Тип «Щука-Б» (Тип «ЩБ») VIII серии
Водоизмещение - надводное - 550-600 т (до 700 т) |
Скорость - наибольшая наводного хода - 17-18 узлов ; наибольшая
подводного хода - 10-11 узлов. |
Дальность плавания - эк. надводным ходом, миль 5000 миль при 8,5 узлах ; эк.
подводным ходом 120-150 миль при 3 узлах |
Автономность - 30 суток |
Вооружение - 4 НТА, 2
КТА, 6 торпед ; 1
100мм, 1 45мм. ; 10 мин |
Практически одновременно с проектом V серии (первоначально "Щука-А")
началась разработка усовершенствованной лодки, под обозначением "Щука Б" (VIII
серия). Оперативно-тактическое задание наморси Орлов утвердил 6 января 1932 года.
Общий проект, на основании эскизного НИВК, выполняло ЦКБС-2 (новое название
Техбюро №4), руководил работой К.К. Перцев. Предполагалось создать
усовершенствованную лодку среднего тоннажа со значительно улучшенными
параметрами, включая минное вооружение (из 10 мин).
Форма корпуса, особенно булей, приобретала более выгодные, с точки зрения
гидродинамики и остойчивости, очертания. Прорабатывалась возможность
цельносварной лодки, однако в окончательном варианте прочный корпус делался
клепаным. В состав вооружения включались 10 мин заграждения нового типа с
зарядом 250 кг. Сохранялось требование установки беспузырных и бездифферентных
гидравлических торпедных аппаратов. Запас торпед предполагалось увеличить до 6.
Артиллерийское вооружение первоначально составляли два 76,2-мм орудия, позже
замененные одним 100-мм и одним 45-мм. Резко должна была возрасти скорость
надводного и подводного хода: до 17-18 и 10-11 уз. соответственно. Из-за
отсутствия дизелей необходимой мощности лодка становилась трехвальной. В
подводном положении работали бортовые валы, связанные с электродвигателями.
Дальность плавания существенно увеличивалась: полным надводным ходом - 2000 миль,
экономичным (8,5 уз.) - 5000, с возможностью приема топлива в перегруз — до
6000, полным подводным — 10 миль (с проработкой увеличения до 15), экономичным
(3 уз.) — 120—150 миль. Автономность — 30 суток. Нормальное надводное
водоизмещение 550-600 т, но по расчетам получалось почти 700.
Проект лодки со столь высокими характеристиками, несмотря на утверждение
Реввоенсоветом 25 января 1933 года и разработку рабочих чертежей, в
строительство так и не попал. Причиной этого стали радикальные отличия
конструкции от базового проекта, общими остались только главные механизмы и
часть систем. Миносбрасывающее устройство и мины к нему в приемлемом варианте
так и не были разработаны. Необходимо отметить, что как раз в это время группа
Советских морских специалистов изучала возможность строительства новой серии
средних подводных лодок по иностранным чертежам (впоследствии IX серия). В итоге,
в середине 1933 года было принято решение начать строительство новой серии "Щук"
по доработанному проекту V-бис серии, в который вносились все необходимые
улучшения и изменения. Новая серия получила обозначение V-бис-2. |