Подводная лодка проект 1837 (1837К)
1837 |
Размерения - 10,7х3,9х5,4м. |
Водоизмещение - 45 т |
Скорость - максимальная - 3,9 узлов ; вертикальная - 0,8 узла ;
лаговая - 0,4 узла |
Дальность
плавания - 16,5 миль |
Глубина
погружения - рабочая - 500 м ; предельная - 550 м. |
Вооружение - отсутствует |
Автономность - 48 ч. |
Судно-носитель
- ПЛ пр. 940. ; СС - пр.05370, 05360, 05361, 141 |
Экипаж - 3 человека (20 спасаемых). |
1837К |
Размерения - 12х3,49х4,87м. |
Водоизмещение - 46 т |
Скорость - максимальная - 3,9 узлов ; вертикальная - 0,5 узла ;
лаговая - 0,6 узла |
Дальность
плавания - 20 миль |
Глубина
погружения - рабочая - 500 м ; предельная - 550 м. |
Вооружение - отсутствует |
Автономность - 120 ч. |
Судно-носитель
- ПЛ пр. 940. ; СС - пр.05370, 05360, 05361, 141 |
Экипаж - 3 человека (20 спасаемых). |
Накопленный эксплуатационный опыт во время
испытаний ПЛ пр. 666 и 613С позволил более качественно составить
тактико-технические задания на проектирование спасательного подводного снаряда (СПС)
пр. 1837 и автономного рабочего снаряда (АРС) пр. 1839, технические проекты и
рабочие чертежи которых разрабатывало ЦКБ "Лазурит" (главный конструктор
Б.А.Леонтьев, главный наблюдающий от ВМФ А.И.Никитинский).
В 1967 г. ЦКБ "Лазурит" разработало технический проект 1837 спасательного
подводного снаряда (СПС), доставляемого к месту применения как
специализированным носителем - спасательным судном или ПЛ, так и (в случае
соответствующего переоборудования) боевой ПЛ или надводным кораблем.
Назначением СПС является: спасение личного состава затонувших ПЛ с глубин до 500
м путем приема подводников в снаряд и транспортировку их на ПЛ или надводный
корабль; допоиск и обследование затонувшей ПЛ после ее обнаружения поисковыми
спасательными силами; оказание помощи личному составу затонувшей ПЛ путем
передачи продуктов питания, средств регенерации и одежды. Кроме того, СПС может
осуществлять допоиск и обследование различных объектов и отдельные работы
манипуляторами.
Цилиндрический прочный корпус СПС разделен на два отсека поперечной сферической
переборкой. В 1-м отсеке (отсек управления) расположены два поста управления
спасательным снарядом (командира и механика), а также аккумуляторные батареи (АБ).
Пост командира оборудован пультом управления движением снаряда и подводным
перископом для осмотра посадочной площадки. Пост механика предназначен для
управления механизмами, устройствами, системами, лебедкой подтягивания камеры
присоса к комингс-площадке ПЛ и оборудован перископом, позволяющим вести
наблюдение за посадкой снаряда на затонувшую ПЛ. Во 2-м отсеке размещаются
спасаемые подводники, АБ, электродвигатели, гидронасосы, гидромоторы
движительного комплекса снаряда, насосы осушения, гидравлики, дифферентной
системы с приводами и обслуживающей аппаратурой.
Переход спасаемых из затонувшей ПЛ во 2-й отсек СПС осуществляется через
расположенную в нижней части снаряда камеру присоса, в которой установлены
лебедка подтягивания, манипуляторное устройство, перископ, светильники.
Легкий корпус СПС служит для размещения различного оборудования и снаряжения. В
его носовой части расположены излучатель и гидроакустический приемник станции
МГА-5, гидроакустический преобразователь аппаратуры наведения, один
глубоководный светильник и цистерны дифферентной системы; в верхней части -
входной люк с ограждением, подъемное устройство и радиосветильное устройство
РСУ-1; в средней части по бортам - балластные цистерны, два гидроакустических
преобразователя станции МГВ-5П, рымы для раскрепления снаряда на палубе
судна-носителя и винты вертикального перемещения.
Кормовая дифферентная цистерна, вертикальные и горизонтальные стабилизаторы,
гребные винты горизонтального движения и уравнительные цистерны (в р-не центра
тяжести спасаемых подводников) размещены в кормовой части легкого корпуса; в
нижней части - винты лагового перемещения, приемник и излучатель станции МГА-5,
гидроакустический преобразователь станции МГВ-5П и глубоководные светильники.
СПС может эксплуатироваться на волнении до 4 баллов и буксироваться при этом со
скоростью 5 уз. и способен совершить без подзарядки АБ два рейса к аварийному
объекту. За счет собственной плавучести СПС поднимает груз массой до 1,3 т.
Перемещение под водой осуществляется движительно-рулевым комплексом, состоящим
из двух установленных побортно гребных ВФШ в насадках и четырех подруливающих
устройств - два вертикальных и столько же горизонтальных (лаговых) о парными
винтами противоположного вращения, установленными в направляющем устройстве.
Источником электроэнергии служит свинцово-кислотная АБ типа СП-200М, состоящая
из трех групп по 116 элементов (выходное напряжение- 220 В, энергоемкость - 127
кВт/ч) и четырех групп по 14 элементов (выходное напряжение - 27 В,
энергоемкость - 21,5 кВт/ч). Две группы АБ по 116 эл-в расположены вне прочного
корпуса в контейнерах с жидким диэлектриком, одна - в прочном корпусе, как и
четыре группы по 14 эл-в.
В 1970 г. опытный СПС пр. 1837 АС-1, которым командовал старший лейтенант
В.И.Маврин, успешно прошел испытания, а в 1971-1973 гг. - опытную эксплуатацию
на ЧФ. С 1973 г. началось серийное производство СПС и их поступление на флоты.
В 1974 г. был разработан технический пр. 1837К - ПА, который мог выполнять
функции как спасательного, так и рабочего (с расширенными возможностями для
подводных работ). В 1980-1981 гг. построена серия таких ПА. |