Подводная лодка проект 613C
В 50-е гг., когда началось интенсивное совершенствование
способа спасения подводников с глубин "по одному", был разработан ряд новых
корабельных спасательных устройств, в частности, спасательная камера для выхода
личного состава из аварийной подводной лодки (АПЛ) "сухим" способом;
спасательный люк для выхода личного состава АПЛ "мокрым" способом; шлюзовая
дверь для шлюзования и декомпрессии личного состава подводной лодки при переходе
из отсека в отсек с различным давлением, а также комбинированное спасательное
устройство для выхода личного состава из аварийной подводной лодки "сухим" или
"мокрым" способом. Кроме того, были созданы всплывающие буи разных типов,
предназначавшиеся для выноса тросов-проводников спасательных устройств; штоковое
устройство ШУ-200 для полуавтоматического закрепления 200-тонных понтонов, а
также безрезьбовое соединение шлангов вентиляции и подачи сжатого воздуха. Тогда
же в 1957 г. по постановлению правительства начались проектные проработки
переоборудования средней ДЭПЛ пр. 613 для испытаний этих опытных спасательных
устройств в натурных условиях. Документацию на переоборудование разработало
ЦКБ-112 (позже ЦКБ "Лазурит", главный конструктор С.Н. Якимовский) при помощи
сотрудников государственного НИИ-40 МО РФ под руководством В.Л. Зарембовского.
Горьковский судостроительный завод "Красное Сормово" в 1960 г. закончил
переоборудование ПЛ С-141 (зав. № 202) по пр. 613С и в 1961 г. провел испытания,
которые подтвердили эффективность новых спасательных устройств и позволили
рекомендовать их для внедрения на строящиеся и проектируемые ПЛ. В дальнейшем ПЛ
пр. 613С использовалась для тренировки личного состава в проведении спасательных
операций. |