Подводная лодка проект 648
Водоизмещение надводное, м3. - 6300 |
Длина наибольшая, м. - 102,2 |
Ширина наибольшая, м. - 13,5 |
Осадка средняя, м. - 8,8 |
Архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусной |
Глубина погружения, м. - 300 |
Автономность, сут. - 80 |
Экипаж, чел. - 77 |
Энергетическая установка - тип
дизель-электрическая ; тип ДД - Д-43 ; число х ДД,
л.с. 2 х 4000 (3200 в режиме РДП) ; число х мощность главных ГЭД, л.с. 2 х 4 000
; число х мощность ГЭД экономического хода, л.с. 2 х 140 (на линии вала) ;
число гребных валов - 2 ; тип АБ серебряно-цинковая - 120 СЦ ; число групп АБ х
число элементов в группе 4х152 |
Скорость хода, уз - полная надводная - 14,0 ; полная
подводная - 12,5 ; экономическая подводная - 2,5 ; в режиме РДП - 8,0-10,0 |
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз) - в режиме РДП 12000 (8,0) ; - подводная 25 (12,0) или 550 (2,5) |
Вооружение - торпедное: - число х калибр носовых ТА, мм. 4 х
533 ; число х калибр кормовых ТА, мм. 4 х 400 ; общее число х калибр торпед, мм.
4 х 533 и 18 х 400 ; минное: число и расположение минных устройств - 2 ;
горизонтальные прочные минные трубы в кормовой части ПЛ ; запасные мины на
стеллажах в ПК ; общее число мин в МТ и на стеллажах в ПК - 84-98 |
Средства навигации, наблюдения и связи унифицированы по
составу со средствами торпедных ПЛ |
Транспортируемые десант и грузы:
- торпеды клб.533 мм,
ед. - 40 или крылатые ракеты типа П-5 и П-6, ед. - 10 или личный состав
десанта с оружием, чел. - 120 ; раненые с обслуживающим персоналом, чел. -
120 ; грузы, принимаемые в каждом варианте загрузки ПЛ: торпеды клб.400 мм, ед.
- 20 ; дизельное топливо, т. - 490 ; авиационное топливо, т. - 500 ; смазочное
масло, т. - 50 ; провизия, т. - 35 ; пресная вода, т. - 60 |
Тактико-техническое задание на корабль готовилось практически
параллельно с ТТЗ на ДЭПЛ проекта 632, и было утверждено Главкомом ВМФ в мае
1957 года. Первоначально ДЭПЛ проекта 648 задавалась как чисто транспортная и
предназначалась для снабжения ударных ПЛ, действующих на океанских и морских
коммуникациях противника, торпедным и ракетным (крылатыми ракетами) боезапасом,
топливом, смазочным маслом, средствами жизнеобеспечения личного состава
(провизией, пресной водой, средствами регенерации воздуха), а также для
снабжения гидросамолетов в море авиационным топливом. Главным конструктором
проекта 648 в бюро был назначен Н.А. Киселев.
В марте 1958 года пять вариантов эскизного проекта были представлены на
рассмотрение и утверждение в министерство и Главное управление кораблестроением
(ГУК) ВМФ. А месяцем ранее был утвержден эскизный проект ПЛ - минного
заградителя (проект 632). Близость задач, решаемых первым и вторым кораблями,
исключала их одновременную реализацию.
Через три месяца, 10 июля 1958 года, эскизный проект 648 был утвержден, но по
сути в новом качестве, поскольку Главком ВМФ утвердил и новое ТТЗ на ДЭПЛ
проекта 648, в котором в связи с закрытием работ по проекту 632 на нее
возлагались и функции минного заградителя.
Согласно новому ТТЗ, назначением большой подводной лодки - минного заградителя
проекта 648 стало снабжение ПЛ, действующих на океанских и морских сообщениях
противника, крылатыми ракетами, торпедами, горюче-смазочными материалами и
средствами жизнеобеспечения; снабжение гидросамолетов в море авиационным
топливом; транспортировка личного состава и различных грузов в отдаленные
необорудованные пункты побережья, а также постановка минных заграждений на
коммуникациях противника. Тактико-техническим заданием заново определялся состав
транспортируемых грузов, боезапаса мин, торпед, а также устанавливались новые
значения основных кораблестроительных и тактико-технических элементов корабля.
В марте 1959 года технический проект был представлен в Москву. В договорной
спецификации на подводную лодку было записано, что корабль будет выполнять все
функции, возлагаемые на него ТТЗ, за исключением заправки гидросамолетов в море.
После длительного рассмотрения 24 августа проект был утвержден совместным
решением ВМФ и Министерства судостроительной промышленности. При этом бюро
обязывалось в 1960 году выдать Северному машиностроительному предприятию (СМП)
все рабочие чертежи.
Для транспортировки оружия, различных грузов и десанта в ПК предусматривались
три грузовых отсека. Носовой грузовой отсек, смежный с носовым торпедным
отсеком, предназначался для перевозки торпед калибра 400 мм. В следующем за ним
грузовом отсеке размещались десантники (раненые) или грузы. Третий грузовой
отсек, расположенный между ЦП и дизельным отсеком, отводился для
крупногабаритных грузов (КР и торпед калибра 533 мм) и был оборудован разборными
механизированными стеллажами. В верхней части этого отсека в ПК предусматривался
уступ. Через поперечную переборку в этом районе из грузового отсека в надстройку
выходила наклонная шахта прочной конструкции с крышками по торцам. Через эту
шахту, как через шлюзовую камеру, должна была производиться погрузка (выгрузка)
грузов без риска затопления ПЛ. С грузовой шахтой стыковалась поворотная
платформа, с помощью которой груз из наклонного положения переводился в
горизонтальное и оказывался на уровне палубы надстройки ПЛ. Перегрузку грузов с
платформы на боевые ПЛ и гидросамолеты предусматривалось производить с помощью
штатного подъемного крана транспортной ПЛ, который в положении «по-походному»
заваливался в надстройку ПЛ. Для перевозки жидких грузов в междубортном
пространстве и в ПК были предусмотрены специальные цистерны. Передача этих
грузов с транспортной ПЛ на боевые ПЛ должна была осуществляться в подводном
положении. Для отработки систем, устройств и способов такой передачи грузов в
рамках проекта 648 был выполнен значительный объем опытно-конструкторских работ
и натурных испытаний. В 1960 г. в качестве первого этапа работ по подводной
передаче дизельного топлива были проведены испытания по подводной буксировке ПЛ
проектов 611 и 613 (затем эти работы были продолжены при разработке проекта
664). Произведены стендовые испытания погрузо-разгрузочных устройств ПЛ проекта
648 и др.
В начале 1961 года на Севмашпредприятии началось строительство лодки. Шло оно
трудно. Директор завода добивался передачи строительства транспорта-минзага
другому заводу - в эллинге, где можно было строить минзаг, строились ракетные
подводные лодки первого поколения, а в портфеле лежал заказ на строительство
крупной серии ПЛАРБ проекта 667А, которому придавалось очень большое значение. И
сторонники его позиции как в тогдашнем судпроме, так и в ГУКе нашлись, тем более
что флот уже заказал к тому времени разработку аналогичной по назначению
подводной лодки, но теперь уже оснащенной атомной энергетической установкой.
Естественно, ПЛ с АЭУ значительно превосходила по своим возможностям ПЛ с
дизель-электрической ЭУ. Оценив все "за" и "против", правительство своим
постановлением от 21 июня 1961 года прекратило строительство подводной лодки
проекта 648.
Следует отметить, что с целью повышения скрытности и боевой устойчивости
транспортной ПЛ, ЦКБ-16 была выполнена проработка размещения на ПЛ проекта 648
двух малогабаритных АЭУ типа О-153 мощностью по 6000 л.с. каждая вместо трех
групп АБ (проект 648М). Проработка показала техническую возможность оснащения
АЭУ ПЛ проекта 648 и увеличения за счет этого непрерывной подводной дальности
плавания корабля на экономическом ходу с 550 миль под АБ до 20 000 миль при
использовании АЭУ.
Выполненная проработка не получила продолжения, однако дальнейшие работы в
обеспечение создания транспортной ПЛ не прекратились. Они были продолжены в
направлении разработки проекта 664 - атомной транспортной ПЛ-ПМЗ. |