Военно-морской флот России


Средние подводные лодки типа "Щ" X серии

Описание Фотографии

Доп. материал

     
Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным. Полуторакорпусные лодки типа «Щ» имели семь (III серия – шесть) отсеков: первый и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек - центральный пост; пятый - дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно - два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).

В некоторые конструкции этих лодок вносились изменения, которые должны были устранить недостатки, выявленные в процессе эксплуатации подводных лодок типа Щ. Основные же размерения корабля, конструкция прочного и легкого корпусов, а также конструкция основных систем и устройств сохранялись. Главное, что удалось добиться на лодках Х серии, - увеличения надводной скорости за счет установки новых дизелей марки 38К8 мощностью 800 л. с. при 600 об/мин, позволивших получить наибольшую скорость 14,1-14,3 уз против 12,3 уз на подводных лодках серии V бис-2. Из других усовершенствований и нововведений следует отметить установку опреснителя системы НИИВК, 40 л/ч, новую конструкцию глушителя, уменьшившую “парение” глушителя, а следовательно снижавшего демаскировку лодки, установку сетепрорезателя типа “Краб”.и нового перископа итальянской фирмы “Галилео” (длина 9 м и диаметр 180 мм).

На подводных лодках Х серии принципиальные изменения произведены в системе воздуха высокого давления. Были применены распределительные колонки аварийного продувания цистерн главного балласта. При этом главный балласт продувался непосредственно воздухом высокого давления. В результате новой схемы воздуха высокого давления аварийное продувание цистерн главного балласта с перископной глубины сократилось с 9-10 мин до 3 мин 13 с. В остальном подводные лодки Х серии ничем не отличались от подводных лодок серии V бис-2.

Тридцать две лодки Х серии ввели в строй до войны (восемь на Севере, семь на Балтике, восемь на Черном море и девять на Тихом океане)

В 1940 г. балтийские «Щ-311» и «Щ-324» наградили орденами Красного Знамени за участие в боевых действиях во время советско-финляндской войны. «Щ-402» 14 июля 1941 г. открыла боевой счет подводников Северного флота. 3 апреля 1942 г. она стала Краснознаменной, а 25 июля 1943 г. гвардейской. К моменту гибели в 1944 г. лодка одержала в 16 боевых походах 13 побед. Первую победу на Черном море одержала 14 августа 1941 г. «Щ-211», а на Балтике - «Щ-307» 10 августа 1941 г. торпедировала фашистскую подводную лодку «U-144». Гвардейскими стали «Щ-215» (Черноморский флот) и «Щ-422» (Северный флот). Орденами Красного Знамени были награждены черноморская «Щ-209», балтийские «Щ-320» и «Щ-323», североморские «Щ-403», «Щ-404» и «Щ-421»

Водоизмещение - надводное - 584 тонны, подводное - 707,8 тонн
Длина наибольшая - 58,7 м
Ширина наибольшая - 6,2 м
Осадка средняя - 3,96 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1600 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 112 батарей каждая марки "КСМ-2", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 26 тонн, полный - 63 тонны
Скорость - наибольшая надводная - 14.1 узла, подводная 8,5 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 1200 миль при 14,1 узле, - 4500 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 8,5 миль при 8,5 узлах, - 100 миль при 2,5 узлах
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров
Время погружения - 45 секунд
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 10 533-мм торпед ; 2 - 45/46 артиллерийских установки "21-К" ; 1000 45-мм выстрелов
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 20 суток, максимальная - 40 суток
Запас плавучести - 19 %
Экипаж - 7 офицеров, 15 старшин, 18 рядовых

"Щ-126"

Заложена 23 июля 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 297. В 1934 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 20 апреля 1935 г. спущена на воду. 3 октября 1936 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 12 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитан-лейтенанта Морозова Владимира Андреевича. С началом боевых действий заняла назначенную позицию в Японском море. 21 августа обнаружила японский мотобот и потопила его артиллерийским огнем с дистанции 7 - 8 каб., израсходовав 50 45-мм снарядов.

"Щ-127"

Головная подводная лодка Х серии. Заложена 23 июля 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 296. В 1934 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 13 июня 1935 г. спущена на воду. 3 октября 1936 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 12 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитана 3 ранга Мельникова Михаила Дмитриевича. С началом боевых действий заняла назначенную позицию в Японском море. 14 августа обнаружила отряд боевых кораблей Японии в составе крейсера (командир принял его за линейный корабль) и четырех эсминцев, о чем доложил командованию. Получив приказание следить за отрядом, более часа наблюдала за ним и доносила о его курсе и скорости, а затем отстала и потеряла с ним контакт.

"Щ-128"

Заложена 7 августа 1934 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 258. В 1935 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 9 июня 1935 г. спущена на воду. 3 октября 1936 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945г. встретила в составе 1 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис под командованием капитан-лейтенанта Гникула Григория Ивановича. В боевых действиях не участвовала.

"Щ-129"

Заложена 31 декабря 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 298. В 1935 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 10 октября 1935 г. спущена на воду. 3 октября 1936 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 12 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитана 3 ранга Авдашева Владимира Ивановича. В боевых действиях не участвовала.

"Щ-130"

Заложена 7 августа 1934 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 257. В 1935 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 8 июня 1935 г. спущена на воду. 11 декабря 1936 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 12 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитан-лейтенанта Александровского Абрама Ароновича. В боевых действиях не участвовала.

"Щ-131"

Заложена 23 июля 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 192. В 1935 г. перевезена секциями по железной дороге в Хабаровск на завод № 368 (Хабаровский судомеханический завод), где 4 июля 1935 г. спущена на воду. 11 декабря 1936 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 1 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис под командованием капитан-лейтенанта Зубарева Сергея Тимофеевича. В боевых действиях не участвовала.

"Щ-132"

Заложена 31 декабря 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 299. В 1935 г. перевезена секциями по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 4 июля 1935 г. спущена на воду. 11 декабря 1936 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 12 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитан-лейтенанта Соколова Михаила Леонидовича. В боевых действиях не участвовала.

"Щ-133"

Заложена 7 августа 1934 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 259. В 1935 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 4 июля 1935 г. спущена на воду. 11 декабря 1936 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок в бухте Владимир под командованием капитан-лейтенанта Гарвалинского Владислава Матвеевича. В боевых действиях не участвовала.

"Щ-134"

Заложена 23 июля 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 293. В 1935 г. перевезена секциями по железной дороге во Владивосток на завод №202 (Дальзавод), где 4 сентября 1935 г. спущена на воду. 27 декабря 1936 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок в бухте Владимир под командованием капитан-лейтенанта Вдовина Александра Кирилловича. С началом боевых действий заняла назначенную позицию в Японском море, откуда была отозвана 19 августа.

"Щ-423"

Заложена 8 января 1936 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово) начата сборка корпуса из деталей изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева под обозначением "Щ-315", заводской № 85. В мае 1937 г. спущена на воду. 6 декабря 1937 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 9 мая 1938 г. начала переход по Беломорканалу на Север и 21 июня вошла в состав Северного флота. 17 июля получила обозначение "Щ-423". 5 августа 1940 г. начала переход на Дальний Восток Северным морским путем. 17 октября прибыла во Владивосток. 17 апреля 1942 г. получила обозначение "Щ-139".

9 августа 1945 г. встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок в бухте Владимир под командованием капитан-лейтенанта Придатко Ивана Антоновича. В боевых действиях не участвовала.

"Щ-208"

Заложена 18 мая 1934 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1032. 7 октября 1935 г. спущена на воду. 9 марта 1937 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Беланова Николая Михайловича в составе 3 дивизиона 1 бригады подводных лодок в Севастополе. В декабре встала в текущий ремонт. В январе 1942 г., завершив ремонт и пройдя курс подготовки, вступила в боевые действия. 23 августа вышла в боевой поход в район Констанца - Портницкое гирло, на связь не выходила и в базу не возвратилась. Предположительно подорвалась на мине и погибла так и ни разу не выйдя в атаку.

Срок боевой службы - 14,2 месяца (22 июня 1941 г. - 28 августа 1942 г). 6 боевых походов (93 суток).

"Щ-209"

Заложена 25 мая 1934 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1033. 2 марта 36 г. спущена на воду. 9 марта 37 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Киселева Ивана Назаровича в составе 3 дивизиона 1 бригады подводных лодок в Севастополе. 25 июня заняла назначенную позицию у берегов Болгарии, но, несмотря на проявленную активность в поиске противника, контактов с ним не имела. 8 марта 1942 г., в 65 милях к северо-западу от Синопа на переходе в назначенный район, была внезапно атакована самолетом противника, сбросившего 2 бомбы; вышли из строя турбонасос и командирский перископ - командир получил приказ вернуться в Туапсе. 5 апреля вместо погибшего командира назначен новый - капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Иванов Владимир Иванович. Во второй половине июня совершила два рейса в осажденный Севастополь, доставив туда 58,9 т боеприпасов и вывезя в Новороссийск 106 человек, в мот числе Военный Совет и командный состав Приморской армии, командование Береговой обороны Севастопольской военно-морской базы. 23 апреля 1943г., единственная из черноморских подводных лодок, была наведена на противника разведывательной авиацией, но атака не получилась. 21 ноября успешно высадила разведывательную группу в районе м. Олинька. 24 февраля 1944г., при возвращении с позиции у Батуми, потеряла свое место и, идя вдоль берега, вошла в территориальные воды Турции, при этом она была обстреляна пулеметным огнем с нашего погранпоста, а при выходе из территориальных вод Турции - турецкими пограничниками. В марте личный состав полностью заменен экипажем "Щ-130" Тихоокеанского флота, новым командиром корабля 11 марта назначен капитан-лейтенант Стеценко Василий Васильевич. 4 апреля командиром назначается капитан-лейтенант Суходольский Николай Васильевич. Черноморский экипаж "Щ-209" 12 марта убыл в Архангельск. 26 июля потопила артиллерийским огнем шхуну в 250 т. Утром 15 сентября последней из черноморских подводных лодок благополучно возвратилась в базу. 6 марта 1945 г. награждена орденом "Красного Знамени"

Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941 г.- 16 сентября 1944 г). 18 боевых походов (337 суток). 12 торпедных атак, в результате которых потоплены 1 шхуна (100 т) и 1 корабль, кроме этого, возможно, еще потоплены 1 судно и 1 корабль. Артиллерийским огнем потоплено 1 судно (250 т).

"Щ-210"

Заложена 3 июня 1934г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1034. 13 марта 1936 г. спущена на воду. 9 марта 1937 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Михайлова Георгия Афанасьевича в составе 3 дивизиона 1 бригады подводных лодок в Севастополе. 30 сентября командиром назначен инженер-капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга ) Зельбст Исай Леонтьевич. 11 октября обнаружила вспомогательный крейсер "Дачиа", но из-за невыгодности позиции выйти в атаку не смогла. С 15 по 28 марта 1942г. должна была действовать на позиции у м. Шаблер, на связь не выходила и в базу не возвратилась. Предположительно подорвалась на мине и погибла.

Срок боевой службы - 9 месяцев (22 июня 1941 г. - 23 марта 1942 г.). 5 боевых походов (75 суток). 1 торпедная атака, в результате которой, возможно, повреждено 1 судно.

"Щ-211"

Заложена 3 сентября 1934 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1035. 3 сентября 1936 г. спущена на воду. 5 мая 1938 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Девятко Александра Даниловича в составе 4 дивизиона 1 бригады подводных лодок в Севастополе. 11 августа высадила группу из 14 болгар севернее м. Карабурун. 15 августа повредила транспорт "Пелес", который впоследствии затонул, это была первая победа черноморских подводников. 16 ноября вышла в очередной боевой поход, на связь не выходила и в назначенный срок в базу не вернулась . Предположительно подорвалась на мине и погибла в районе Варны.

Срок боевой службы - 5 месяцев (22 июня 1941 г. - 22 ноября 1941 г.). 4 боевых похода (64 суток). 4 торпедные атаки, в результате которых потоплено 2 судна (11862 брт) и возможно, повреждено 1 судно.

"Щ-212"

Заложена 18 ноября 1934 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1036. 29 декабря 1936 г. спущена на воду. 15 декабря 1938 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Бурнашева Ибрагима Касьяновича в составе 4 дивизиона 1 бригады подводных лодок находясь в ремонте в Севастополе. 25 октября, находясь на позиции в районе Варны, во время прокладки на грунт подорвалась на мине, но, несмотря на значительные повреждения, сумела возвратиться в базу, поставлена в аварийный ремонт. Новый 1942г. встретила в ремонте. Во второй половине июня дважды прорывалась в осажденный Севастополь, доставив туда 54 т боеприпасов, 6 т продовольствия, 27 т бензина и вывезя в Новороссийск 117 человек. 2 июля не смогла подойти к берегу из-за противодействия противника и вынуждена вернуться в базу, не выполнив задачу. 7 июля встала на две недели в планово-предупредительный ремонт. 23 октября командиром назначен капитан-лейтенант Кукуй Григорий Аронович. 19 декабря потоплена авиацией к северу от м. Синоп при возвращении в базу после боевого похода. За все время военных действий не израсходовала ни одной торпеды.

Срок боевой службы - 17,9 месяца (22 июня 1941 г. - 19 декабря 1942 г.). 9 боевых походов (99 суток).

"Щ-213"

Заложена 4 декабря 1934 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1037. 13 апреля 1937 г. спущена на воду. 15 декабря 1938 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта Денежко Дмитрия Митрофановича в составе 4 дивизиона 1 бригады подводных лодок, находясь в ремонте в Севастополе. 23 февраля 1942 г. после неудачной торпедной атаки потопила артиллерийским огнем шхуну. 23 марта Денежко Д.М. погиб в Туапсе во время налета авиации противника. 16 мая на его место назначили капитан-лейтенанта Исаева Николая Васильевича. 20 июня "Щ-213" отзывается с позиции для участия в снабжении осажденного Севастополя. Придя туда с грузом, она не смогла подойти к берегу и вынуждена была вернуться в Новороссийск, не выполнив задание. 14 октября потоплена глубинными бомбами противолодочного корабля "Uj-80" в 5,5 милях восточнее Портицкого гирла.

Срок боевой службы - 15,7 месяца (22 июня 1941 г. - 14 октября 1942 г.). 7 боевых походов (114 суток). 4 торпедные атаки, в результате которых потоплено 1 судно (144 брт). Артиллерийским огнем потоплено 1 судно.

"Щ-214"

Заложена 13 июля 1935 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1038. 23 апреля 1937 г. спущена на воду. 10 апреля 1939 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила в составе 4 дивизиона 1 бригады подводных лодок, находясь в ремонте в Севастополе, временно исполнял обязанности командира капитан-лейтенант Апостолов Георгий Петрович. 20 июля командиром назначается капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Власов Владимир Яковлевич. 3 ноября потопила артиллерийским огнем шхуну "Кральтепе"(350 т). 1 января 1942г. потопила артиллерийским огнем шхуну "Кайнакдере". 29 и 31 мая, а также 2 июня потопила подрывными патронами по шхуне, высаживая на них абордажные партии. В середине июня совершила один поход в осажденный Севастополь, доставив туда 26 т боезапаса и 4 т продовольствия. На обратном пути 19 июня в районе м. Айтодор потоплена итальянским торпедным катером "МАС - 571", два человека из экипажа взяты в плен.

Срок боевой службы - 11,9 месяца (22 июня 1941 г. - 19 июня 1942 г.). 5 боевых походов (75 суток). 2 торпедные атаки, в результате которых потоплено 1 судно (3336 брт). Артиллерийским огнем потоплено 2 судна, кроме этого 3 судна потоплены подрывными патронами абордажных партий.

"Щ-215"

Заложена 27 марта 1935 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1039. 11 января 1937 г. спущена на воду. 10 апреля 1939 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Власова Владимира Яковлевича в составе 4 дивизиона 1 бригады подводных лодок, находясь в ремонте в Севастополе. 20 июля командиром корабля назначен капитан-лейтенант Апостолов Григорий Петрович. 9 февраля 1942г. командиром назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Коршунов Виктор Анисимович. 2 июля пыталась прорваться в осажденный Севастополь с 30 т боеприпасов и 27 т бензина, но город пал и она возвратилась в Новороссийск. 23 октября командиром назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Грешилов Александр Иванович. 20 января 1943г. пыталась атаковать конвой, но командир запутался в маневрировании и потерял транспорта на фоне берега. 23 января обнаружила две самоходные баржи и безуспешно атаковала двумя торпедами одну из них. Продолжив преследование в позиционном положении, вскоре вновь атаковала баржу тремя торпедами, но все они прошли мимо. После этого всплыла в крейсерское положение и открыла артиллерийский огонь. Баржи открыли ответных огонь и один 76-мм снаряд попал в ограждение рубки. Несмотря на повреждение, "Щ-215" смогла погрузиться и уклониться от двух сброшенных глубинных бомб. 10 июня 1944г. командиром корабля назначен капитан 3 ранга Стрижак Александр Иванович. 22 июля присвоено звание "Гвардеская" 24 августа потопила артиллерийским огнем моторно-парусную шхуну "Мефкуре" (53 брт) - последнее судно противника потопленное черноморскими подводниками.

Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941г. - 16 сентября 1944 г). 15 боевых походов (306 суток). 18 торпедных атак, в результате которых потоплено 3 судна (более 2082 брт) и 1 корабль, кроме этого, возможно, потоплены 2 судна и 1 корабль. Артиллерийским огнем потоплено 1 судно (53 брт).

"Щ-317"

Заложена 23 июля 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 295. 24 сентября 1935 г. спущена на воду. 1 ноября 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитана 3 ранга Андронова Алексея Герасимовича в составе 7 дивизиона 2 отряда подводных лодок в Таллине. 2 ноября вышла из Кронштадта для занятия позиции в районе маяка Эландсрев, причем от о. Гогланд часть пути "Щ-317" должна была идти в составе конвоя следовавшего на Ханко. В ночь на 3 ноября самостоятельно прибыла к о. Гогланд и легла на грунт в назначенной точке. В 18.00 3 ноября начала всплытие согласно плана для присоединения к конвою, но была обнаружена по воздушному пузырю советским катером "МО", принята за вражескую и атакована глубинными бомбами. Получив повреждения приборов и механизмов от близких разрывов, всплыла и попала под артиллерийский обстрел: из 15 выпущенных по ней 45-мм снарядов несколько пробили прочный корпус в районе второго отсека. Только после подачи световых опознавательных сигналов охотник прекратил обстрел лодки. После заделки пробоины зашла в бухту Суркюля, причем на входе выскочила на камни и в конечном итоге 6 ноября вернулась в Кронштадт для ремонта. 24 января 1942г. командиром назначен капитан-лейтенант Мохов Николай Константинович. 11 июня покинула о. Лавенсари и вышла в боевой поход. 16 июня она донесла о благополучном форсировании Финского залива и только 10 июля опять вышла на связь с докладом об израсходовании торпед, потоплении пяти транспортов (гибель всех судов впоследствии подтвердили иностранные источники) и начале движения в базу. В Кронштадт она не вернулась: по финским данным 12 июля в районе о. Родшер воздушная разведка обнаружила масляное пятно, а после неоднократных бомбардировок там всплыли деревянные обломки, матрасы, спасательные круги и т.д. Можно предположить, что "Щ-317" подорвалась 12 июля на мине в Финском заливе, а уже потом, 15 июля, потоплена глубинными бомбами финских минных заградителей "Руотсинсальми", сторожевого катера "VMV-16" и самолетов.

Срок боевой службы - 12,8 месяца (22 июня 1941 г. - 15 июля 1942 г.). 2 боевых похода (55 суток). Не менее 5 торпедных атак, в результате которых потоплено 5 судов (10997 брт).

"Щ-318"

Заложена 23 июля 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 294. 11 августа 1935 г. спущена на воду. 30 августа 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Афанасьева Владимира Константиновича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Таллинне. 26 сентября и 2 октября при стоянке в Кронштадте получила повреждения прочного корпуса от близких разрывов снарядов. 26 октября вышла из Кронштадта в боевой поход. но в районе о. Гогланд села на каменную гряду откуда смогла сняться только с помощью трех тральщиков, после чего 31 октября возвратилась для ремонта в базу. В августе 1942 г. командиром назначен капитан 3 ранга Бутышкин Николай Никифорович. 13 октября в ходе отработки на Неве задач боевой подготовки в подводном положении ударилась о бык Володарского моста, повредила винты , рули корпус и опять встала в длительный ремонт. 17 мая 1943 г. командиром назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Лошкарев Лев Александрович. В конце лета отрабатывала задачи боевой подготовки в полигоне на Красногорском рейде. В первой половине 1944г. получила на вооружение гидроакустическую станцию "Дракон-129" и к августу была готова к выходу в море. 28 сентября вышла из Кронштадта и 7 октября заняла по зицию ожидания в 50 милях к западу от Либавы. Из-за неподготовленности личного состава и материальной части начались выходы из строя приборов и механизмов (вертикальных и горизонтальные рули, зенитных перископ. станция электродвигателей. топливная цистерна №1), однако, превысив автономность, смогла добиться успеха. 1945г. встретила в очередном ремонте. 16 января заняла позицию в районе Мемель-Либава. Плохие погодные условия, не прекращающиеся выходы из строя материальной части позволили лишь 4 февраля потопить транспорт. 10 февраля ночью при плохой видимости попала под таранный удар неопознанной цели, в результате чего вышли из строя вертикальный и горизонтальные рули, вернулась на базу и встала в ремонт. По косвенным данным можно предположить, что с "Щ-318" столкнулся транспорт "Аммерланд", который в результате этого затонул.

Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 3 боевых похода (97 суток). 4 торпедные атаки, в результате которых потоплено 2 судна (8120 брт).

"Щ-319"

Заложена 31 декабря 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 367. 15 февраля 1935 г. спущена на воду. 11 декабря 1936 г. вошла в состав Краснознаменного балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Агашина Николая Сидоровича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Таллинне. 20 сентября вышла из Кронштадта для действий в районе Либавы, но на связь не выходила и в базу не вернулась. Предположительно подорвалась на мине и погибла в Финском заливе к западу от маяка Родшер.

Срок боевой службы - 3 месяца (22 июня 1941 г. - 22 сентября 1941 г). 2 боевых похода (17 суток).

"Щ-320"

Заложена 31 декабря 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 368. 12 февраля 1935 г. спущена на воду. 11 декабря 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Вишневского Ивана Макаровича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Таллинне. 13 июня 1942г. вышла из Кронштадта для действий на коммуникациях противника. В нарушение указаний командования совершала переход к о. Лавенсари в надводном положении и подверглась атаке авиации противника: в результате взрыва 16 бомб в непосредственной близости от корабля оторвало минные отводы, вышли из строя многие приборы и механизмы. Несмотря на это боевой поход был продолжен. Выход был сравнительно успешным и 1 октября подлодка вновь вышла в боевой поход. На этот раз она на связь не выходила и в базу не вернулась: предположительно подорвалась 3 октября на плавающей мине в районе зарядки аккумуляторов к северо-западу от о. Вайндло. 23 октября награждена орденом "Красного Знамени".

Срок боевой службы - 15,4 месяца (22 июня 1941 г. - 3 октября 1942 г). 4 боевых похода (97 суток). 4 торпедные атаки, в результате которых потоплено 1 судно (676 брт) и кроме этого, возможно, потоплены еще 2 судна.

"Щ-322"

Заложена 31 декабря 1934 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово), заводской № 550/6. 10 апреля 1935 г. спущена на воду. 4 ноября 1936 г. вошла в состав Краснознаменного балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Ермилова Виктора Андреевича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Таллинне. 10 октября вышла в свой второй боевой поход из Кронштадта. Форсирование Финского залива должно было осуществиться в составе группы из трех подводных лодок, причем до маяка Кэри в обеспечении тральщиков и малых охотников. При отходе от о. Гогланд ночью 12 октября тральщики подсекли сразу две мины и походный строй нарушился, при этом "Щ-322" протаранила "МО-310", сама серьезных повреждений не получила, но отстала. Вскоре на ушедших вперед кораблях услышали сильный взрыв, можно предположить, что "Щ-322" подорвалась на мине.

Срок боевой службы - 3,7 месяца (22 июня 1941 г. - 12 октября 1941 г). 2 боевых похода (32 суток)

"Щ-323"

Заложена 31 декабря 1934 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово), заводской № 550/7. 10 апреля 1935 г. спущена на воду. 3 ноября 1936 г. вошла в состав краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Иванцова Федора Ивановича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Таллинне. 13 октября обнаружила легкий крейсер "Кельн", обстреливавший мыс Ристан в охранении миноносцев, но из-за неподготовленности личного состава атака сорвалась. 18 октября во время шторма от удара волн вышел из строя вертикальных руль, перешли на управление машинами. Впоследствии руль ввели в строй, но он работал очень ненадежно. Ночью 19 октября в условиях плохой видимости для избежания столкновения с шедшим навстречу транспортом включила ходовые огни, а в 6.31 разошлась с другим транспортом всего в 6 каб. 17 января 1942 г. награждена орденом "красного Знамени". 9 июля командиром назначен капитан 2 ранга Андронов Алексей Герасимович. 23 августа вышла из Кронштадта в Балтийское море, но только 1 сентября смогла начать движение от о. Лавенсари. В тот же день подорвалась на антенной мине, получила серьезные повреждения корпуса ограничившие глубину погружения двадцатью метрами и вернулась в базу... 28 ноября при стоянке в Ленинграде осколками авиабомбы пробило прочный корпус, повредило аккумуляторную батарею. 1 мая 1943г. начала переход из Ленинграда в Кронштадт. в условиях плохой видимости, из-за ошибки в счислении своего места (показания тахометра при работе электродвигателей принимались за обороты винта под дизелями) и отсутствия в назначенном месте судна-контролера, вышла с фарватера, подорвалась на донной мине и затонула - на поверхности остались лишь тумбы перископа, большая часть экипажа, в том числе командир. погибли. В 1944 г. лодку подняли, но в строй не ввели.

Срок боевой службы - 22,3 месяца (22 июня 1941 г. - 1 мая 1943 г.). 2 боевых похода (51 сутки). 7 торпедных атак, в результате которых потоплено 1 судно (3724 брт) и, возможно, потоплены еще 4 судна.

"Щ-324"

Заложена 31 декабря 1934 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово), заводской № 550/8. 10 апреля 1935 г. спущена на воду. 31 октября 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовала в Советско-Финляндской войне, 21 апреля 1940 г. награждена орденом "Красного Знамени".

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Тархнишвили Георгия Иорамовича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Таллинне. 3 ноября вышла из Кронштадта имея задачу к 5 ноября занять позицию у входа в Финский залив для прикрытия эвакуации с Ханко. В назначенный срок было получено донесение о занятии района, но больше на связь не выходила и в базу не вернулась, предположительно подорвалась на мине и погибла.

Срок боевой службы - 4,5 месяца (22 июня 1941 г - 7 ноября 1941 г). 2 боевых похода (23 суток).

"Щ-401"

Заложена 4 декабря 1934 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод) под обозначением "Щ-313, заводской № 253. 28 июня 1935 г. спущена на воду. 23 июля 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 16 мая 1937 г. присвоено обозначение "Щ-401".

28 мая 1937 г. начала переход на Север по Беломорско-Балтийскому каналу. 27 июня 1937 г. вошла в состав Северного флота. 22 июня 1941 г, встретила под командованием капитан-лейтенанта Моисеева Аркадия Ефимовича в составе 3 дивизиона бригады подводных лодок в Полярном. В этот же день вышла в боевой поход в район о. Вардё. 14 июля в Перс-фьорде атаковала тральщик Во время атаки была обнаружена, подверглась бомбардировке глубинными бомбами, получила повреждения и была вынуждена вернуться в базу. 13 августа при стоянке в ремонте в Росте от разорвавшихся поблизости авиабомб погиб 1 человек, трое ранено и еще один пропал без вести. В апреле 1942 г. действовала в районе Тана-фьорд - м. Нордкин, откуда 23 апреля сообщила об атаке двух транспортов, но больше на связь не выходила и в базу не вернулась. Не исключено, что при возвращении в базу в Варангер-фьорде 24 апреля ошибочно атакована советскими торпедными катерами "ТКА-13" и "ТКА-14" и потоплена торпедами и глубинными бомбами.

Срок боевой службы - 10 месяцев (22 июня 1941 г. - 24 апреля 1942 г.). 8 боевых походов (127 суток). 7 торпедных атак, в результате которых потоплены 1 судно (1359 брт) и 1 корабль, а также, возможно, потоплено ещё 1 судно,

"Щ-402"

Заложена 4 декабря 1934 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод) под обозначением "Щ-314, заводской № 254. 28 июня 1935 г. спущена на воду. 29 сентября 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 16 мая 1937 г. присвоено обозначение "Щ-402".

28 мая 1937 г. начала переход на Север по Беломорско-Балтийскому каналу. 30 июня 1937 г. вошла в состав Северного флота. 22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Столбова Николая Гурьевича в составе 3 дивизиона бригады подводных лодок в Полярном. 11 июля заняла позицию в районе Порсангер-фьорда, но, не обнаружив противника, 14 июля проникла на рейд порта Хоннингсвог и атаковала там транспорт 16 августа досрочно возвратилась в базу, так как по мнению командира она не могла находиться в море из-за пропуска воды через заклёпку газоотвода дизеля. При этом при подходе к берегу оказалась, что подлодка имеет невязку своего места в 29 миль и вместо м. Кильдин-восточный оказалась у м. Шарапова, что могло привести к обстрелу её артиллерией береговой обороны. При осмотре "Щ-402" в базе пришли к выводу, что она вполне могла находиться с такой неисправностью на позиции, это был просто повод для досрочного возвращения с моря. В приказе Командующего флотом командир корабля был арестован на 10 суток с исполнением своих обязанностей, а военкому старшему политруку Кочергину Александру Борисовичу объявлен строгий выговор. 27 августа на "Щ-402" назначен новый военный комиссар политрук Долгополов Николай Афанасьевич. 10 сентября вновь досрочно возвратилась в базу, на этот раз из-за расплёскивания электролита.

3 марта 1942 г., после атаки корабля противолодочной обороны, подверглась преследованию и получила повреждения от близких разрывов глубинных бомб. 10 марта в 22.11 из-за ошибки в замерах наличия топлива в цистернах осталась без хода в 30 милях от м. Нордкап 11 марта в 2.10 на помощь "Щ-402" направлена "Д-3", находившаяся в 40 - 60 милях северо-западнее её, а в 18.45 из Полярного полным надводным ходом вышла "К-21", для сокращения времени перехода в район "Щ-402" ей назначили маршрут всего в 25 милях от побережья противника. В 6.47, находясь в 22 милях от побережья противника, успешно запустила дизеля на масле разбавленном керосином и ходом 4 узла начала движение в базу. 12 марта в 13.00 "К-21" прибыла в район, но "Щ-402" не обнаружила и начала её поиск в квадрате со стороной в 40 миль. 13 марта в 5.45 кончилось масло и подлодка вновь легла в дрейф. Командир, не зная какие меры приняты для оказания помощи его кораблю, принял решение выйти на связь с береговым командным пунктом без всяких ограничений и таким образом навести на себя силы противника, чтобы в бою нанести ему максимальный ущерб. Однако, получив уточнённые данные о месте "Щ-402", в 11.53 "К-21" обнаружила на дистанции 40 - 50 каб силуэт подлодки, которой оказалась "Щ-402". В 12.45 началась передача 8 т топлива и 120 л масла. Передача топлива осуществлялась шлангом поданным через рубочный люк и вскрытую горловину топливной цистерны в прочном корпусе. Всё оружие обеих подлодок было приготовлено к немедленному действию, а на швартовых стояли люди с топорами для обеспечения срочного погружения В 13.43 передача топлива завершилась, и обе подлодки, проведя поочерёдно дифферентовку, направились в базу. 3 апреля награждена орденом "Красного Знамени" 14 августа во время вентилирования аккумуляторных батарей в Тана-фьорде произошёл взрыв во втором и третьем отсеках. Из находившихся в носовой части подлодки уцелел один торпедист в первом отсеке, которого смогли извлечь на верхнюю палубу только через люк: дверь из четвёртого отсека в третий заклинило, во 2 отсеке бушевал пожар. Всего погибло 19 человек, в том числе: командир, военком, помощник командира и штурман - лодка возвратилась в базу. 14 августа командиром назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Каутский Александр Моисеевич.

25 июля 1943 г. присвоено звание "Гвардейская". В августе развёртывалась к востоку от м. Желания для прикрытия наших Арктических коммуникаций. 17 сентября 1944 г. вышла в море для действий на коммуникациях противника. 21 сентября в этот же район вылетели три советских самолёта-торпедоносца, один из которых обнаружил на подходах к селению Гамвик подводную лодку без хода и атаковал её торпедой, в результате "Щ-402" оказалась потопленной. Она стала последней погибшей подводной лодкой Северного флота.

Срок боевой службы - 39 месяцев (22 июня 1941 г. - 21 сентября 1944 г.). 16 боевых походов (232 суток). 11 торпедных атак, в результате которых потоплены 1 судно (682 брт) и 1 корабль.

"Щ-403"

Заложена 25 декабря 1934 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод) под обозначением "Щ-315", заводской № 261. 31 декабря 1935 г. спущена на воду. 26 сентября 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 16 мая 1937 г. присвоено обозначение "Щ-403".

28 мая 1937 г. начала переход на Север по Беломорско-Балтийскому каналу. 19 июня 1937 г. вошла в состав Северного флота. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Коваленко Семёна Ивановича в составе 3 дивизиона бригады подводных лодок в Полярном С началом военных действий перебазировалась в Иоканьку и в июле несла дозорную службу на подходах к Белому морю. 20 ноября вернулась в Полярный.

13 февраля 1942 г. для обеспечения высадки разведывательной группы на берег были отправлены 5 человек на двух резиновых лодках, однако шлюпки, не дойдя до берега, почему-то легли в дрейф. Подтянутые к борту корабля за спасательные концы лодки оказались без краснофлотцев и вёсел, командир отказался от высадки разведгруппы и отошел от берега 19 февраля у Хонисвога, следуя в надводном положении, в условиях плохой видимости внезапно была атакована с кормы надводным кораблём, в результате попадания снаряда получила пробоину в прочном корпусе. Уклоняясь от атаки совершила срочное погружение, но на глубине 7,5 м получила повреждения от таранного удара При срочном погружении, оставаясь на мостике предпоследним, военный комиссар "Щ-403" старший политрук Полянский Ф.В. задраил за собой рубочный люк, оставив на мостике тяжело раненного командира

28 марта командиром назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Шуйский Константин Матвеевич. В ходе ремонта получила на вооружение гидроакустическую станцию "Дракон-129". 7 июля, находясь на позиции, была атакована торпедами подводной лодки противника, но уклонилась от них. 24 июля награждена орденом "Красного Знамени" 11 августа, после атаки транспорта, в течение 2 часов 47 минут подвергалась атакам противолодочных кораблей, на неё сбросили 118 глубинных бомб 12 сентября, совершая переход из базы на позицию, была атакована тремя торпедами неизвестной подводной лодки, но своевременно заметила их и уклонилась. 2 октября 1943 г. вышла в очередной боевой поход и из него не вернулась, предположительно погибла от подрыва на мине в районе Конго-фьорда.

Срок боевой службы - 49,6 месяца (22 июня 1941 г. - 10 октября 1944 г.). 14 боевых походов (165 суток). 10 торпедных атак, в результате которых, возможно, потоплен 1 корабль.

"Щ-404"

Заложена 25 декабря 1934 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод) под обозначением "Щ-316, заводской № 262. 27 декабря 1935 г. спущена на воду. 26 сентября 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 16 мая 1937 г. присвоено обозначение "Щ-404".

28 мая 1937 г. начала переход на Север по Беломорско-Балтийскому каналу. 30 июня 1937 г. вошла в состав Северного флота. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Иванова Владимира Алексеевича в составе 3 дивизиона бригады подводных лодок в Полярном. С началом военных действий перебазировалась в Иоканьку и в июле несла дозорную службу на подходах к Белому морю. В октябре возвращается в Полярный. 1 апреля 1942 г., после атаки транспорта, подверглась преследованию, в результате близких разрывов глубинных бомб (всего их было сброшено 58) получила повреждения корпуса и механизмов. 3 апреля вышла в торпедную атаку, но по вине личного состава торпеды не вышли, в завершение всего заклинило кормовые горизонтальные рули и она самопроизвольно легла на грунт на глубине 51 м. 30 июня при стоянке в Мурманске получила повреждения от близких разрывов авиабомб

28 февраля 1943 г, командиром назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Макаренков Григорий Филиппович. 19 апреля при попытке атаковать конвой была обнаружена, в течение девяти часов подвергалась преследованию в ходе которого на неё сбросили 174 глубинные бомбы, но осталась на позиции. С приходом в базу встала в ремонт где получила на вооружение гидроакустическую станцию "Дракон-129". 24 июля награждена орденом "Красного Знамени". 14 сентября, после потопления транспорта, подверглась преследованию в ходе которого на неё было сброшено 100 бомб. С конца 1943 г. в боевых действиях не участвовала. В июне 1944 г. командиром назначен капитан 3 ранга Голев Сергей Александрович.

Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 41 г. - 9 мая 1945 г.). 14 боевых походов (231 сутки). 12 торпедных атак, в результате которых потоплено 1 судно (2793 брт), кроме этого, возможно, потоплены 2 судна и 1 судно повреждено.

"Щ-421"

Заложена 20 ноября 1934 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово) из деталей изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева под обозначением "Щ-313", заводской № 83. 12 мая 1935 г. спущена на воду. 5 декабря 1937 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.

19 мая 1939 г. начала переход на Север по Беломорско-Балтийскому каналу. 17 июня 1939 г. присвоено обозначение "Щ-421". 21 июня 1939 г. вошла в состав Северного флота. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Лунина Николая Александровича в составе 3 дивизиона бригады подводных лодок в районе рассредоточения в губе Оленья. В тот же день вышла в район Керкенеса, но противника не обнаружила, 18 июля повреждена авиацией в Полярном. 28 февраля 1942 г. командиром назначен капитан-лейтенант Видяев Фёдор Алексеевич 3 апреля награждена орденом "Красного Знамени". 8 апреля в районе м. Нордкап на глубине 15 м подорвалась на антенной мине, лишилась хода и возможности погружаться 9 апреля потоплена торпедой с "К-22". которая предварительно сняла с неё экипаж.

Срок боевой службы - 9,6 месяца (22 июня 1941 г. - 9 апреля 1942 г.). 6 боевых походов (98 суток). 8 торпедных атак, в результате которых потоплено 1 судно (2975 брт), кроме этого, возможно, потоплено 1 судно.

"Щ-422"

15 декабря 1934 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово) начата сборка корпуса из деталей изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева под обозначением "Щ-314", заводской № 84. 12 апреля 1935 г. спущена на воду. 6 декабря 1937 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.

19 мая 1939 г. начала переход на Север по Беломорско-Балтийскому каналу. 17 июня 1939 г. присвоено обозначение "Щ-422". 21 июня 1939 г. вошла в состав Северного флота. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Малышева Алексея Кирьяновича в составе 3 дивизиона бригады подводных лодок в районе рассредоточения в губе Оленья. 6 октября, с прибытием на позицию, командир доложил, что не может продолжать выполнение поставленной боевой задачи из-за перелома переборочной дверью трёх пальцев. "Щ-422" была возвращена в базу. 26 января 1942 г. обнаружила мотобот и, сняв экипаж, потопила его артиллерийским огнём. 27 января, после атаки транспорта, при зарядке аккумуляторов, внезапно на дистанции 20 каб обнаружила идущий на неё эсминец противника, который с дистанции 10 каб открыл артиллерийский огонь по уже погружающейся подлодке, а пройдя над ней, сбросил несколько глубинных бомб. Получила некоторые повреждения и вернулась в базу. 29 марта, находясь на позиции, обнаружила подводную лодку в надводном положении, но посчитав её своей "Щ-421" от атаки отказалась. 10 июня командиром назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Видяев Фёдор Алексеевич. После атаки транспорта 24 августа подверглась преследованию в течение часа 48 минут. За это время на неё сбросили 177 глубинных бомб.

1943 г. встретила в навигационном ремонте. 1 июля вышла в очередной боевой поход и в базу не вернулась. Предположительно погибла от подрыва на мине или 17 июля потоплена глубинными бомбами кораблей противолодочной обороны "Uj-1206", "Uj-1212" и "UJ-1217", 25 июля присвоено звание "Гвардейская".

Срок боевой службы - 24,8 месяца (22 июня 1941 г. - 17 июля 1943 г.). 15 боевых походов (235 суток). 14 торпедных атак, в результате которых, возможно, потоплено 1 судно. Артиллерийским огнем потоплено 1 судно.

"Щ-424"

Заложена 17 декабря 1934 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод) под обозначением "Щ-312, заводской № 260. 27 апреля 1935 г. спущена на воду. 15 декабря 1935 г. переименована в "Щ-321". 17 июля 1936 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.

19 мая 1939 г. начала переход на Север по Беломорско-Балтийскому каналу. 17 июня переименована в "Щ-424". 21 июня вошла в состав Северного флота. 20 октября на выходе из Кольского залива протаранена рыболовным траулером "РТ-43". Удар пришёлся в левый борт в районе рубки, через 3 минуты подводная лодка затонула на глубине 250 м. Спаслось 10 (по другим данным 7) человек, в том числе командир капитан-лейтенант Шуйский, военком Кондаков, помощник командира Малышев, штурман Гаврилов, минёр Синяков.