Размерения - 16,33х2,5х5,1м. |
Водоизмещение - 65 м3 |
Скорость - горизонтальная - 3,0 узла ; вертикальная - 0,6
узлов |
Глубина погружения - рабочая - 2000 м. |
Автономность - жизнеобеспечения - 72 ч. ; по
электроэнергии - 8-10 ч. |
Вооружение - отсутствует |
Экипаж - 3 человека. |
Суда-носители - пр.05370, 05360, 05361 |
Первым глубоководным ПА для ВМФ стал "Поиск-2" пр.1832,
разработанный ЛПМБ "Рубин". ПА предназначался для проведения исследований
водной среды и дна океана, обнаружения и обследования подводных объектов,
а также для производства специальных подводных работ в интересах ВМФ.
Опытный образец АГА-6 к моменту передачи в ЦПБ "Волна" находился в
постройке на Ново-Адмиралтейском заводе. Все устройства, системы,
конструкции, механизмы и аппаратура ПА не имели аналогов в отечественном
кораблестроении и разрабатывались впервые, что в значительной мере
повлияло на сроки строительства ПА и определило его высокую стоимость. Это
вынудило ЦПБ "Волна" и главного конструктора проекта Ю.К.Сапожкова просить
МСП о переносе сроков сдачи опытного образца ПА, что документально было
оформлено 26 сентября 1972 г. совместным решением МСП и ВМФ. Строительство
опытного ГА "Поиск-2" (АГА-6) было завершено в сентябре 1973 г.
Особенностями ПА пр. 1832 являются: размещение ЭУ, судовых систем и
устройств в междубортном пространстве и обеспечение управления ими
дистанционно из прочного корпуса; обеспечение спасения экипажа ПА
средствами самого аппарата (сброс балласта или оборудования); применение
системы автоматического управления средствами подводного маневрирования;
размещение на ПА научно-исследовательского оборудования и аппаратуры,
позволяющих проводить комплексные гидрографические, гидрологические,
геофизические и акустические исследования среды и дна.
В октябре-ноябре опытный "Поиск-2" перевезли по внутренним водным путям в
Севастополь для проведения наладочных работ и продолжения швартовных и
заводских ходовых испытаний, которые продолжались с ноября 1973 г. по
декабрь 1975 г. и завершились погружением на глубину 2130 м с экипажем и
главным конструктором Ю.К.Сапожковым на борту. В декабре 1975 г., после
подписания приемного акта, АГА-6 был передан в ВМФ в опытную эксплуатацию.
Все это время ПА базировался на СПС «Коммуна».
Гидрографическая служба ЧФ принимала активное участие в испытаниях и
опытной эксплуатации АГА-6. С этой целью в 1974 г. на ЧФ создали партию
подводных исследований. АГА-6 позволял обнаруживать подводные объекты на
больших глубинах и описывать их с большой достоверностью. Имея на борту
современную технику и приборы, ПА был способен выполнять комплекс
океанографических исследований по трем главным направлениям:
гидрографическому (промер, гидролокационная съемка, взятие проб грунта,
фото- и киносъемка, стерео-фотосъемка), гидрологическому (измерение
скорости распространения звука в воде, температуры и электропроводности
морской воды, измерение биолюминесцентного потенциала, подводной
освещенности и прозрачности воды, измерение пульсаций температуры воды и
скорости потока, удельный объем активности и энергии гамма-излучения,
определение элементов глубинных течений) и геофизическому
(гравиметрическая и магнитная съемки).
Испытания и опытная эксплуатация показали, что основным назначением ПА
типа "Поиск-2" должны быть океанографические исследования, а
вспомогательным — спасательные функции. Вот почему неоднократно ставился
вопрос о передаче ПА этого класса в подчинение ГС ЧФ.
В 1976-1978 гг. АГА-6 использовался в экспедиционных походах по
глубоководным исследованиям каньонов в восточной части Черного моря. Были
обследованы каньоны: Бурун-Табийский — до глубины 402 м, Чорохский — до
глубины 1142 м, Рионский — о глубины 313 м и Супсинский — до глубины 192
м. Обследовались затонувшие суда и подводные объекты.
Впоследствии на ЛАО в 1979 г. был сдан ВМФ головной глубоководный ПА
"Поиск-2" (АС-8). Заводские и государственные испытания проходили на судне
«Михаил Рудницкий». В 1988-1989 гг. построены еще два серийных ПА — АС-24
и АС-27.
АГА-6
(Заводской номер 01650)
Заложена 21 марта 1970 г., вступила в строй 25 декабря
1975.
С ноябрь 1973 по декабрь 1975 проходила испытания.
На 2001 г. находилась в строю.
АС-8
(Заводской номер 01651)
Заложена 16 мая 1975, спущена 8 мая 1979, вступила в строй
29 декабря 1979.
На 2001 г. находилась в строю.
АС-24
(Заводской номер 01663)
Заложена 12 февраля 1985, спущена 10 декабря 1988,
вступила в строй 31 декабря 1988.
АС-27
(Заводской номер 01671)
Заложена 30 октября 1986, спущена 9 ноября 1989, вступила
в строй 31 декабря 1989.