Подводная лодка проект 06704
Длина наибольшая - 104,9 м |
Ширина наибольшая - 9,9 м |
Осадка средняя - 7,4 м |
Водоизмещение - нормальное - 4370 м3,
- полное - 5570 м3 |
Глубина погружения - рабочая - 240 метров,
предельная - 300 метров |
Скорость - наибольшая надводная - 13 узлов,
подводная - 24 узла |
Автономность - 60 суток |
Вооружение - «Оникс» - боекомплект КР 24 (вид старта подводный, из ракетных
контейнеров) ; 4 533 мм носовых ТА. |
Экипаж - 98 человек |
В 1987 году возникла необходимость отработки подводного
старта и проведения испытаний новой перспективной ракеты 3М-55
противокорабельного оперативно-тактического ракетного комплекса “Оникс”
(экспортный шифр "Яхонт").
Противокорабельная крылатая ракета (ПКР) «Оникс» (3М-55) предназначена для
борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в
условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. Работы по
созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого
поколения начались в конце 70-х - начале 80-х гг. в НПО Машиностроения под
руководством генерального конструктора Г. Ефремова. В отличие от предшествующих
отечественных ПКР, имеющих относительно узкую «специализацию» по носителям,
новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось
размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и
береговых пусковых установках. По степени «универсальности» он должен был
превзойти зарубежного «рекордсмена» в этой области - американскую ПКР «Гарпун».
Отличительными особенностями ракеты «Оникс» являются:
- загоризонтная дальность стрельбы;
- полная автономность боевого применения («выстрелил-забыл»);
- набор гибких («низкая», «высокая-низкая») траекторий;
- высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета;
- полная унификация для широкой номенклатуры носителей (надводных кораблей всех
основных классов, подводных лодок и наземных пусковых установок);
- незаметность для современных РЛС (технология “СТЕЛС”).
Основное достоинство ракет семейства «Оникс» - сверхзвуковая скорость полета,
делающая ракету малоуязвимой от современных средств ПВО. ПКР оснащена автономной
инерциальной системой управления с системой навигации и радиолокационной
головкой самонаведения.
Для испытаний КР было решено использовать вставшую в плановый ремонт на завод
"Нерпа" (город Снежногорск) подводную лодку К-452. Суть модернизации по проекту
06704 шифр “Чайка-Б” (главный конструктор А.Г.Лещев) состояла в том, что вместо
8 установок для ПКР “Малахит” помещалось три транспортно-пусковых контейнера
СМ-315 с новыми ракетами. Также были смонтированы системы подготовки старта КР и
введения целеуказания для нового ракетного и гидроакустического комплексов.
Положительный опыт испытаний противокорабельных ракет нового типа был учтен при
проектировании атомной подводной лодки четвертого поколения класса
"Северодвинск", на котором также размещено 24 "Оникса".
К-452
(Заводской номер 901)
Заложена 30 декабря 1972 года на заводе «Красное Сормово»
(№112), спущена в июне 1973, вступила в строй 30 декабря 1973.
В 1973 г. после спуска на воду по внутренним водным путям
переведена в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 7 февраля 1974 г.
включена в состав СФ. С апрель по декабрь 1974 г. на лодке проходили испытания
ПРК «Малахит» (8 пусков). С 25 июня 1986 г. по 10 июля 1989 г. - капитальный
ремонт и модернизация по пр.06704 в СРЗ-10. В 1989 г. получила наименование
«Беркут». 3 июня 1992 г. переименована в «Б-452». 22 декабря 1997 г. получила
наименование "Новгород Великий". 30 мая 1998 г. исключена из состава ВМФ в связи
со сдачей в ОФИ, поставлена на прикол в губе Ара (п.Видяево);
Командиры: капитан 1 ранга В. Обухов.
|