, столкнулась с буксиром и получила повреждения
корпуса. В апреле 1942г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант
Автомонов Иван Васильевич. 23 июня вышла из Кронштадта в боевой поход,
однако, из-за слабой подготовки личного состава, повредила кормовые горизонтальные
рули и 30 июня вернулась в базу. 22 июля командиром корабля назначен капитан
3 ранга Костылев Лев Николаевич. 22 сентября заняла позицию в районе о.Уте.
20 октября командир донес, что потопил три транспорта и имеет повреждения
прочного корпуса, однако по трофейным документам в данном районе в этот
период было повреждено только одно судно. Получила приказание возвратиться,
но в базу не прибыла. По финским данным "Щ-308" 26 октября потоплена финской
подводной лодкой "Ику-Турсо" на подходах к проливу Серда-Кваркен.
Срок боевой службы - 16,1 месяца
(22 июня 1941 г. - 26 октября 1942 г.). 2 боевых похода (50 суток) |