Военно-морской флот России


Проекты подводных крейсеров водоизмещением в 4570 т и в 5750 т (1921 год).

Описание    

Начало советского подводного судостроения восходит к 1921 г., когда Морская подкомиссия по восстановлению военной промышленности предприняла первые шаги по определению элементов будущих подводных лодок. Тогда в свете еще недостаточно изученного отечественного и иностранного боевого опыта моряки признали необходимым иметь в составе флота крупные быстроходные подводные крейсера с сильным артиллерийским вооружением, подводные минные заградители (с большим запасом мин, чем "Краб" и "Ерш") и эскадренные подводные лодки с надводной скоростью не менее 20 уз и водоизмещением около 1000 т. Последние представляли собой дальнейшее развитие типа "Барс".

Один из первых новых эскизных проектов подводного крейсера был разработан в 1921 г. заведующим техбюро отдела подводного плавания Балтийского завода морским инженером Б. М. Малининым. В основу расчетов по этому проекту Малинин положил данные испытаний модели подводной лодки в 2050 т (1916 г.). Надводное водоизмещение его крейсера, рассчитанного на достижение надводной скорости 25 уз, при вооружении из пяти 130-мм, четырех 100-мм орудий и 10 торпедных аппаратов, достигало 4570 т, подводное — 7300 т. Проект достаточно подробно обосновывался расчетами и предусматривал установку мощных турбин надводного хода (20 000 л. с.) и электродвигателей подводного хода (2900 л. с. для 10 уз).

В начале 20-х гг. этот проект, естественно, не мог воплотиться в металл из-за высокой стоимости подводного крейсера и неопределенных перспектив его боевого использования. Нереальным было и создание столь мощной энергетической установки, явно недоступное отечественной промышленности.

По этим же причинам не мог быть построен и подводный крейсер в 5750 т, спроектированный тогда же инженерами В. Л. Поздюниным, Н. И. Казанским и В. Ф. Поповым. Однако работа над проектами подводных крейсеров имела большое практическое значение, позволив наметить возможные пределы совершенствования подводных лодок.