Описание проекта 627А
22 октября 1955 г. Совет Министров СССР принял постановление
о разработке на основе АПЛ проекта 627 серийной атомной подводной лодки проекта
627А (шифр “Кит”). При сохранении основных технических решений, оборудования и
главной энергетической установки, новые субмарины должны были иметь повышенную
живучесть и надежность, усовершенствованное штурманское вооружение. Для создания
более благоприятных условий работы ГАС “Арктика-М” ее антенну разместили в
килевой части носовой оконечности в специальном наплыве. Над торпедными
аппаратами установили антенну шумопеленгаторной станции МГ-10.
Весной 1956 года в СКБ-143 был разработан технический проект
усовершенствованного корабля, а осенью того же года была завершена переработка
рабочих чертежей и эксплуатационной документации. В 1955 году, не дожидаясь
результатов испытания первого атомохода и завершения проектных работ, в
Северодвинске развернулись работы по строительству серии из 12 кораблей проекта
627А. Первая АПЛ - К-5 - была заложена в августе 1956 г., спущена на воду в
сентябре 1958 г., а вошла в строй Северного флота 27 декабря 1959 г. В ходе
испытаний К-5, при мощности энергетической установки, составляющей 80% от
номинальной, была достигнута самая высокая в мире скорость длительного
подводного хода - 28 узлов. Расчеты показывали, что при выходе на максимальную
мощность скорость должна была достичь 30 узлов.
Вслед за К-5 в состав Северного флота 31 августа 1960 г.
вошла вторая однотипная лодка - К-8. Затем последовали К-52 (23 декабря 1961
г.), К-21 (23 декабря 1961 г.), К-11 (23 декабря 1961 г.), К-133 (16 октября
1962 г.), К-181 (16 октября 1962 г.), К-115 (30 декабря 1962 г.), К-152 (4
ноября 1961 г.), К-12 (4 ноября 1963 г.) и К-50 (20 декабря 1963 г.).
Экипажи для первых серийных атомоходов формировались в Ленинграде на базе
дивизиона строящихся ПЛ 615-го проекта. В конце 1957 года дивизион строящихся
АПЛ был переведен в Северодвинск. Офицеры электромеханических боевых частей, а
также командиры лодок проходили стажировку в Обнинске.
Первым местом базирования атомоходов стала Западная Лица, где
началось формирование бригады АПЛ. В августе 1961 г. разросшаяся бригада была
реорганизована в две дивизии. Все лодки проектов 627 и 627А вошли в состав
дивизии с тактическим номером “З” (дивизия “31” укомплектовывалась лодками
658-го проекта). По системе НАТОвской индексации кораблям проектов 627 и 627А
было присвоено обозначение November.
Первоначально надежность лодок проекта 627 и 627А было
относительно низкой. Причина этого крылась, в первую очередь, в низком ресурсе
парогенераторов главной энергетической установки. Уже через несколько сот часов
работы в трубных пучках парогенераторов возникали микроскопические трещины,
сквозь которые вода из первого контура попадала во второй контур, повышая в нем
уровень радиоактивности. Недостаточная надежность ГЭУ не позволила использовать
атомоходы проекта 627А во время Карибского кризиса осенью 1962 года, хотя в
составе Северного флота имелось к тому времени уже шесть АПЛ проектов 627 и
627А.
Однако постепенно, по мере “доводки” техники и освоения ее личным составом,
надежность атомоходов первого поколения повышалась. Уже в 1961 г. четыре АПЛ
пр.627 и 627А под командованием Л.М.Жильцова, В.П.Рыкова, В.И.Зверева и
В.Л.Березовского выполнили арктический поход, при этом К-52 (В.П.Рыков) прошла
под ледяным панцирем 516 миль, а К-3 (Л.М.Жильцов) достигла 82-й широты.
Продолжительное подледное плавание совершила лодка пр.627А
К-21 (В.Н.Чернавин), прошедшая в 1962 году подо льдом 1700 миль. При этом
попутно отрабатывалась тактика подледного плавания, методика ориентирования в
подледном пространстве, а также всплытия в полыньях.
Все это позволило постепенно приступить к привлечению лодок
627-го проекта к несению т.н. боевой службы - слежению за морскими носителями
ядерного оружия потенциального противника и поддержанию постоянной готовности к
нанесению по ним, в случае получения соответствующего приказа, упреждающего
удара. Несение боевой службы как особый вид деятельности кораблей ВМФ начало
практиковаться с 1961 года. На первом этапе для этого использовались
дизель-электрические подводные лодки и надводные корабли. В 1965 году первый
выход для слежения за американскими ракетоносцами и авианосцами выполнили
советские АПЛ.
Впервые удачный поиск и относительно длительное слежение за
“фактическим противником” - ударным авианосцем “Саратога” - осуществила в
Атлантике в 1965 году К-181 (капитан 1 ранга Б.С.Борисов). Советская АПЛ в
течение четырех суток сидела “на хвосте” у американского корабля.
Увеличение интенсивности боевой службы и задействование
атомных подводных лодок быстро принесло свои плоды: если в 1964 году
дизель-электрическими подводными лодками в ходе БС было достигнуто 16
обнаружений подводных целей, то в 1965 г., когда “на сцену” вышли атомные
подводные лодки 627-го проекта, число обнаружений возросло до 42. Однако следует
признать, что АПЛ первого поколения не предназначались для охоты за субмаринами
противника: была велика их шумность, гидроакустическое оборудование имело
относительно низкие характеристики. Поэтому контакты с американскими атомными
подводными лодками имели, как правило, кратковременный характер и длительного
слежения за ними установить не удавалось. В то же время следует заметить, что и
американский флот, располагая к середине 1960-х годов специализированными
малошумными противолодочными АПЛ типа “Трешер”, также не смог обеспечить
регулярное слежение за советскими ракетными атомоходами 1-го поколения,
обладавшими относительно высокой шумностью.
АПЛ 627-го проекта совершили ряд дальних походов, вписав
яркие страницы в историю отечественного и мирового подводного мореплавания. Эти
походы имели, помимо прочего, и огромное морально-политическое значение:
советский флот впервые доказал на деле, что может противостоять на равных флотам
США и Великобритании. В сентябре 1963 г. АПЛ К-115 (командир капитан 2 ранга
Р.Ду-бяга, старший похода - капитан 1 ранга В.Кичев) совместно с К-178 (проект
658М, командир капитан 2 ранга Михайловский) совершила подо льдами Северного
Ледовитого океана переход на Тихоокеанский флот, пройдя за шесть суток 1600
миль. Командиру АПЛ было присвоено звание Герой Советского Союза.
В том же 1963 г. К-181 (капитан 2 ранга Ю.А.Сысоев, старший
похода командующий СФ адмирал В.А.Касатонов) выполнила очередной высокоширотный
поход, всплыв 29 сентября на Северном полюсе. Командиру АПЛ и старшему на походе
присвоили звание Герой Советского Союза. АПЛ была награждена Орденом Красного
Знамени.
Для проверки возможности использования атомоходов в южных
широтах АПЛ К-133 в 1963 г. совершила поход в экваториальные районы Атлантики.
Этот опыт пригодился в 1966 году, когда К-133 (командир
капитан 2 ранга Л.Н.Столяров) из состава 3-й дивизии подводных лодок Северного
Флота совместно с ракетоносцем К-116 (командир капитан 2 ранга В.Виноградов)
совершила “кругосветный” переход на ТОФ через Атлантический и Тихий океаны,
пройдя в подводном положении за 54 суток почти 20000 миль. Руководителю перехода
контр-адмиралу А.Сорокину, командирам АПЛ, командирам электромеханических БЧ
капитанам 2 ранга Самсонову и Морозову, а также зам. командира по ПЧ капитану 2
ранга Усенко присвоили звание Герой Советского Союза. Подготовка к выполнению
столь сложного задания была проведена в рекордно короткие сроки: в течение
месяца моряками были отработаны три курсовые задачи.
В 1966 году К-14 (командир - капитан 1 ранга Д.Н.Голубев)
совершила 17-суточный переход подо льдами Арктики, проложив трассу, по которой в
дальнейшем осуществлялась перегонка атомоходов европейской постройки на
Тихоокеанский флот. Несколько позже движение в обратном направлении освоили и
“комсомольские” лодки новых проектов. Старшему на переходе командиру дивизии
контр-адмиралу Игнатову и командиру АПЛ было присвоено звание Герой Советского
Союза.
В 1968 году очередной подледный переход на ТОФ выполнила и
К-42 (капитан 2 ранга В.И.Заморев), прошедшая под арктическими льдами совместно
с К-55 (пр.658М). Этот поход отличался от предшествующих тем, что лодки несли на
борту штатное ядерное оружие.
В то же время служба АПЛ проекта 627А сопровождалась не
только успехами, но и трагедиями. Это было, к сожалению, неизбежной платой за
освоение нового (трагедий с человеческими жертвами не избежали также ни
американские, ни китайские подводники-атомники). 12 апреля 1970 г. во время
крупномасштабных учений “Океан” затонула К-8 (командир капитан 2 ранга В.
Бессонов). Корабль специально не готовился к участию в этих учениях, он завершил
боевую службу в Средиземном море. Пополнив запасы продовольствия и средств
регенерации с надводного корабля, К-8, согласно первоначальному плану, в
подводном положении прошла Гибралтарский пролив и вышла в Атлантику, где и
получила 7 апреля приказ следовать в заданный район для участия в учениях. В
дальнейшем корабль на связь не выходил.
8 апреля в 21.30 в Бискайском заливе, в нескольких сотнях
миль от берегов Испании, на борту лодки в 3-м отсеке возник пожар, вызванный
возгоранием патронов регенерации. Сработала система аварийной защиты реактора, и
корабль, всплывший в надводное положение, остался практически без
электроэнергии. Дизель-генераторы из-за неисправности использовать не удалось.
На вторые сутки был израсходован запас воздуха, что затруднило выравнивание
дифферента и поддержание плавучести. Экипаж боролся за живучесть корабля более
трех суток, однако спасти К-8 не удалось. В седьмой и восьмой отсеки начала
поступать забортная вода. 12 апреля в 6.18 лодка затонула на глубине 4680 м,
унеся с собой жизни 52 членов экипажа. Часть людей была эвакуирована на
советские суда, подошедшие к месту аварии. Командиру лодки капитану 2 ранга В.
Бессонову посмертно присвоено звание Герой Советского Союза. Его именем и именем
НМС (начальника медицинской службы) капитана м/с Соловья названы улицы в г.
Гремиха.
Все лодки проекта 627А были выведены в резерв и списаны в
1989-1992 гг. К-115, К-14, К-42, К-133 и К-181 завершили свою службу на Тихом
океане, остальные - на Северном флоте. |