Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 654

Описание  

 

     
Водоизмещение - нормальное объемное - 1600 м3
Скорость - полного подводного хода - 20 уз. ; полного надводного хода - 13 уз.
Дальность плавания - 23 мили при 20 узлах ; 790 миль при 2 узловой экономической скорости ;  в реж. РДП с полным запасом топлива - 9000 миль при 8,5 узлах
Глубина погружения - предельная 300 м.
Автономность - 60 суток.
Вооружение - 6 533-мм ТА (12 торпед) ; 4 400-мм ТА (12 торпед)

В 1956 г., в соответствии с постановлениями СМ СССР №1191-610 от 25 августа и №1555-783 от 6 декабря, коллектив ЦКБ-112 начал разработку новой средней ПЛ проекта 654, предназначавшейся для массового строительства. ГК проекта назначили З.А. Дерибина. которого в 1958 г. сменил А.И. Аменицкий.

Проект разрабатывался по ТТЗ, выданному УК ВМФ 26 октября 1956 г., и рассматривался как развитие проекта 633. Было разработано три варианта (один — инициативный).

Инициативным вариантом предусматривались новые архитектурные формы корпуса и более совершенные обводы при относительной длине корпуса 4.6 (для проекта 613 — 6,9. для проекта 633 — 6,4). При этом ЭУ выбрана в таком составе: для подводного хода — серебряно-цинковая АБ (из 2-х групп по 152 элемента), два ГЭД мощностью по 4000 л.с. (при 1200 об./мин) и ЭД экономического хода: для надводного хода и хода под РДП — дизельная установка с двумя двигателями 43ДП по 4000 л.с.

Торпедное вооружение было сосредоточено в носовом отсеке.

В 1958 г. был разработан технический проект 654, который предусматривал максимальное внедрение передовой технологии корпусосборочных работ (метод блочной постройки с насыщением в цехе с поблочной гидравликой прочного корпуса).

Проектом был предусмотрен ряд оригинальных конструкций, в частности, прочные цилиндрические межотсечные поперечные переборки (рассчитанные на давление 20 кг/см2 со стороны выпуклости и 25 кг/см: — со стороны вогнутости) и штампо-сварные прочные концевые переборки. Межотсечные переборки были изготовлены и испытаны на заводе "Красное Сормово".

В 1958 т. ЦКБ-112 выпустило рабочие чертежи, завод-строитель приступил к строительству головного корабля, но в 7-летний план развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 гг. постройку средней ПЛ проекта 654 не включили.

УК ВМФ откорректировало ТТЗ на проектирование новой ПЛ (проекта 654П) с установкой на палубе надстройки четырех контейнеров для надводного запуска КР П-5 и П-6. По этому заданию ЦКБ-112 приступило к разработке нового технического проекта, однако в связи с тем, что завод "Красное Сормово" начал подготовку к строительству аналогичной ПЛ по проекта 651, разработанному ЦКБ-18 (ГК - А.С. Кассациер), разработку проекта 654П приостановили и более к нему не возвращались.