Подводная лодка проект 611
16 октября 1946 г. правительство СССР приняло программу, по
которой до 1955 г. наметили построить боевые корабли по новым проектам,
подготовленным с учетом опыта второй мировой войны. Предусматривались и большие
подводные лодки, которым предстояло действовать на океанских коммуникациях,
блокировать морские базы, вести оперативную разведку. Разработку их проекта
вели, основываясь и на практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и
XIII серии) и Д (I серия). Лучшие варианты представили наркому ВМФ И. Кузнецову,
после чего Центральному конструкторскому бюро-18 Наркомата судостроительной
промышленности передали тактико-техническое задание, и в 1948 г. окончательно
утвердили проект большой субмарины, главным конструктором которой назначили С.
Егорова.
К этому времени, после раздела германского флота, были
получены весьма удачные субмарины XXI серии, их основательно изучили и внесли в
чертежи проекта 611 некоторые коррективы. Кроме того, ряд механизмов и устройств
унифицировали с теми, что намеревались применить на создававшихся параллельно
средних лодках проекта 613.
Новые корабли оснастили мощным вооружением. 6 носовых и 4
кормовых аппарата для 533-мм торпед, дюжина запасных располагалась на стеллажах.
Вместо части торпед можно было принять 32 мины АМД-1000. Перед рубкой, на
верхней палубе, разместили спаренную установку 57-мм универсальных пушек
СМ-243ИФ, а в кормовой части рубки находилась спарка 25-мм зенитных автоматов
2М-8. Правда, позже сочли, что лучшей защитой подводного корабля от авиации
будет не стрельба, а скрытность и при появлении вражеского самолета полезнее
незамедлительно уходить под воду. К 1956 г. артиллерию со всех лодок сняли,
после чего их скорость возросла на узел.
Лодку проекта 611 оборудовали двумя радиолокаторами. С
помощью одного обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих
радаров. Для поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили
гидроакустическая станция и шумопеленгатор. Командирский и зенитный перископы
располагались на вращающейся площадке.
Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили
из 18 - 22-мм стали, с необычным - наружным расположением шпангоутов, что
позволило увеличить объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались
тесноватыми. В первом и седьмом отсеках находились торпедные аппараты, во втором
наверху разместили офицерскую кают-компанию, гидроакустический комплекс,
душевую, внизу - аккумуляторные батареи. В третьем был центральный пост,
штурманское, радиолокационное, гидроакустическое оборудование, приборы
управления торпедной стрельбой. В четвертом устроили кают-компанию старшин,
радиорубку, провизионку и камбуз. В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с.
В подводном положении воздух к ним подавался через РДП (шнорхель), здесь же была
пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом) по
1350 л.с. приводили во вращение 3-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700
л.с.) без передачи работал на малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под
настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки
оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3
мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.
Головную Б-61 заложили на стапеле ленинградского завода "Судомех"
10 января 1951 г. и уже в следующем приступили к ходовым испытаниям. Как отмечал
сотрудник ЦКБ морской техники "Рубин" (бывшее ЦКБ-18) В. Семенов, при этом "был
выявлен ряд недостатков, потребовавших изменения схемы аварийного продувания
главного балласта, усиления кормовой оконечности из-за повышенной вибрации при
работе всех трех винтов и некоторых других усовершенствований". В декабре Б-61
вступила в строй, и до 1956 г. флоту сдали еще 25 кораблей этого типа.
В процессе эксплуатации лодки не однократно
модернизировались. Упоминаются следующие модернизации: В611 - его главным
оружием сделали работающую на долгохранимых компонентах топлива баллистическую
Р-11, АВ-611 – доработанный В611 (с ракетой Р-11ФМ), ПВ-611 – отработка ракеты
С4.7, 611П – испытания ракетного комплекса П-10, АВ-611РА – испытания
гидроакустического комплекса, АВ-611С – испытания астронавигационного комплекса,
АВ-611Е - испытания гидроакустического комплекса. По зарубежным источникам также
упоминаются следующие модификации: А611 – испытания торпедного оружия, АВ-611К –
экспериментальный корабль управления, АВ-611Д – экспериментальный минный
заградитель, АВ611РЕ – диверсионный корабль (поиск и уничтожение подводных
кабелей), АВ611С – корабль специального назначения (транспортировка боевых
пловцов, называются Б-69 и Б-91), 611М – после снятия артиллерийского
вооружения.
|