Подводная лодка проект 629М
В процессе интенсивного развития ракетно-космической техники и
атомной энергетики в 1950-х появилась необходимость создания малогабаритных и
относительно маломощных АЭУ с различными принципами получения электроэнергии.
Разработчики этих ЭУ в поиске возможных областей их применения предложили
использовать малогабаритную одноконтурную капсульную АЭУ для повышения
энерговооруженности построенных и строившихся ДЭПЛ.
В сентябре 1958 г. ЦКБ-16 получило приказ ГКС, выпущенный на основании
постановления правительства №980-458 от 28.08.1958 г. о разработке эскизного
проекта модернизации ДЭПЛ пр.629 путем установки на них специальных
энергоустановок ТЭС-З (0-154). Исполняющим обязанности главного конструктора
проекта начальник бюро Н.Н.Исанин назначил Я.Е. Евграфова, а вести проект
поручили 3.Л. Mapмуру. Проект получил шифр 629М.
Менее чем через полгода (в установленный приказом срок — в марте 1959 г.)
сокращенный эскизный проект был представлен. В разработанных материалах имелось
три варианта корабля: вариант, предложенный постановлением — с установкой ТЭС-З,
и два инициативных. Поскольку, как стало ясно из проработки заданного варианта,
энергоустановка ТЭС-З имела номинальную мощность турбогенератора всего 600 кВт,
причем более 15% этой мощности тратилось на нужды самой установки, остававшейся
мощности едва хватало на подводный ход скоростью около трех узлов и
вспомогательные нужды корабля.
Вместо установки ТЭС-З бюро рассмотрело возможность применения малогабаритной
АЭУ, прорабатывавшейся в ОКБ ленинградского Кировского завода под шифром
"0-153". Ее мощность превышала мощность ТЭС-3 в несколько раз и при
соответствующем изменении состава гребного электрооборудования позволяла
значительно увеличить скорость длительного подводною хода и соответственно
дальность плавания ПЛ.
Оба варианта модернизации пр. 629 предусматривали навешивание энергокапсулы под
кормовым (VIII) отсеком прочного корпуса, что значительно увеличивало осадку
корабля, ухудшало гидродинамику корпуса и условия внутреннего размещения, а
также значительно усложняло условия эксплуатации корабля.
Установки мыслились одноконтурными с кипящим реактором, при этом с целью
уменьшения массы и объема защита капсулы была только теневой, что делало
проблематичной любую постановку в док и создавало массу других, в т.ч. и
экологических проблем.
С целью преодоления этих недостатков и проверки возможности получения корабля с
более высокими ТТЭ третий вариант предусматривал размещение АЭУ "0-153" в
прочном корпусе ПЛ (естественно, новой архитектуры — от пр. 629 оставалась
только носовая часть).
В своем заключении ЦКБ-16 отрицательно отнеслось к дальнейшим работам над этим
проектом. В это время коллектив бюро усиленно работал над эскизным проектом
первой в мире сверхскоростной титановой АПЛ пр. 661. ведущим конструктором
которой был тот же З.Л. Мармур, и все понимали, что строить новую лодку с
"малогабаритной" АЭУ не имеет смысла, как не имеет смысла и создание корабля с
гибридной ЭУ.
По результатам рассмотрения представленных материалов было сделано заключение о
нецелесообразности дальнейших работ по пр. 629M. |