Проект 644
Работы по созданию в СССР баллистических и крылатых ракет
велись параллельно. Над созданием КР работали КБ возглавляемые Г.М. Бериевым и
В.Н. Челомеем. Причем бюро, возглавляемое Бериевым пошло по пути, сходным с
американским. То есть создавало ракету ангарного хранения, которую следовало
перед пуском выкатывать из ангара, раскрывать крылья и лишь после этого был
возможен запуск. Для крылатых ракет такого типа (П-10) предполагалось
переоборудовать большие ДПЛ пр. 611. Бюро же возглавляемое Челомеем предложило
размещать ракету в специальном контейнере из которого и осуществлялся бы пуск.
Старт происходил при помощи пороховых ускорителей а крылья автоматически
раскрывались в полёте. В качестве носителя должны были использоваться торпедные
ДПЛ пр. 613. Крылатая ракета П-5 предназначалась для стрельбы по береговым целям
и явилась первой отечественно стратегической КР (СКР). Поскольку она имела
турбореактивный двигатель, запуск был возможен только из надводного положения.
Причем перед стартом двигатель необходимо было запустить и вывести на рабочий
режим. Дальность стрельбы составляла около 300 км.
Испытания СКР П-5 проводились на опытовой ПЛ пр. П613 С-146 и
были завершены к 1959 году.
В 1956-1957гг. для использования крылатых ракет комплекса П-5
был разработан проект 644 переоборудования лодки пр. 613 (ЦКБ-18, СКБ-112
(рабочие чертежи), главный конструктор П.П. Пустынцев). А уже к концу 1960 года
в составе ВМФ СССР было шесть ПЛ пр. 644. Это были первые серийные отечественные
ПЛ с крылатыми ракетами.
В соответствии с проектом переоборудование ПЛ пр. 613
происходило без изменения прочного корпуса лодки. Это было достигнуто за счет
демонтажа кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных торпед носовых торпедных
аппаратов и перекомпоновки помещений в носовых отсеках. КР комплекса П-5
размещались в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за
ограждением рубки, параллельно друг другу. Малые размеры ПЛ пр. 613 не позволили
установит ракетные контейнеры в носовой части лодки. Целеуказание ракетам
осуществлялось при помощи навигационного комплекса "Север-Н-644" и
астронавигационного перископа "Лира." Остальное РЭВ осталось таким же как на ПЛ
пр. 613. Помимо этого на лодке установили систему управления ракетной стрельбой
"Север-А644У" и другое оборудование, системы и устройства обслуживающие ракетный
комплекс а также цистерны замещения ракет. В междубортном пространстве была
установлена прочная аварийная балластная цистерна, обеспечивающая погружение,
плавание в подводном положение и всплытие аварийной ПЛ с одним затопленным
ракетным контейнером. Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко
расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были
перенесены баллоны ВВД, а твердый балласт размещен в доковом киле. В результате
модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно
ограждение рубки и изменена надстройка. ЭУ состояла из двух дизелей 37Д (каждый
мощностью по 2000 л.с.), двух гребных электродвигателей ПГ-101 (каждый мощностью
1350 л.с.) и двух электродвигателей экономичного хода ПГ-103 (каждый мощностью
50 л.с.). Аккумуляторная батарея состояла из свинцово-кислотных элементов 46СУ.
Всего было две батареи по 112 элементов в каждой. Вооружение состояло из двух
СКР П-5, расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и четырех носовых
533-мм ТА. Боезапас 4 торпеды (по другим данным 10) . Прибор управления
торпедной стрельбой ПУТС-Л-4.
Поскольку КР хранились полностью готовыми к стрельбе в
контейнерах поддерживался особый микроклимат. Стрельба осуществлялась из
надводного положения ПЛ при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных
контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился в корму лодки, т.е. против
движения. Стрельба залпом не предусматривалась.
При старте первой ракеты, вторая находилась в закрытом
контейнере. Согласно проекту стрельба могла осуществляться при волнении на море
4-6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов. Однако при
испытаниях было установлено, что из-за заливаемости контейнеров ракетная
стрельба с этих ПЛ возможна при волнении моря до 3 баллов и скорости лодки не
более 6 узлов. Лодки проекта 644 в течении 60-х годов находились на боевой
службе.
КР П-5 были присущи недостатки, в числе которых отмечалась
низкая точность стрельбы. В усовершенствованной модификации П-5Д была применена
радиолокационная доплеровская система измерения угла сноса и путевой скорости, а
также установлены более точные гироскопы в автопилоте. Кроме того в бортовой
системе управления был применен радиовысотомер позволивший ракете совершать
полет на меньшей, чем ранее, высоте (до 250 м) и тем самым сделать ракету менее
уязвимой для средств ПРО противника. Для испытаний СКР П-5Д была использована
ПЛРК пр. 644 "С-162" (заводской номер 603). Она была дооборудована до проекта
644Д на заводе "Красное Сормово" и на северодвинском заводе №402. Испытания
проводились в конце 1961 года на Белом море. Они подтвердили повышенную, по
сравнению с КР П-5 точность стрельбы. Усовершенствованная ракета П-5Д была
рекомендована комиссией Госприемки к принятию на вооружение.
Разрабатывался также улучшенный проект 644П с двумя ракетами
П-5, однако дальнейшего развития разработка не получила.
В начале 60-х годов была создана ракета комплекса П-7 с
увеличенной дальностью стрельбы и повышенной точностью. Итоговые испытания новой
ракеты проводились в 1962-1964 в Белом море на ПЛ "С-158" (заводской номер 504)
переоборудованной по проекту 644-7 на заводе "Красное Сормово". Причем
предусматривалось возможность стрельбы КР двух типов П-5Д и П-7. Для этого были
переделаны ракетные контейнеры, установлены унифицированные пульты предстартовой
подготовки и новая система управления ракетной стрельбой. Потребовалось также
перебалансировать ПЛ для возможности использования КР комплекса П-7 с большей
массой, чем у ракеты П-5. Несмотря на положительные результаты испытаний, ракеты
П-5Д и П-7 в серийное производство не пошли. Работы с ними были прекращены в
1965 году, а в 1966 году были сняты с вооружения ракеты комплекса П-5. ПЛРК пр.
644 в 1969-1974 гг. были выведены из состава флота.
С середины 60-х годов задачи отечественных ПЛ по поражению
наземных объектов были возложены на лодки с БР. К этому времени БР стали
превосходить КР по дальности стрельбы и защищенности от средств ПРО, а их
подводный старт обеспечивал ПЛ лучшую защиту от сил ПЛО. Но в конце 50-х -
начале 60-х БР с надводным стартом и малой дальностью стрельбы не имели перед КР
комплекса П-5 никаких преимуществ и создание ДПЛКР продолжалось. |