Подводная лодка проект 1906 «Поиск-6»
Практически параллельно с разработкой ГА "Поиск-2" в 1967 г.
ЛПМБ "Рубин" начало разработку опытного глубоководного ПА (батискафа) "Поиск-6"
проекта 1906, предназначенного для тех же целей, что и "Поиск-2", но с глубиной
погружения 6000 м. В 1969 г. технический проект был готов, к 1970 г. закончили
рабочий проект. Опытный аппарат АС-7 в период передачи в ЦПБ "Волна" находился в
постройке на ЛАО. Ответственный сдатчик Л.П. Лазута. Главный конструктор проекта
Ю. Сапожков.
"Поиск-6" обладал рядом технических особенностей, которые объясняются большой
глубиной погружения и условиями эксплуатации:
— применен поплавок, наполненный рафинатом риформинга (первой фракцией перегонки
нефти), что позволяло принять на ПА 320 кг полезной нагрузки на каждый м3
рафината; пространство в поплавке над поверхностью рафината постоянно
заполняется азотом для предотвращения возгорания рафината и взрыва его паров;
обеспечена возможность погрузки и выгрузки рафината и дроби при нахождении ПА на
плаву;
— применены бункеры с дробью, устройства регулируемого высыпания дроби,
устройство выпуска рафината из маневровых цистерн для обеспечения маневрирования
по глубине;
— легкий корпус ПА для уменьшения массы выполнен из стеклопластика.
В ходе строительства прочный корпус испытывался в заводской док-камере.
Строительство "Поиска-6" было завершено в 1979г., после чего для проведения
испытаний ПА в транспортном доке перевели в Севастополь. Задержка с введением в
строй судов обеспечения (для обеспечения испытаний и эксплуатации было выделено
спасательное судно-носитель ПА «Михаил Рудницкий», морской буксир-спасатель, а
также переоборудованы док ТПД-28 пр.764П и танкеры «Дон» и «Аламбай» по пр. 1852
из пр. 1541), а также сложность их совместной работы с ПА привели к тому, что
швартовные, заводские ходовые и первый этап государственных испытаний (на
глубинах до 2000 м) был завершен только в сентябре 1983 г. погружением на
глубину 1953 м. В 1983 г. АС-7 на палубе балкера «Зоя Космодемьянская» перевезли
в Петропавловск-Камчатский. Там в течение 1984-1985 гг. были выполнены все
совместные работы ПА с танкером «Аламбай», ТПД-43 и обеспечивающим судном
«Георгий Козьмин», а также проведены госиспытания 2-го этапа (частично повторили
и госиспытания 1-го этапа).
20 августа 1986 г. АС-7 впервые в отечественной практике с экипажем на борту
совершил успешное погружение в районе Камчатского разлома и достиг глубины 6035
м. В следующем году ПА повторил это достижение, однако после контрольного выхода
15 сентября 1987 г., когда аппарат ударился о грунт и получил повреждения
легкого корпуса, его поставили в док и прервали испытания. Комиссия
государственной приемки, учитывая физическое и моральное старение аппарата АС-7,
не приняла его в состав флота и дальнейшие работы признала нецелесообразными
(постройка обошлась в 20 миллионов рублей). Испытания показали, что гидравлика и
системы жизнеобеспечения ПА работали надежно. Вместе с тем, был выявлен и ряд
недостатков — например, неудачная конструкция АБ, технологические просчеты при
изготовлении легкого корпуса (поплавка), использования рафината риформинга в
качестве жидкого наполнителя цистерн плавучести. Также имелись многочисленные
случаи коротких замыканий в электрической сети ПА.
Длительный срок постройки и испытаний опытного ПА "Поиск-6" объясняется
трудностями, возникшими при создании уникального оборудования и средств
обеспечения, а также необходимостью перевода ПА во время испытаний с Черного
моря на Дальний Восток.
Накопленный опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации "Поиска-6",
учли при проектировании нового глубоководного ПА пр.16810 «Русь».
Водоизмещение - 355 м3 |
Размерения - 29х6,3х8,2м. |
Скорость горизонтальная - 2,65 узла |
Дальность плавания - 16 миль |
Глубина погружения рабочая -
6000 м. |
Автономность - жизнеобеспечения - 72 ч. ; по электроэнергии - 19
ч. |
Вооружение - отсутствует |
Экипаж - 3 человека. |
АС-7
(Заводской номер 01660)
Заложена в июне 1975, спущена 12 июня 1979, вступила в строй 27
сентября 1983.
В 1983 г. прошла госиспытания 1-го этапа. В 1984-1985 –
совместные работы с кораблями и госиспытания 2-го этапа. 20 августа 1986
погрузилась на 6035 м. В 1987 г. повтор спуска. 15 сентября 1987 во время
погружения ударилась о грунт и после ремонта не восстанавливалась. |