Подводная лодка проект 654
Водоизмещение
- нормальное объемное - 1600 м3 |
Скорость - полного подводного хода - 20 уз. ; полного надводного хода
- 13 уз. |
Дальность
плавания - 23 мили при 20 узлах ; 790 миль при 2 узловой
экономической скорости ; в реж. РДП с полным запасом топлива - 9000
миль при 8,5 узлах |
Глубина
погружения - предельная 300 м. |
Автономность - 60 суток. |
Вооружение - 6 533-мм ТА (12 торпед) ; 4 400-мм ТА (12 торпед) |
В 1956 г., в соответствии с постановлениями СМ СССР №1191-610
от 25 августа и №1555-783 от 6 декабря, коллектив ЦКБ-112 начал разработку новой
средней ПЛ проекта 654, предназначавшейся для массового строительства. ГК
проекта назначили З.А. Дерибина. которого в 1958 г. сменил А.И. Аменицкий.
Проект разрабатывался по ТТЗ, выданному УК ВМФ 26 октября 1956 г., и
рассматривался как развитие проекта 633. Было разработано три варианта (один —
инициативный).
Инициативным вариантом предусматривались новые архитектурные формы корпуса и
более совершенные обводы при относительной длине корпуса 4.6 (для проекта 613 —
6,9. для проекта 633 — 6,4). При этом ЭУ выбрана в таком составе: для подводного
хода — серебряно-цинковая АБ (из 2-х групп по 152 элемента), два ГЭД мощностью
по 4000 л.с. (при 1200 об./мин) и ЭД экономического хода: для надводного хода и
хода под РДП — дизельная установка с двумя двигателями 43ДП по 4000 л.с.
Торпедное вооружение было сосредоточено в носовом отсеке.
В 1958 г. был разработан технический проект 654, который предусматривал
максимальное внедрение передовой технологии корпусосборочных работ (метод
блочной постройки с насыщением в цехе с поблочной гидравликой прочного корпуса).
Проектом был предусмотрен ряд оригинальных конструкций, в частности, прочные
цилиндрические межотсечные поперечные переборки (рассчитанные на давление 20
кг/см2 со стороны выпуклости и 25 кг/см: — со стороны вогнутости) и
штампо-сварные прочные концевые переборки. Межотсечные переборки были
изготовлены и испытаны на заводе "Красное Сормово".
В 1958 т. ЦКБ-112 выпустило рабочие чертежи, завод-строитель приступил к
строительству головного корабля, но в 7-летний план развития народного хозяйства
СССР на 1959-1965 гг. постройку средней ПЛ проекта 654 не включили.
УК ВМФ откорректировало ТТЗ на проектирование новой ПЛ (проекта 654П) с
установкой на палубе надстройки четырех контейнеров для надводного запуска КР
П-5 и П-6. По этому заданию ЦКБ-112 приступило к разработке нового технического
проекта, однако в связи с тем, что завод "Красное Сормово" начал подготовку к
строительству аналогичной ПЛ по проекта 651, разработанному ЦКБ-18 (ГК - А.С.
Кассациер), разработку проекта 654П приостановили и более к нему не
возвращались. |