Подводная лодка проект 1839 (18392)
1839 |
Размерения - 13,6х3,49х4,87 м. |
Водоизмещение - 46 т |
Скорость максимальная - 3,9 узла ; вертикальная - 0,6-0,7 узла ;
лаговая - 0,66 узла |
Дальность плавания - 16 миль |
Глубина погружения рабочая - 500 м. |
Вооружение - отсутствует |
Автономность - 48 ч. |
Судно-носитель - СС - пр.05370, 05360, 05361, 141 |
Экипаж - 3 человека. |
18392 |
Размерения - 13,6х3,4х5,06 м. |
Водоизмещение - 47 т |
Скорость максимальная - 3,5 узла ; вертикальная - 0,6-0,7 узла ;
лаговая - 0,66 узла |
Дальность плавания - 13 миль |
Глубина погружения рабочая - 500 м. |
Вооружение - отсутствует |
Автономность - 48 ч. |
Судно-носитель - СС - пр.05370, 05360, 05361, 141 |
Экипаж - 3 человека. |
Накопленный эксплуатационный опыт во время испытаний ПЛ пр. 666
и 613С позволил более качественно составить тактико-технические задания на
проектирование спасательного подводного снаряда (СПС) пр. 1837 и автономного
рабочего снаряда (АРС) пр. 1839, технические проекты и рабочие чертежи которых
разрабатывало ЦКБ "Лазурит" (главный конструктор Б.А.Леонтьев, главный
наблюдающий от ВМФ А.И.Никитинский).
Одновременно со спасательными создавались и рабочие ПА, предназначенные для
допоиска затонувших объектов в ограниченном районе, их обследования и
обеспечения подъема. По сравнению со спасательными ПА на них более развиты
средства визуального наблюдения, средства закрепления на грунте и затонувшем
объекте, средства доставки тросов и шлангов и рабочие органы-манипуляторы.
Автономный рабочий снаряд (АРС) является самоходным обитаемым подводным
средством, базирующимся на специально оборудованных судах и предназначенным для
выполнения на глубинах до 500 м следующих работ:
- спасения личного состава затонувшх ПЛ и проведения необходимых работ в
выгородках аварийно-спастельных устройств ПЛ совместно со СПС пр. 1837 и
др.кораблями;
- установки и закрепления средств обозначения местонахождения затонувшей ПЛ и
аппаратуры различного назначения;
- остропки различных затопленных объектов для подъема грузовыми средствами
судна-носителя и подъема грузов массой до 500 кг за счет собственной плавучести;
- уничтожения затонувших объектов или вывода из строя их оборудования;
- допоиск затонувших ПЛ или других объектов после обнаружения поисковыми силами
и их обследование.
Прочный корпус АРС разделен поперечной переборкой на два отсека. В отсеке
управления расположены два поста управления (командира и механика). В районе
поста командира установлен пульт управления движением, а также перископы,
позволяющие осматривать посадочную площадку, зону действия манипуляторов и
наблюдать за подводной обстановкой. Пост механика оборудован аппаратурой для
управления механизмами, устройствами и системами.
В носовой части снаряда на настиле укладывается фигурный матрац и подушка для
оператора, наблюдающего в иллюминаторы за работой манипуляторов и
контролирующего подводную обстановку по курсу движения снаряда.
Второй отсек предназначен для размещения АБ, электродвигателей, внутренней
дифферентной цистерны, гидронасосов, гидромоторов движительного комплекса,
насосов систем гидравлики, осушительной и дифферентной систем с приводами и
обслуживающей аппаратурой, преобразователя АПО-4-400 с аппаратурой управления.
АРС сохраняет работоспособность под водой при дифференте на нос 15 гр. и на
корму 28 гр. и за счет собственной плавучести может поднимать груз массой 0,5 т.
Движительно-рулевой комплекс и источники электроэнергии идентичны таковым на СПС
пр. 1837.
Опытный АРС АС-10 пр.1839 (командир — старший лейтенант Ю.С.Карелин) был сдан
флоту в 1971 г. и в 1972-1973 гг. прошел опытную эксплуатацию на ЧФ. В этот
период были проверены и отработаны все основные способы его использования. С
1973 по 1984 г. АС-10 систематически выполнял работы в интересах
Гидрографической службы ЧФ (обследовались подводные каньоны в районах Пицунды,
Адлера и Поти).
С учетом опыта эксплуатации АРС пр. 1839 и с целью повышения эффективности его
использования при выполнения поставленных задач были созданы
поисково-обследовательские ПА пр. 18392. На них устаревшее гидроакустическое и
навигационное вооружение заменили на новое, а также модернизировали отдельные
устройства. Головной ПА пр. 18392 вступил в строй в 1985 г. |