Подводная лодка проект 621
Водоизмещение - нормальное надводное - 5845 тонн |
Длина наибольшая - 147,5 м
|
Ширина наибольшая -
13,3 м
|
Осадка средняя -
6,3
|
Силовая установка - 4 дизеля суммарной мощностью 8000 л.с., 2
газотурбинных установки суммарной мощностью - 2730 л.с., 4 главных
электродвигателя суммарной мощностью - 7200 л.с., 4 группы аккумуляторных
батарей по 112 элементов в группе типа "46СУ", 4 винта. |
Скорость хода - максимальная надводная - 15 узлов, подводная под
газотурбинной установкой - 8,5 узлов |
Дальность плавания - в надводном положении - 6000 миль при 12 узлах |
Глубина погружения - предельная - 160 метров |
Грузоподъёмность - 1550 тонн |
Вооружение - 2 - 57-мм спаренные артиллерийские установки "СМ-24-ЗИФ" ;
1 25-мм спаренная артиллерийская установка "2М-8" ; 3 направляющие для
неуправляемых реактивных снарядов ; 1080 неуправляемых реактивных снарядов. |
Время пребывания под водой - 600 часов |
Автономность - 70 суток |
В 40 - начале 50-х гг. в СССР разрабатывались проекты
арктических подводных лодок для доставки и высадки десанта с целью захвата
авиабаз вероятного противника, а также организации промежуточных
аэродромов для советских бомбардировщиков, нацеленных на США. Тогда эта
идея не была реализована по техническим причинам. Сегодня на флотах ряда
стран такая возможность появилась.
Зима 1953 г. Жизнь на американской авиабазе в Гренландии идет своим
чередом: работают радары, взлетают и садятся тяжелые самолеты - толстые
сигары транспортников, мощные летающие крепости... Вдруг аэродромная
обслуга увидела сотни наступающих автоматчиков в маскировочных халатах. А
на взлетную полосу, обгоняя их, с ревом выскакивали танки Т-34 и с ходу
открывали пулеметно-пушечный огонь. Через считанные минуты все было
кончено; летчики и технические специалисты стояли с поднятыми руками.
Спустя некоторое время, база вновь ожила - на бетонку один за другим
приземлялись самолеты, только теперь они несли не белые, а красные звезды.
Бомбардировщики заправлялись и брали курс на цель... Это не киносценарий
очередного голливудского боевика о былой "красной угрозе". Подобные
действия прорабатывали боевые генералы и адмиралы, прятавшие затем планы
этих операций в папки с грифом "Совершенно секретно - Особой Важности".
С началом холодной войны вокруг Советского Союза была образована сеть
американских авиабаз, располагавшихся в Норвегии, Англии, Италии, Турции,
Японии. Американские бомбардировщики, действуя с них, могли поразить
многие объекты на территории вероятного противника. В свою очередь, СССР
не имел военных баз вблизи США и нанести ответный удар мог только со своей
территории. Кратчайший путь для советских бомбардировщиков лежал через
Арктику, но и тогда они в силу недостаточного радиуса действия не могли
вернуться обратно. Поэтому возник проект: организовать промежуточные
пункты дозаправки самолетов в ходе полетов как "туда", так и "обратно".
Аэродромы подскока предполагалось создавать на льду вблизи полюса и на
арктических островах. Идеальным вариантом был бы захват американских
авиабаз. Но как подобное осуществить? Послать ледоколы с десантом вряд ли
удастся вследствие абсолютного (в те годы) господства на море флотов США и
других стран НАТО. Оставалось использовать подводные корабли.
В 1948 г. в ЦКБ-18 началась разработка "лодки специального назначения"
проекта 621 для скрытной переброски десантных подразделений с боевой
техникой и снаряжением и последующего снабжения высаженных войск
боеприпасами, горючим и продовольствием. Вместе с морской пехотой должны
были действовать танкисты, артиллеристы, летчики. При необходимости
десантники, как предусматривалось проектом, в момент высадки с ходу могли
бы вступать в бой. Для самолетов-истребителей, например, конструкторы
создали взлетное устройство типа катапульты.
Было разработано 7 вариантов предэскизного проекта, из которых четыре
основных отличались составом энергетической установки и некоторыми
конструктивными особенностями, связанными с размещением технических
средств и десанта. Были проработаны варианты ПЛ с разными энергетическими
установками:
- дизель-аккумуляторный вариант с парогазовой турбинной установкой для
обеспечения экономических подводных ходов;
- дизель-аккумуляторный с 16 группами аккумуляторных батарей;
- варианты с «едиными» двигателями, работающими по схеме ЕД-ВВД и по схеме
ЕД-ХПИ.
Проект ТТЗ был составлен на основе варианта с парогазовой турбинной
энергетической установкой, поскольку по сравнению с другими она
обеспечивала наибольшую дальность плавания в подводном положении. В то
время к разработке проекта 617 только приступили и возможности создания
новой ПГТУ требуемой для проекта 621 мощности были совершенно неясны.
Поэтому одновременно представлялся проект ТТЗ на резервный вариант с 16
группами аккумуляторных батарей типа 46СУ по 112 элементов в каждой. В
проекте предусматривалось, что в случае отсутствия к требуемому сроку ПГТУ,
лодка может строиться с аккумуляторной батареей с последующей ее заменой
на ПГТУ. При этом водоизмещение аккумуляторной лодки при одинаковых с
основным вариантом длине и ширине возрастало на 630 тонн.
Основные технические решения в предэскизном проекте были направлены на
оптимальное размещение перевозимого десанта и боевой техники и на
обеспечение высадки десанта на необорудованный причальными
приспособлениями мелководный берег (пляж).
ПЛ имела 5 связанных между собой прочных корпусов — один средний, а справа
и слева от него еще по два корпуса с каждой стороны, расположенных один за
другим вдоль корабля. Вместе с легким наружным корпусом, охватывающим все
пять прочных корпусов, получалась единая конструкция. В среднем прочном
корпусе, разделявшемся горизонтальными платформами и поперечными
переборками на водонепроницаемые отсеки, в носовой и средней его частях,
размещались перевозимые техника (танки, самолеты, автомашины, пушки) и
боеприпасы, а также личный состав десанта. В этом же районе находились
жилые помещения для личного состава лодки. В кормовой части среднего
корпуса размещался центральный пост, отделенный прочными сферическими
переборками, и дизель-электрическая двухвальная установка с дизелями 37Д.
В каждом из кормовых бортовых прочных корпусов размещались по одной ПГТУ и
одному дизелю З0Д, работающих на одну общую линию вала. Таким образом, ПЛ
была четырехвальной.
В носу бортовых корпусов находились аккумуляторные батареи и цистерны
замещения перевозимых грузов и продукта «030». Всего на корабле было 35
цистерн замещения, что позволяло без особого труда восстанавливать
дифферентовку при высадке десанта. Все прочные корпуса соединялись между
собой проходами и люками, позволявшими личному составу переходить из
корпуса в корпус.
В наружном корпусе размещались 29 цистерн главного балласта, 3 топливные
цистерны, мешки с продуктом «030», цистерны уравнительные и быстрого
погружения. В носовой оконечности находились механизированная сходня
(аппарель) длиной 25 метров и носовые горизонтальные рули. В надстройке и
ограждении рубки располагались артиллерийские и ракетные установки и
выдвижные устройства. В кормовой части легкого корпуса размещались два
вертикальных руля, кормовые горизонтальные рули и якорное устройство.
Плоское днище носовой части корабля защищалось броневыми плитами во
избежание повреждений корпуса при касании грунта во время высадки десанта.
Для прочного корпуса предусматривалось применение стали с пределом
текучести 40 кгс/мгм2. Запроектированная архитектурная форма корпуса ПЛ
дала возможность иметь небольшую осадку и обеспечить условия для быстрой
высадки десанта: малая осадка позволяла ближе подойти к берегу.
Вооружение: два 57-мм спаренных зенитных автомата и один спаренный 25-мм
автомат. Для огневой поддержки десанта на палубе находились станки для
пуска 360 реактивных снарядов. Грузоподъемность десантной ПЛ равнялась
1550 т. На ее борту размещались 10 танков Т-34,12 грузовиков и 3 прицепа,
4 легковые автомобиля, 12 пушек калибра 85 мм, 2 пушки калибра 45 мм, 3
самолета Ла-11 со складывающимися крыльями, пулеметы, минометы, автоматы,
боеприпасы, топливо, провизия, а также 745 человек десанта.
Поскольку погрузку и выгрузку танки и грузовики производили своим ходом,
была предусмотрена мощная вентиляция для удаления выхлопных газов
работающих двигателей. Отсеки, где обитали воины, оборудовались системой
регенерации и кондиционирования воздуха. Имелись общие койки-нары, каждая
на 4 человека, гальюны, умывальники, две большие электроплиты для
приготовления пищи, электрокипятильники и т. п.
Наиболее сложной операцией разработчики проекта по праву считали высадку
десантных сил. Лодке предстояло вплотную подойти носовой оконечностью к
берегу, заполнив цистерны главного балласта, фактически лечь на грунт,
открыть грузовой люк и выдвинуть мощный трап для схода техники и людей. По
мере облегчения субмарины заполнялись цистерны замещения. Для разведки
места высадки, разминирования и уничтожения береговых заграждений через
шлюзовые камеры в кормовой части лодки могли выходить водолазы.
Создание транспортно-десантной подводной лодки требовало решения многих
сложных технических задач, в том числе таких, как создание ПГТУ,
корабельной системы кондиционирования воздуха для помещений с большим
числом находящихся в них людей, погрузочно-разгрузочных устройств, а также
осуществления коммутации электроэнергии 16 аккумуляторных батарей. К тому
же нужно было выполнить целый ряд мероприятий, которые обеспечивали бы
сохранение боеспособности десантников во время перехода. Дополнительные
задачи, возлагавшиеся на ПЛ - перевозка грузов, снабжение подводных лодок
в океане — также требовали решения многих проблемных вопросов.
Отсутствие в стране опыта проектирования и использования
десантно-транспортных ПЛ и большое число вопросов, требующих своего
решения, вызывали сомнение в реальности осуществления этого проекта.
Полученная в проекте относительно большая грузоподъемность, достигшая 28%
от водоизмещения, заставляла предполагать, что исходные данные в части
нагрузки и размещения были в значительной степени оптимизированы. Ряд
технический решений - таких, как способ выгрузки техники (самолетов,
танков, пушек и т.п.) и обеспечение жизнедеятельности личного состава
десанта во время длительного перехода и его боеспособности после высадки,
вызвал сомнения в их реальности. В связи с этим руководство советского ВМФ
высказало ряд серьезных замечаний и все работы по проекту 621 были
прекращены.
Все же проведенная работа дала некоторый опыт, который использовался в
последующем, в частности, при проектировании подледно-транспортной ПЛ и
других подводных лодок аналогичного назначения. |