Военно-морской флот России


Подводные лодки тип «XXI»

Описание Фотографии  

Это была лодка, которая, возможно, могла бы победить в войне на Атлантике, появись она двумя годами раньше. Она была, пожалуй, первой действительно подводной лодкой, которая воевала под водой, а не скрывалась туда в случае опасности. Эти лодки были более комфортабельны, чем предыдущие типы (имели морозильник для продуктов, душ и бассейн) и были более малошумными. Также они имели систему торпедной стрельбы, которая позволяла командиру перезарядить все 6 ТА за меньшее время (10 минут), чем было необходимо для перезарядки одного ТА на лодке типа VIIC. Троекратное превышение мощности электродвигателей по сравнению с VIIC давало лодке огромное преимущество. Лодке требовалось 3-5 часов, чтобы перезарядить батареи (со шнорхелем раз в 2-3 дня при 4-8 узлах). Если лодка несла мины TMC, то она могла нести еще и 14 торпед.

Водоизмещение - надводное - 1621 т ; подводное - 2100 т
Размерения - 76,70х8,0х6,32 м
Силовая установка - дизели -  4000 л.с. ; электродвигатели - 4400 л.с.
Скорость - в надводном положении - 15,6 узлов ; в подводном положении - 17,2 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 15500 (10) миль ; в подводном положении - 340 (5) миль
Глубина погружения - до 230 м
Вооружение - НТА - 6 шт. ; мины (ТМС) - 12 шт. ; спаренные зенитные автоматы - 2 шт.
Экипаж - 57-60 человек

U-2529
(Заводской номер 2529)

Заложена 29 сентября 1944,  Гамбург. Blohm & Voss, Германия. Спущена 13 ноября 1944, вступила в строй 22 февраля 1945.

В 1945 г. боевых походов не совершала. 8 мая 1945 г. сдалась союзникам в Kristiansand-Sud (Норвегия). 3 июня 1945 г. переведена в Loch Eriboll (Шотландия). 7 июня 1945 г. переведена в Lisahally. Зачислена в списки ВМФ Великобритании под наименованием «N-27(?)». 5 ноября 1945 г. после раздела союзниками Германского флота передана СССР с предназначением в состав Краснознаменного Балтийского флота. 15 февраля 1946 г. приведена английским экипажем в Лиепаю. Принята советским экипажем. Вошла в состав Юго-Балтийского флота под обозначением "Н-28". 9 июня 1949 г. переименована в "Б-28". 29 декабря 1955 г. выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в зарядовую станцию «ПЗС-34». 25 марта 1958 г. исключена из списков флота и сдана на слом.

U-3035
(Заводской номер 1194)

Заложена 11 ноября 1944, Бремен. AG Weser, Германия. Спущена 24 января 1945, вступила в строй 1 марта 1945.

В 1945 г. боевых походов не совершала. В мае 1945 г. сдалась союзникам во фьорде Stavanger (Норвегия). 1 июня 1945 г. переведена в Loch Ryan (Шотландия). Зачислена в списки ВМФ Великобритании под наименованием «N-28». 5 ноября 1945 г. после раздела союзниками Германского флота передана СССР с предназначением в состав Краснознаменного Балтийского флота. Приведена английским экипажем в Лиепаю. 15 февраля 1946 г. принята советским экипажем. Вошла в состав Юго-Балтийского флота под обозначением "Н-29". В 1946-1948 гг. ЦНИИ Военного кораблестроения провел разносторонние натурные испытания лодки, результаты которых использовались при создании отечественных дизель-электрических подводных лодок первого послевоенного поколения. 9 июня 1949 г. переименована в "Б-29". 29 декабря 1955 г. выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-31». 25 марта 1958 г. исключена из списков флота и сдана на слом.

U-3041
(Заводской номер 1200)

Заложена 7 декабря 1944, Бремен. AG Weser, Германия. Спущена 13 февраля 1945, вступила в строй 10 марта 1943.

29 мая 1945 переименована в  «N-29» (ВМС Англии). 15 февраля 1946 г. переименована в «Н-30». 9 июня 1949 переименована в «Б-30». 29 декабря 1955 г. переименована в «ПЗС-35». 2 июля 1958 г. переименована в «Б-100».

U-3515
(Заводской номер 1660)

Заложена 27 августа 1944, Данциг. F. Schichau, Германия. Спущена 4 ноября 1944, вступила в строй 14 декабря 1944.

В 1945 г. боевых походов не совершала. В мае 1945 г. сдалась союзникам в Horten (Норвегия). 19 мая 1945 г. переведена в Loch Ryan (Шотландия). Введена в состав ВМС Великобритании под литером «N-30». 5 ноября 1945 г. после раздела союзниками Германского флота передана СССР с предназначением в состав Краснознаменного Балтийского флота. 15 февраля 1946 г. принята советским экипажем. Вошла в состав Юго-Балтийского флота под обозначением "Н-27". 9 июня 1949 г. переименована в "Б-27". 10 июня 1955 г. выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в блокшкив "БШ-28". 9 января 1957 г. переформирована в учебно-тренировочную станцию «УТС-3». 1 сентября 1972 г. исключена из списков флота и сдана на слом.