Подводная лодка проект 613Э
Основной недостаток дизель-электрических подводных
лодок (ДЭПЛ) в сравнении с атомными подводными лодками - необходимость
периодически подвсплывать в режим работы дизеля под водой для зарядки
аккумуляторной батареи (АБ). Очевидно желание проектантов ПЛ создать
энергетическую установку (ЭУ), независимую от атмосферного воздуха.
В СССР работы по созданию ПЛ с ЭУ с электрохимическими генераторами (ЭХГ) были
начаты в первой половине 70-х годов. Центральное конструкторское бюро «Лазурит»,
научно-производственные объединения «Квант» и «Криогенмаш» приступили к созданию
для подводных лодок ВНЭУ с электрохимическими генераторами (ЭХГ).
Дизель-электрическую подлодку С-296 (в некоторых источниках указывается ПЛ
С-273) проекта 613 переоборудовали по проекту 613Э шифр «Катран». Около 10 лет
понадобилось для того, чтобы экспериментальный корабль и обеспечивающую его
береговую базу довести до ума.
В 1988 (1989?)г. ПЛ "Катран" проекта 613Э разработки ЦКБ "Лазурит" с опытной ЭУ
с ЭХГ успешно прошла Государственные испытания и подтвердила принципиальную
возможность создания и эффективного использования новой энергетики на ПЛ.
Испытания, которые начались в 1987 году и завершились в 1989-м, показали, что
время не было потрачено зря. Если обычные подлодки 613 проекта на малой скорости
в 2 узла без подзарядки аккумуляторных батарей могли находиться под водой в
течение чуть более 7 суток (это по «паспорту», а на деле - не более 3-4), то
С-296 с ЭХГ на скорости 2,5 узла оказалась способной «бегать» в глубинах 4
недели.
Первая отечественная вспомогательная ВНЭУ с ЭХГ водородно-кислородного типа,
установленная на С-296, имела значительные габариты. Четыре большие емкости для
хранения жидкого кислорода и водорода, смонтированные в легком корпусе, не
украшали корабль, а главное - ухудшали его гидродинамические характеристики.
Однако на этой установке и на самой подлодке были отработаны многие элементы
перспективных анаэробных ЭУ, в том числе по обеспечению пожаровзрывобезопасности. |