Проект 629 (629А)
В 1959 году советский ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки проекта 629 с дизель-электрической
энергетической установкой. В мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание на
разработку технического проекта ракетной подводной лодки. Оно предусматривало максимум унификации с торпедными ПЛ проекта 611 и
более современной - проекта 641. Последняя и была взята в качестве базовой.
Эскизное проектирование, выполненное под руководством главного конструктора лодки Н.Н. Исанина выявило «полную несостоятельность
требований ТТЗ 1954», что особенно проявилось в разделе, посвященном ракетному вооружению. 11 января 1956 года было утверждено
новое техническое задание на ПЛ и ракетный комплекс Д-2, содержавшее радикально переработанные требования. Чтобы ускорить ввод в
строй новых ракетных лодок, Исанин предложил проектировать субмарину под комплекс Д-1, но заложить возможности для дальнейшей
модернизации под более мощные ракеты. Такой путь позволял не ждать результатов завершения испытаний ракетного вооружения, а
развернуть работы немедленно. Предложение было принято.
Архитектура ПЛ проекта 629 отличалась рядом особенностей, обусловленных, в первую очередь, необходимостью разместить ракетные
шахты в специальном отсеке. Для понижения центра тяжести и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии, прочный
корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме "восьмерки", в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров.
Длинное, высокое и широкое ограждение кроме прочной рубки и выдвижных устройств закрывало и верхние части шахт. Конструктивно ПЛ
делилась на восемь отсеков.
Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были
представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство ПЛ проекта 629. К началу 1960 года Северный флот
получил пять ракетных лодок, а Тихоокеанский флот - две. Всего же их построили 22 единицы. До принятия на вооружение ракет Р-13,
три лодки, сданные к тому времени, несли по три Р-11ФМ. К испытаниям ракеты Р-13 привлекалась лодка проекта 629. С ноября 1959
года по август 1960 года с борта подводной лодки Б-92, входившей в состав Северного флота, выполнили 13 запусков (11 успешных),
после чего 13 октября 1961 года ракета была принята на вооружение ВМФ.
С подводной лодки К-102 (командир - Г. И. Каймак, командир ракетной боевой части - В. Н. Архипов, командир группы управления - В.
Ф. Савенко) 20 октября 1961 года был выполнен единственный в мире пуск ракеты Р-13 в варианте с термоядерным зарядом мегатонного
класса.
Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения (время старта первой ракеты после всплытия составляло
4 минуты), что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок.
Успешные бросковые испытания прототипов, а также завершение отработки различных систем ракетного комплекса, получившего
обозначение Д-4, позволили перейти к этапу летно-конструкторских испытаний. Для ускорения завершения работ, в чем были очень
заинтересованы руководители ВМФ и промышленности, решено было объединить несколько этапов (летно-конструкторские и войсковые) и
провести совместные испытания. Главком ВМФ для выполнения этой программы выделил дизельную подводную лодку К-102 проекта 629Б из
состава Северного флота. Она создавалась и строилась в качестве опытовой для отработки новой ракетной техники.
Первый пуск ракеты Р-21 из подводного положения состоялся 24 февраля 1962 года. Всего в ходе испытаний было выполнено 27 пусков
ракет. Они позволили отработать надежный и безопасный подводный старт ракет. Комплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят на вооружение
постановлением Совмина СССР от 15 мая 1963 года. По своему техническому уровню Р-21 была значительным шагом вперед, но, к
сожалению, только по сравнению со своими советскими предшественницами. Она была выполнена одноступенчатой, с несущими топливными
баками и отделяемой головной частью.
Уже в июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки с целью установки ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21 (проект
629А). При разработке этого проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема всех работ. Основные изменения
коснулись четвертого отсека и междубортного пространства в районе этого отсека. Пришлось установить новые шахты. В кольцевом
зазоре четвертого отсека установили балластные цистерны, предназначенные для удержания лодки на глубине в момент старта ракет.
Ракеты устанавливались в шахты в заправленном состоянии, где они могли находиться до трех месяцев. По истечении этого срока их
необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Стрельба производилась с глубины до 50 м, при волнении моря до 5
баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут.
Для обеспечения ракетной стрельбы использовались корабельные счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1», которые
вырабатывали углы наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта. Навигационный
комплекс «Сигма» применялся для выработки курса и определения скорости подводной лодки, автоматического определения текущего
значения географических координат и выработки текущих значений углов бортовой и килевой качки.
Начиная с 1963 года 14 кораблей прошли модернизацию по проекту 629А (8 на СМП и 6 на ССЗ им. Ленинского Комсомола), в результате
которой они получили на вооружение БР Р-21 с подводным стартом и дальностью стрельбы до 1400 км. Это были первые ПЛ с БР
подводного старта. 6 лодок были размещены на Балтике, остальные на Тихом океане, где находились в боевом строю до конца 80-х
годов. |