Подводная лодка проект 653
Длина наибольшая - 97,5 м |
Ширина наибольшая - 12,2 м |
Осадка - 7,8 м |
Водоизмещение -
нормальное - 5250 м3 |
Запас плавучести - 36 % |
Глубина погружения - предельная 300 метров |
Скорость - наибольшая надводная - 14-15 узлов, подводная - 22-24 узла |
Автономность - 80 суток |
Экипаж - 101 человек |
Вслед за опытной атомной подводной лодкой проекта П-627А, оснащенной одной стратегической крылатой ракетой большой дальности П-20, разрабатываемой под руководством С.В. Ильюшина в соответствии с постановлением СМ от 17 августа 1956 г., в СКБ-143 летом 1958 года началось проектирование более мощной ракетной подводной лодки 653-го проекта, несущей не одну, а две КР.
Планировалось построить 18 серийных ПЛАРК проекта 653 (с завершением всей серии в 1962 году). Технический проект был завершен в 1959
году. Лодка имела конструкцию, близкую конструкции АПЛ пр. П-627А. Два контейнера с ракетами располагались горизонтально непосредственно за ограждением выдвижных устройств, образуя одну длинную рубку обтекаемой формы. Ракетные контейнеры имели большие габариты и массу. Для обеспечения надводной устойчивости корабля потребовалось увеличить его ширину на три метра по сравнению с проектом П-627А. В то же время за счет изменения кормовых обводов длина лодки была несколько уменьшена. Более совершенная гидродинамика позволила, при увеличенном водоизмещении, сохранить скоростные характеристики предшествующей лодки.
В конструкции прочного корпуса было решено применить более прочную сталь, использовать усовершенствованный тип атомного реактора (ВМ-1 М), вместо свинцово-кислотных применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи “55СЦ”, пятилопастные винты уменьшенной шумности и внедрить ряд других усовершенствований.
Основное вооружение лодки состояло из двух сверхзвуковых (3200-3500 км/ч) стратегических крылатых ракет П-20 с максимальной дальностью стрельбы 3500 км, несущих термоядерную БЧ мощностью
3 Мт. Для управления ракетной стрельбой предполагалось использовать систему “Сокол-П-653”. В процессе старта обеих КР лодка должна была находиться на поверхности не более 10
мин.
Торпедное вооружение включало четыре 533-мм и два 400-мм торпедных аппаратов с боезапасом, соответственно, четыре и 12 торпед. Начать строительство ПЛАРК 653-го проекта предполагалось в
1959 году. Первые рабочие чертежи нового атомохода был направлены на завод
402 в Северодвинск в декабре 1958 г., однако к постройке головного корабля предприятие так и не приступило: в феврале 1960 г. было принято правительственное решение о закрытии программы П-20, что через три месяца привело и к прекращению всех работ над носителями этой КР. Некоторое время в ОКБ Ильюшина продолжась разработка на базе проекта П-20 противокорабельной ракеты большой (1800-2000 км) дальности П-22, однако, вскоре, прекратилась и эта программа (что было вполне закономерно, т.к. в то время не представлялось возможным создать сколько-нибудь надежную систему целеуказания, обеспечивающую возможность стрельбы по кораблям противника на такой дистанции).
|