Проект 651
В 60-е годы наращивание отечественных подводных сил,
предназначенных для борьбы с надводными кораблями и судами противника,
осуществлялось не только путем создания атомных ПЛ, вооруженных ПКР - ПЛАРК
проекта 675, но и ракетных дизель-электрических ПЛ проекта 651, вооруженных ПКР
комплекса "П-6" (проектант - ЦКБ-18). Большие ПЛ проекта 651 были единственным
типом отечественных ДПЛ специальной постройки, вооруженных КР. Они были
построены при применении в качестве корпусных материалов стали повышенной
прочности, энергетического оборудования новой разработки (дизелей, ГЭД, АБ и
др.). ПЛ проекта 651 отличались от ДПЛКР проектов 644 и 665, ранее созданных
путем переоборудования средних торпедных ДПЛ проекта 613, увеличенными скоростью
и дальностью плавания, увеличенной автономностью, улучшенными условиями
обитаемости экипажа и более совершенными средствами акустической и магнитной
защиты за счет облицовки наружного корпуса акустическим покрытием и
использования маломагнитной стали для изготовления наружного корпуса ПЛ.
ПЛРК проекта 651 предназначались для нанесения ударов противокорабельными
ракетами по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских
коммуникациях. Разработка 651-го проекта осуществлялась ЦКБ-18 (главный
конструктор — А.С. Кассациер, главный наблюдающий от ВМФ — И.А. Коцюбин).
Технический проект дизель-электрический подводной лодки был утвержден в 1959
году, а в 1963—1968 гг. в состав ВМФ вошло 16 кораблей этого типа (их
строительство осуществлялось в Ленинграде и в Горьком).
ДЭПЛ несла мощное ударное вооружение (впервые в мировой практике применительно к
ПЛ) — противокорабельные оперативно-тактические крылатые ракеты комплекса П-6,
расположенные в четырех герметизированных транспортно-пусковых контейнерах вне
прочного корпуса, за и перед ограждением рубки. Перед пуском контейнеры
поднимались на угол 15°. Вначале на ПЛ было предусмотрено использование КР двух
типов: ПКР комплекса «П-6» для стрельбы по подвижным целям (кораблям) и «П-5» -
по береговым целям. Соответственно на ПЛ устанавливались две системы управления
ракетной стрельбой и двух типов бортразъемы для ракет «П-6» и «П-5». Вследствие
этого при замене на ПЛ одного типа КР на другой требовалось от двух до трех
суток. Однако, после снятия с вооружения КР комплекса "П-5" в 1966г.
необходимость в такой замене отпала. Состав и конструкция ракетных контейнеров,
систем и устройств, обслуживающих ракетное оружие на ДПЛКР, были в целом такими
же как и на ПЛАРК проекта 675.
ПКР комплекса «П-6» испытывались на ПЛ проекта 651. Одиночные пуски ракет дали
хорошие результаты, однако при залповой ракетной стрельбе возникли те же
проблемы, что и на ПЛАРК проекта 659 (отходящие газовые струи маршевого и
стартового двигателей стартующей ракеты, попадая в воздухозаборник КР,
готовящейся к старту, вызывали срыв потока и подъем температуры в маршевом
двигателе, что приводило к падению его оборотов и даже остановке двигателя), При
этом спроектированная у ПЛ форма газоотводов не оказывала существенного влияния
на работу маршевого двигателя ракеты, В результате испытаний был установлен
порядок запуска ракет и временной интервал между пусками, обеспечивающие
залповую стрельбу всеми ракетами ПЛ.
ПКР комплекса «П-6» обладали большой дальностью полета, в связи с чем для ДПЛКР
проекта 651 так же, как и для ПЛАРК проекта 675 проблемой являлось обеспечение
целеуказания ракетам. Для этой цели на ПЛ была установлена система приборов «Успех-У»,
предназначенная для приема целеуказания с самолетов, патрулирующих в районе
действия ДПЛКР.
Торпедное вооружение корабля включало шесть носовых торпедных аппаратов калибром
533 мм (боезапас — шесть торпед), стрельба из которых обеспечивалась на глубинах
от перископной до 100 м. Кроме того, имелось четыре 400-мм ТА (боезапас — 12
торпед) в кормовой части корабля (максимальная глубина стрельбы — 250 м).
Лодка имела двухвальную энергетическую установку в составе двух дизелей
надводного хода 1Д43 (2 х 4000 л. с.), двух главных гребных электродвигателей
подводного хода МГ-141 (2 х 6000 л. с.), дизель-генератора мощностью 1000 кВт (с
дизелем 1Д42) и двух гребных электродвигателей экономического хода ПГ-140 (2 х
2000 л. с.).
Впервые в практике отечественного подводного кораблестроения на лодках 651-го
проекта было решено применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи “30/3”,
имевшие значительно большую емкость по сравнению с традиционными
свинцово-кислотными.
ПЛ имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, а также все поперечные
водонепроницаемые переборки были выполнены из стали с пределом текучести 60 кгс/мм2.
Это позволило увеличить предельную глубину погружения по сравнению с ранее
построенными отечественными дизель-электрическими подводными лодками на 100 м.
Первые пять субмарин имели легкий корпус, изготовленный из маломагнитной стали.
Однако в дальнейшем из-за коррозионного растрескивания вновь вернулись к
использованию обычной стали.
Начиная с шестого серийного корабля на легкий корпус наносилось специальное
резиновое противогидролокационное покрытие.
По тактико-техническим данным, мощности оружия, радиотехническому вооружению,
корабельным системам, механизмам и устройствам подводные лодки 651-го проекта
превосходили все существующие в 60-х годах отечественные и зарубежные
дизель-электрические подводные лодки. Применение противогидролокационных
покрытий, средств шумопоглощения, мер по звукоизоляции механизмов от корпуса
корабля, нового движительного комплекса с малошумными гребными винтами в
направляющих, насадках обеспечивало ПЛ 651-го проекта уровень шумности, меньший
чем у лодок других проектов, при рекордно высокой для отечественных ДЭПЛ
скорости полного подводного хода — более 18 узлов. Дальность плавания
экономичной подводной скоростью 2,8 узла составляла 810 миль.
Данный проект имел две основные модернизации: 651К – ПЛ была оборудована
приемной антенной и аппаратурой системы космического целеуказания КР «Касатка-Б»,
651Э – ПЛ, оснащенная созданной в СССР малогабаритной вспомогательной атомной
силовой установкой ВАУ-6. Также на базе этого проекта разрабатывался проект 683
(развития не получил).
ДЭПЛ проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с
исключительно большим запасом плавучести.
Корпус состоял из восьми отсеков:
1. Носовой торпедный отсек;
2. Отсек жилых помещений и передних аккумуляторных батарей;
3. Отсек управления ракетами и аккумуляторных батарей;
4. Отсек управления;
5. Отсек жилых помещений и две группы аккумуляторных батарей;
6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
7. Отсек электромоторов;
8. Кормовой торпедный отсек.
|