Подводная лодка проект 605
К концу 1967 г.
возникла неотложная необходимость создания опытно-боевой лодки,
предназначавшейся для отработки и последующего принятия на вооружение ракеты
Р-27К, создававшейся специально для поражения движущихся морских целей (проект
605, ЦПБ «Волна», главный конструктор В.В. Борисов).
31 декабря 1967г., в бюро пришло телеграфное указание зам. министра судпрома
Ю.Г.Деревянко о необходимости выполнения проработки размещения на ДЭПЛ пр. 629
шести ракет Р-27К комплекса Д-5 с целью проведения их летно-конструкторских
испытаний. Предписывалось в течение трех месяцев определить объем работ и
участников, состав необходимого оборудования, стоимость и возможные сроки
переоборудования корабля пр. 629. Главным конструктором этой работы в бюро был
назначен Владимир Владимирович Борисов, его заместителями - Л.В.Чернопятов и
Д.Ф.Ошеров. В марте 1968 г., как было приказано, проработку отправили в Москву.
В ней была обоснована целесообразность установки только четырех шахт для Р-27К,
а не шести, поскольку разработчик комплекса, СКБ-385, формировало аппаратуру
КСППО блоками - один на четыре ракеты. Для размещения четырех ракет,
счетно-решающей аппаратуры "Рекорд-2", аппаратуры приема и обработки информации
целеуказания "Касатка-Б" с двумя антенными постами, выпускного антенного
устройства "Зубатка", дополнительных средств кондиционирования и т.д. после
демонтажа старого ракетного комплекса и астронавигационного перископа "Лира"
было необходимо удлинить на 12,5 м прочный корпус.
Предлагалось разрезать его в цилиндрической части - по III (у кормовой переборки
ЦП) и V (за носовой переборкой отсека) отсекам, чтобы не усложнять работу завода
по резке и последующей стыковке прочного корпуса "восьмерочной" части, а также
чтобы сформировать жесткий блок, который легко можно будет загерметизировать при
буксировке и доковании.
Новый блок должен был состоять из кормовой части III отсека с переборкой, новых
III-бис и IV (ракетного) отсеков "восьмерочной" формы и части V отсека с носовой
переборкой. Общая длина нового блока составляла 25.5 м (вместо вырезаемых 13 м).
Проработку рассмотрели на Совете Главных конструкторов с участием представителей
ВМФ и положили в основу ТТЗ на пр.605.
Уже 11 апреля Военно-промышленная комиссия своим решением №79 обязала ВМФ выдать
ТТЗ на проектирование корабля, а бюро — представить сразу технический проект в
III кв. 1968 г.
Такие "сумасшедшие" темпы поддержало руководство МСП, которое своим приказом от
12 мая обязало бюро параллельно с разработкой технического проекта начать выпуск
рабочих чертежей.
Главное управление кораблестроения только 29 июня выслало в Ленинград ТТЗ,
которое, правда, полностью соответствовало представленной проработке, так что
менять что-либо в разрабатываемых материалах техпроекта не пришлось, и он был
представлен в Москву с письмом от 11 октября 1968 г.
К тому времени на МП "Звездочка" и СМП отправили рабочие чертежи нового блока
прочного корпуса, прочных цистерн, ракетных шахт и теоретический чертеж для
плаза. К концу года были закончены рабочие чертежи на основные конструкции
(около 57% всего объема рабочих чертежей), в следующем году закончили выпуск
рабочих чертежей, технической документации, разослали на согласование программы
швартовных, заводских ходовых и Государственных испытаний.
Новый блок состоял из кормовой части III отсека с переборкой, нового (III-бис) и
IV (ракетного) отсеков "восьмерочной" формы и части V отсека с носовой
переборкой. Общая длина нового блока составляла 25,5 м (вместо вырезаемых 13 м).
Состав торпедного, гидроакустического и радиолокационного вооружения, ЭЭУ и
средств связи соответствовал пр.629А. Дополнительно была установлена выпускная
антенна "Зубатка", а НК "Сигма" был принят в комплектации без АНП "Сегмент".
Для переоборудования по пр.605 Северный флот выделил К-102 (зав. №805), которая
в конце года стала к причальной стенке завода. После демонтажа оборудования на
плаву корабль завели в док и на только что введенном в строй судовозном
оборудовании завели в цех для разрезки. Новый блок прочного корпуса
изготавливался на СМП. По готовности его также отдоковали и на судовозном поезде
доставили в цех, где его ждали носовая и кормовая оконечности корпуса.
С помощью "Севмашпредприятия", изготовившего новый блок прочного корпуса,
"Звездочка" довольно быстро выполнила переоборудование корпуса, отремонтировав
корабельные системы и механизмы. Для полного завершения работ не хватало только
"малого" - счетно-решающей аппаратуры Рекорд-2, системы "Касатка-Б", ИПЭСУ,
системы документирования и других элементов комплекса ракетного оружия.
Испытания решили проводить по частям, по достижении готовности. Во второй
половине 1970 г провели швартовные, затем заводские и ходовые и 9 декабря вышли
на Государственные испытания по общекорабельной программе.
За девять ходовых дней комиссия Госприемки под председательством капитана 1
ранга Ю.А. Мизрахи испытала в действии все, что только можно было испытать без
комплекса ракетного оружия, и была вынуждена сделать перерыв.
Весь 1971 г., а затем и 1972 г. прошел в периодических работах по монтажу и
испытаниям постепенно прибывающей аппаратуры. В конце 1972 г. Госиспытания
продолжились, но из-за неполадок в системе "Рекорд-2" завершить их не удалось.
Восемь месяцев следующего, 1973 г. прошли в отладке аппаратуры, парных и
комплексных стыковках, доработках с привлечением специалистов всех систем
комплекса. Только11 сентября 1973 г. наконец, начались летно-конструкторские
испытания ракет P-27K. Однако неполадки продолжались...
Испытания проводились с большими перерывами на доработки весь 1974 г. и
значительную часть следующего года.
Комиссия по совместным летным испытаниям и комиссия Государственной приемки
корабля под председательством контр-адмирала Н.С. Борисеева завершили свою
работу только 15 августа 1975 г.. записав в акте об окончании испытаний
комплекса Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К и корабельною комплекса целеуказания
"Касатка-Б-605". что ракетный комплекс отвечает заданным в ТТЗ требованиям.
После этого корабль был принят в состав ВМФ.
Другие подводные лодки по этому проекту не переоборудовались, так как в это
время уже строились подводные лодки проекта 667А.
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Начало модернизации |
Окончание |
Подписание акта |
К-102 |
805 |
05.11.1968 |
09.12.1970 |
15.08.1975 |
|