Проекты подводных крейсеров водоизмещением в 4570 т и в 5750
т (1921 год).
Начало советского подводного судостроения восходит к 1921 г.,
когда Морская подкомиссия по восстановлению военной промышленности предприняла
первые шаги по определению элементов будущих подводных лодок. Тогда в свете еще
недостаточно изученного отечественного и иностранного боевого опыта моряки
признали необходимым иметь в составе флота крупные быстроходные подводные
крейсера с сильным артиллерийским вооружением, подводные минные заградители (с
большим запасом мин, чем "Краб" и "Ерш") и эскадренные подводные лодки с
надводной скоростью не менее 20 уз и водоизмещением около 1000 т. Последние
представляли собой дальнейшее развитие типа "Барс".
Один из первых новых эскизных проектов подводного крейсера был разработан в 1921
г. заведующим техбюро отдела подводного плавания Балтийского завода морским
инженером Б. М. Малининым. В основу расчетов по этому проекту Малинин положил
данные испытаний модели подводной лодки в 2050 т (1916 г.). Надводное
водоизмещение его крейсера, рассчитанного на достижение надводной скорости 25 уз,
при вооружении из пяти 130-мм, четырех 100-мм орудий и 10 торпедных аппаратов,
достигало 4570 т, подводное — 7300 т. Проект достаточно подробно обосновывался
расчетами и предусматривал установку мощных турбин надводного хода (20 000 л.
с.) и электродвигателей подводного хода (2900 л. с. для 10 уз).
В начале 20-х гг. этот проект, естественно, не мог воплотиться в металл из-за
высокой стоимости подводного крейсера и неопределенных перспектив его боевого
использования. Нереальным было и создание столь мощной энергетической установки,
явно недоступное отечественной промышленности.
По этим же причинам не мог быть построен и подводный крейсер в 5750 т,
спроектированный тогда же инженерами В. Л. Поздюниным, Н. И. Казанским и В. Ф.
Поповым. Однако работа над проектами подводных крейсеров имела большое
практическое значение, позволив наметить возможные пределы совершенствования
подводных лодок. |