Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 18270

Описание  

 

     
В начале девяностых годов в ЦКБ "Лазурит" был разработан проект самоходного глубоководного подводного аппарата (проект 18270, главный конструктор Е. Крылов). На нижегородском заводе "Красное Сормово" были построены два ГСА типа "Бестер". За один спуск он может поднять на поверхность 18 подводников. Максимальная глубина оказания помощи ПЛ - 720 м, и он может стыковаться с лодкой, имеющей дифферент и крен до 45º. Емкости аккумуляторных батарей хватает для совершения 4 - 5 спусков на такую глубину. Особенностями проекта является полуторакорпусная архитектура, внешнее размещение АБ в быстросменных отсеках, возможность эвакуации людей "сухим" способом из отсеков с давлением до 6 атм, транспортабельность (перевозятся на любом судне с 50-тонной грузовой стрелой или с помощью авиации). Эти аппараты также оснащены гидроакустическими станциями для поиска затонувшей ПЛ под водой. Экипаж - три человека.

В период заводских ходовых и государственных испытаний ГСА с 20 сентября по 4 ноября 1994 г. в Белом море со спасательного судна "Герман Титов" проводилась реальная эвакуация подводников из "аварийной" дизельной ПЛ. Несмотря на сложные условия в полигоне - сильное подводное течение, видимость 3 м, отсутствие слаженности экипажа и опыта в выполнении таких работ (последний раз подобная тренировка проходила в 1987г.) испытания показали высокую эффективность и безопасность использования ГСА при выполнении спасательных и других подводно-технических работ.

ГСА типа «Бестер» участвовали в спасательной операции по спасению экипажа АПЛ «Курск» в сентябре 2000 года, к сожалению безуспешно.