Средние подводные лодки типа "Щ" Х-бис серии
К концу 1938 г. в составе ВМФ имелось 74 подводные лодки типа "Щ" и одна достраивалась. Эти корабли строились 8 лет, были прекрасно освоены промышленностью и их себестоимость значительно снижена. Однако они уже морально устарели и требовался принципиально новый проект средней подводной лодки. Таковыми явились лодки типа "С", но их постройка, в частности IX-бис серии, затягивалась из-за трудностей с освоением новых дизелей. Поэтому, чтобы не уменьшать количество ежегодно сдаваемых флоту средних подводных лодок, приняли решение продолжить строительство кораблей типа "Щ" с некоторыми изменениями по опыту их постройки и эксплуатации. Новая серия получила обозначение "Х-бис". На новой лодке вернулись к традиционному ограждению рубки и старой фрикционной разобщительной муфте типа "Бамаг", соединяющей дизели с гребным валом. Кроме этого, был внесен ряд изменений в системы воздуха высокого давления и судового водяного трубопровода, модернизирован парк радиотехнических средств с учётом новых образцов радиоаппаратуры освоенной отечественной промышленностью.
Из 13 заложенных подводных лодок Х-бис серии построено 11, из которых две вошли в строй до войны и семь в ходе ее. Из четырех тихоокеанских подлодок одна взорвалась в базе и одна участвовала в боевых действиях против Японии. Из подлодок этой серии, участвовавших в боевых действиях против Германии (Балтийский
флот - 4 единицы., Черноморский флот - 1 единица), к концу войны уцелела только одна на Балтике.
Водоизмещение - надводное - 590 тонн, подводное - 705 тонн |
Длина наибольшая - 58,7 м |
Ширина наибольшая - 6,4 м |
Осадка средняя - 4 м |
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью
1600
л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с. 2 группы аккумуляторных
батарей по 112 батарей каждая марки "КСМ-2", 2 винта. |
Запас топлива - нормальный - 26 тонн, полный - 63 тонны |
Скорость - наибольшая надводная - 14,4 узла, подводная - 8,5 узлов |
Дальность плавания - в надводном положении - 1100 миль при 14,4
узлах, - 4500 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 8,5 миль при 8,5
узлах, - 100 миль при 2,5 узлах |
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров |
Время погружения - 45 секунд |
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых
торпедных трубы ; 10 533-мм торпед ; 2 - 45/46 артиллерийских установки "21-К" ;
1000 45-мм выстрелов |
Время пребывания под водой - 72 часа |
Автономность - нормальная - 20 суток, максимальная - 40 суток |
Запас плавучести - 19 % |
Экипаж - 7 офицеров, 15 старшин, 18 рядовых |
"Щ-135"
Заложена 26 августа 1938 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 477. В 1939 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 21
апреля 1940 г. спущена на воду. 13 сентября 1941 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 г. встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок в заливе Владимир под командованием капитан-лейтенанта Чиркова Николая Ефимовича. С началом боевых
действий заняла назначенную позицию в Японском море. 19 августа отозвана в базу.
"Щ-136"
Заложена 26 августа 1938 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 478. В 1939 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 27
апреля 1940 г. спущена на воду. 7 сентября 1941 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 г. встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок в заливе Владимир под командованием капитан-лейтенанта Кочеткова Василия Степановича. В боевых действиях не участвовала.
"Щ-137"
Заложена 31 августа 1938 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 479. В 1939 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 1
июля 1940 г. спущена на воду. 1 декабря 1941 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 г. встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок в заливе Владимир под командованием капитан-лейтенанта Некрасова Григория Дмитриевича. В боевых действиях не участвовала.
"Щ-138"
Заложена 28 октября 1938 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 480. В 1939 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 22
июля 1940 г. спущена на воду. 8 января 1942 г. вошла в состав Тихоокеанского флота. 18 июня 1942 г. погибла в Николаевске-на-Амуре от взрыва боевых зарядных отделений четырёх торпед, не исключена диверсия.
"Щ-216"
Заложена 23 июля 1939 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1085. 30 мая 1940 г. спущена на воду. 22
июня 1941 г. встретила под командованием капитана-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Карбовского Григория Ефстафьевича в составе отдельного
дивизиона подводных лодок Черноморского флота находясь на ходовых испытаниях. 4 июля прибыла в Севастополь. 17.08.41 г. вошла в состав Черноморского флота.
16 октября вышла из Туапсе на позицию у берегов Болгарии. Поход оказался безуспешным, из-за нервозной обстановки создаваемой командиром в центральном посту: "Щ-216" один раз не
смогла выйти в атаку по транспортам, а в другом случае промахнулась. 16 февраля 1944 г. в 18 милях западнее м. Тарханкут потоплена глубинными бомбами противолодочного корабля
"Uj-104"
Срок боевой службы - 30 месяцев (17 августа 41 г. - 16 февраля 1944 г.). 15 боевых походов (301 сутки). 5 торпедных атак, в результате которых потоплены 2 судна (8090 брт) и повреждено 1 судно.
"Щ-405"
Заложена 31 декабря 1938 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 510. 16 декабря 1939 г. спущена на воду. 7 июня 1941 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Сидоренко Ильи Александровича в составе учебной бригады подводных лодок в Кронштадте. С 24 июля действовала в районе Штольпмюнде (Уйсьце). Из-за безграмотных действий личного состава все обнаруженные цели атакованы не были. 11 августа, уже возвращаясь в базу, командир решил перейти из крейсерского в позиционное положение, однако из-за низкой организации службы "Щ-405", зарывшись носом, стала быстро погружаться и на глубине 125 м ударилась о грунт. При погружении первым в люк спрыгнул военком, а за ним, уже вместе с захлестнувшей водой, вахтенный офицер, который сумел задраить верхний рубочный люк. Командир корабля, помощник с "Щ-406" старший лейтенант Настин Е.С., посланный в поход для стажировки, а также старшины Черкасов и Медведев погибли. Ещё на глубине 60-70 м давлением раздавило среднюю цистерну, от удара о грунт и попадания воды через люк во все отсеки, кроме 6 и 7, поступило значительное количество воды, в результате залило дизели, агрегаты питания радиоаппаратуры, часть элементов аккумуляторных батарей и некоторые вспомогательные механизмы. Через 30 минут "Щ-405" смогла всплыть и продолжить движение в базу. При этом она три с половиной часа подверглась атаке одиночного самолёта, сбросившего на неё 4 бомбы. В результате получили ранения командир БЧ-3 лейтенант М. Шебеко и торпедист Титов. Убрав раненых подлодка погрузилась. Но опять из-за слабой отработанности личного состава с дифферентом 45-50 град. провалилась по глубине и легла на грунт на 115 м, при этом получила повреждения корпуса и
был пролит электролит. Через 30 минут подлодка опять всплыла, но вскоре, обнаружив самолёт, произвела срочное погружение и легла на грунт на глубине 68 м. Воздух высокого давления был израсходован при предыдущих всплытиях, пришлось его перепустить в корабельные системы из трёх торпед. Ночью лодка выбросила четыре торпеды для облегчения корабля и начала движение в надводном положении к маяку Ристна, где её должны были встречать тральщики, но не обнаружив их, легла на весь день на грунт. Всплыв в следующую ночь, приняла по радио приказание командира бригады доложить своё место, но из-за неисправности радиопередатчика ответить ему не смогли и решили в следующую ночь высадить двух человек у маяка. Из-за плохой погоды высадка не состоялась и "Щ-405" направилась к маяку Тах-куна, где она села на камни у мыса Котсаренина. Попытка сняться с мели успехом не увенчалась. Решили послать на маяк шлюпку, но она затонула прямо у борта. Наконец на берег в плавь отправился лейтенант Петровский, которого задержали пограничники и через них командование узнало о положении "Щ-405". 13 августа была снята с мели, 15 прибыла в Таллин и встала в ремонт. 20 августа командиром назначен капитан 3 ранга Волошин Константин Михайлович. При эвакуации Таллина совершила самостоятельный переход в Кронштадт в составе отряда прикрытия. В сентябре командиром назначен капитан 2 ранга Федотов Михаил Васильевич, а в октябре - капитан 3 ранга Грачёв Иван Васильевич.
11 июня 1942 г. вышла из Кронштадта в боевой поход. До Шепелевского маяка следовала в сопровождении малых охотников, а далее пошла к о. Лавенсари самостоятельно в надводном положении, однако туда не прибыла. Её движение наблюдал пост на о. Сескар. 15 июня между о. Пенисари и о. Сескар из
воды были подняты трупы помощника командира и старшего рулевого, а на другой день к о. Сескар прибило труп Грачёва И.В. На погибших никаких признаков повреждений не обнаружили, взрыва мин никто не слышал, в финских трофейных материалах отсутствуют данные об атаках наших подводных лодок. Не исключено, что произошло тоже самое, что и в августе 1941 г., но с более трагическими последствиями - при переходе из крейсерского в позиционное положение лодка провалилась на глубину и затонула от поступления воды через рубочный люк.
Срок боевой службы - 11,7 месяца (22 июня 1941 г. - 13 июня 1942 г.). 2 боевых похода (26 суток). "Щ-406"
Заложена 31 декабря 1938 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 511. 17 декабря 1939 г. спущена на воду. 7 июня 1941 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.
22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Максимова Владимира Васильевича в составе Учебной бригады подводных лодок в Кронштадте. Во второй половине июля действовала в районе о. Борнхольм, но из-за пассивности командира противника не обнаружила. В сентябре командиром назначается капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 и 2 ранга) Осипов Евгений Михайлович.
26 июня 1942 г. подверглась атаке самолёта к западу от о. Гогланд, в результате чего получила незначительные повреждения рулей. 1 августа при возвращении в базу в районе банки Калбодагрунд была обнаружена и атакована противолодочными кораблями противника, получила незначительные повреждения корпуса. 7 августа благополучно прибыла на рейд о. Лавенсари, а оттуда под эскортом в Кронштадт. 23 октября награждена орденом "Красного Знамени". 26 октября повредила транспорт, при этом вторая торпеда залпа зацепила винтами за торпедный аппарат и затонула. Через 7 минут повторная атака повреждённого транспорт, торпеды прошли мимо, но транспорт "Меркатор" затонул от попадания торпеды первой атаки.
1 мая 1943 г. перешла из Ленинграда в Кронштадт. 23 мая начала переход под эскортом надводных кораблей на рейд о. Лавенсари, куда благополучно прибыла. 28 мая начала форсирование Финского залива. 1 июня на подходах к Порккалан-Каллбода была обнаружена и атакована глубинными бомбами финского
минного заградителя
"Риилахти" и германского самолета "Арадо-196". После сбрасывания бомб на поверхности воды появились пузыри воздуха, соляр и куски дерева, одновременно с этим отмечен ряд взрывов на самой подводной лодке. Соляр в этом районе держался до 31 мая.
Срок боевой службы - 22,3 месяца (22 июня 1941 г. - 1 мая 1943 г.). 4 боевых похода (69 суток). 12 торпедных атак, в результате которых потоплены 4 судна (9060 брт) и, возможно, повреждено 3 судна.
"Щ-407"
Заложена 23 апреля 1939 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 512.4 июня 1940 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитана-лейтенанта Морозова Павла Александровича в составе учебной бригады подводных лодок в Ленинграде. 10
сентября 1941 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.
В августе 1942 г. командиром назначен капитан 3 ранга Афанасьев Владимир Константинович. 12 августа вышла из Кронштадта в боевой поход, однако рейд о. Лавенсари покинула только 17 августа. Выход осуществлялся за тралами катерных тральщиков, которые привели её в точку погружения с ошибкой в несколько миль. Сама "Щ-407" не имела проверенных таблиц соответствия оборотов винтов скорости хода и поэтому ошибка не была обнаружена. В результате, следуя в погруженном состоянии, села на камни банки Викола. Через час самолёт противника обнаружил след соляра и, не видя самой лодки, сбросил несколько бомб от которых "Щ-407" получила повреждения. Только 22 августа командир обнаружил неисправность перископа, но ничего не зная о повреждении топливной цистерны принял решение продолжать поход. В заданном районе неоднократно пыталась выходить в атаку, но всегда безрезультатно и тут же подвергалась преследованию и новым повреждениям. 21 сентября наконец пришло приказание возвращаться в базу. 25 сентября в районе Порккалан-Каллбода под "Щ-407" взорвалась мина, повредив корпус и механизмы. Учитывая навигационные трудности, командир принял решение дальше идти в позиционном положении и 28 сентября в назначенном районе подводную лодку встретили малые охотники. Только здесь выяснилось, что во время подрыва на мине получил повреждения торпедный аппарат № 1 и из него наполовину торчит торпеда.
23 июня 1943 г. командиром назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Бочаров Павел Иванович. Летом 1944 г. получила на вооружение гидроакустическую станцию "Дракон-129". 4 октября в районе Мемеля едва не столкнулась с подводной лодкой противника. 16 октября при погружении обнаружилось поступление воды в прочный корпус и "Щ-407" отозвали в базу, где её поставили в ремонт. 4 декабря после атаки транспорта на левый винт намотала стальной трос и в дальнейшем можно было действовать только под одной машиной. 5 декабря безуспешно атаковала транспорт и, убедившись, что и последующие атаки скорее всего тоже не будут успешными, командир запросил разрешение на возвращение в базу.
Срок боевой службы - 44 месяца (10 сентября 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 5 боевых походов (149 суток). 10 торпедных атак. в результате которых потоплены 2 судна
(12775 брт)
"Щ-408"
Заложена 23 апреля 1939 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 513.4 июня 1940 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитана-лейтенанта Кузьмина Павла Семёновича в составе учебной бригады подводных лодок в Кронштадте. 10
сентября 1941 г. вошла в состав
Краснознамённого Балтийского флота.
26 сентября при переходе из Кронштадта в Ленинград столкнулась в Морском канале с сетевым заградителем "Онега", повредила прочный корпус и погнула тумбу зенитного перископа. 22 июня 1942 г. при стоянке у стенки завода № 194 в Ленинграде от попадания артиллерийских снарядов получила две пробоины в прочном корпусе в районе 5 отсека. В ночь с 7 на 8 мая 1943 г. вышла из Кронштадта, а 18 мая от о. Лавенсари. 22 мая от неё получено донесение, что атакована противолодочными кораблями у о. Вайндло, получила незначительные повреждения и просит
оказать помощь авиацией. Вылетевшие с о. Лавенсари 8 истребителей И-153 и И-16, потеряв два самолёта, безрезультатно возвратились на аэродром. У командира Островной ВМБ осталось только шесть истребителей и он не хотел больше ими рисковать. Наконец через 8 часов Командующий ВВС КБФ послал к о. Вайндло десятку Ла-5 для нанесения удара по силам
противолодочной обороны противника, но и они, потеряв два самолёта, задачу не решили. Только через 20 часов в район были посланы достаточные силы авиации, однако к этому времени "Щ-408" уже погибла.
Срок боевой службы - 20,4 месяца (10 сентября 1941 г. - 22 мая 1943 г.). 1 боевой поход (15 суток).
"Щ-411"
Заложена 29 июня 1939 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 546. 31 мая 1941 г. спущена на воду. 25 июня 1942 г. постройка прекращена, но в 1944 г. продолжена и 21
июля 1945 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.
"Щ-412"
Заложена 29 июня 1939 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 547. 31 мая 1941 г. спущена на воду. 25 июня 1942 г. постройка прекращена, но в 1945 г. продолжена и 15
августа 1946 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.
Кроме этого в Ленинграде на заводе № 194 28 июня 1941 г. заложены две подводные лодки Х-бис, заводские №№ 552 и 553, однако уже в 1942 г. их постройка прекращена.
|