Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 1906 «Поиск-6»

Описание  

 

     
Практически параллельно с разработкой ГА "Поиск-2" в 1967 г. ЛПМБ "Рубин" начало разработку опытного глубоководного ПА (батискафа) "Поиск-6" проекта 1906, предназначенного для тех же целей, что и "Поиск-2", но с глубиной погружения 6000 м. В 1969 г. технический проект был готов, к 1970 г. закончили рабочий проект. Опытный аппарат АС-7 в период передачи в ЦПБ "Волна" находился в постройке на ЛАО. Ответственный сдатчик Л.П. Лазута. Главный конструктор проекта Ю. Сапожков.

"Поиск-6" обладал рядом технических особенностей, которые объясняются большой глубиной погружения и условиями эксплуатации:

— применен поплавок, наполненный рафинатом риформинга (первой фракцией перегонки нефти), что позволяло принять на ПА 320 кг полезной нагрузки на каждый м3 рафината; пространство в поплавке над поверхностью рафината постоянно заполняется азотом для предотвращения возгорания рафината и взрыва его паров; обеспечена возможность погрузки и выгрузки рафината и дроби при нахождении ПА на плаву;

— применены бункеры с дробью, устройства регулируемого высыпания дроби, устройство выпуска рафината из маневровых цистерн для обеспечения маневрирования по глубине;

— легкий корпус ПА для уменьшения массы выполнен из стеклопластика.

В ходе строительства прочный корпус испытывался в заводской док-камере. Строительство "Поиска-6" было завершено в 1979г., после чего для проведения испытаний ПА в транспортном доке перевели в Севастополь. Задержка с введением в строй судов обеспечения (для обеспечения испытаний и эксплуатации было выделено спасательное судно-носитель ПА «Михаил Рудницкий», морской буксир-спасатель, а также переоборудованы док ТПД-28 пр.764П и танкеры «Дон» и «Аламбай» по пр. 1852 из пр. 1541), а также сложность их совместной работы с ПА привели к тому, что швартовные, заводские ходовые и первый этап государственных испытаний (на глубинах до 2000 м) был завершен только в сентябре 1983 г. погружением на глубину 1953 м. В 1983 г. АС-7 на палубе балкера «Зоя Космодемьянская» перевезли в Петропавловск-Камчатский. Там в течение 1984-1985 гг. были выполнены все совместные работы ПА с танкером «Аламбай», ТПД-43 и обеспечивающим судном «Георгий Козьмин», а также проведены госиспытания 2-го этапа (частично повторили и госиспытания 1-го этапа).

20 августа 1986 г. АС-7 впервые в отечественной практике с экипажем на борту совершил успешное погружение в районе Камчатского разлома и достиг глубины 6035 м. В следующем году ПА повторил это достижение, однако после контрольного выхода 15 сентября 1987 г., когда аппарат ударился о грунт и получил повреждения легкого корпуса, его поставили в док и прервали испытания. Комиссия государственной приемки, учитывая физическое и моральное старение аппарата АС-7, не приняла его в состав флота и дальнейшие работы признала нецелесообразными (постройка обошлась в 20 миллионов рублей). Испытания показали, что гидравлика и системы жизнеобеспечения ПА работали надежно. Вместе с тем, был выявлен и ряд недостатков — например, неудачная конструкция АБ, технологические просчеты при изготовлении легкого корпуса (поплавка), использования рафината риформинга в качестве жидкого наполнителя цистерн плавучести. Также имелись многочисленные случаи коротких замыканий в электрической сети ПА.

Длительный срок постройки и испытаний опытного ПА "Поиск-6" объясняется трудностями, возникшими при создании уникального оборудования и средств обеспечения, а также необходимостью перевода ПА во время испытаний с Черного моря на Дальний Восток.

Накопленный опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации "Поиска-6", учли при проектировании нового глубоководного ПА пр.16810 «Русь».

Водоизмещение - 355 м3
Размерения - 29х6,3х8,2м.
Скорость горизонтальная - 2,65 узла
Дальность плавания - 16 миль
Глубина погружения рабочая - 6000 м.
Автономность - жизнеобеспечения - 72 ч. ; по электроэнергии - 19 ч.
Вооружение - отсутствует
Экипаж - 3 человека.

АС-7
(Заводской номер 01660)

Заложена в июне 1975, спущена 12 июня 1979, вступила в строй 27 сентября 1983.

В 1983 г. прошла госиспытания 1-го этапа. В 1984-1985 – совместные работы с кораблями и госиспытания 2-го этапа. 20 августа 1986 погрузилась на 6035 м. В 1987 г. повтор спуска. 15 сентября 1987 во время погружения ударилась о грунт и после ремонта не восстанавливалась.